Опыт интеграции математики и конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Терехова, Н. Н. Опыт интеграции математики и конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений / Н. Н. Терехова, Р. Ю. Белая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6620/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: дополнительное образование, обучающиеся, формированию элементарных математических представлений, логика, конструирование.

Математика представляет уникальные возможности для развития ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике. Конструирование формирует жизненно важные личностные качества — аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, развивает алгоритмические навыки и творческие способности. В 2020–2021 учебном году в студии развития «Дошкольная академия» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» началась апробация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Математика с элементами логики и конструирования», предполагающей интеграцию математики и конструирования на занятиях с обучающимися 3–7 лет.

Цель программы «Математика с элементами логики и конструирования» — формирование элементарных логико-математических представлений, развитие познавательных интересов и интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Программа предполагает сенсорное, познавательное, интеллектуально-творческое развитие обучающихся дошкольного возраста. Подробнее ознакомиться с задачами программы, ожидаемыми результатами ее освоения, объемом и сроками реализации, режимом, периодичностью и продолжительность занятий можно на сайте «Навигатор дополнительного образования Оренбургской области»(https://dop.edu.orb.ru/materials/program/0908F5962123BDEEBA5D0A838E3B0A74).

Среди важных отличительных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика с элементами логики и конструирования» необходимо отметить следующие:

  1. Добавление к общепринятым тематическим разделам программы по формированию элементарных математических представлений раздела «Конструирование и моделирование», который обеспечивает применение полученных математических знаний и умений в практической деятельности дошкольника, ведь в современном обществе требуются люди, умеющие применять на практике полученные знания. Предоставляя возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели, конструирование позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне, что соответствует психофизиологическим особенностям мозга ребенка этого возраста и наиболее соответствует его возможностям и потребностям. Конструирование помогает понять, что такое геометрические тела, строения, качества, формы и пространственные соотношения. На занятиях по конструированию обучающиеся работают с логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера, кубиками Никитина, конструктором LEGO Classic, деревянным конструктором «Строим сами».
  2. Повторение в начале года программного материала предыдущего года обучения, что позволяет плавно ввести обучающихся в образовательный процесс, ведь после летнего каникулярного перерыва у детей дошкольного возраста частично теряются ранее полученные знания.
  3. Содержание учебного материала четвертого года обучения ориентировано на подготовку обучающихся к школе и составлено так, чтобы можно на занятиях комфортно ощущали себя и те дети, которые ранее не обучались по программе и начинают свою дошкольную подготовку по математике в 6–7 лет.

Работа обучающихся с логическими блоками Дьенеша (слева) и цветными палочками Кюизенера (справа) Работа обучающихся с логическими блоками Дьенеша (слева) и цветными палочками Кюизенера (справа)

Рис. 1. Работа обучающихся с логическими блоками Дьенеша (слева) и цветными палочками Кюизенера (справа)

Работа обучающихся с кубиками Никитина (слева) и деревянным конструктором «Строим сами» (справа)

Работа обучающихся с кубиками Никитина (слева) и деревянным конструктором «Строим сами» (справа)

Рис. 2. Работа обучающихся с кубиками Никитина (слева) и деревянным конструктором «Строим сами» (справа)

  1. Работа над творческим семейным проектом «Математическая сказка», направленным на повышение интереса обучающихся к математике, организацию совместной работы обучающегося, родителей и педагога дополнительного образования. Работа над проектом предполагает применение ребенком знаний и умений, полученных при освоении программы для получения конкретного результата. Включаясь в работу над проектом, обучающиеся овладевают новыми знаниями, которые становятся достоянием их личного опыта. Основной акцент в ходе работы делается на глубоком понимании полученной информации, сознательном и активном ее усвоении, воспитании старания и самостоятельности.
  2. В основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного подхода: новые знания не даются в готовом виде, а входят в жизнь обучающихся как «открытие». Обучающих подводят к «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выделяют существенные признаки и отношения предметов — делают свои первые «математические открытия». Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления, воображения, и творческих способностей детей.
  3. Занятия по программе преимущественно организуются в форме игры. Математические игры способствуют развитию умственных способностей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний, развивают способность к исследовательскому и творческому поиску. С помощью дидактических игр, упражнений, игровых ситуаций, развивающих игр и логических заданий обучающиеся учатся рассуждать, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения и делать выводы. Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений, развивают способность к исследовательскому и творческому поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности всегда интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребенка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ [1]. Вся система образовательных занятий воспринимается обучающимися как естественное продолжение игровой и практической деятельности. Ребята не замечают, что идет обучение, — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, строительным материалом, кубиками LEGO.

В 2020–2021 учебном году реализация части программы «Математика с элементами логики и конструирования» осуществлялась с использованием дистанционных технологий: социальной сети «Вконтакте», ресурсов сети Интернет, видеохостинга Youtube, мессенджера «Viber». Образовательный процесс осуществлялся в режиме онлайн асинхронно. Для обучающихся студии развития «Дошкольная академия» и их родителей в социальной сети «Вконтакте» была создана открытая группа «Студия развития «Дошкольная академия», где для обучающихся каждого года обучения по программе в обсуждениях был создан свой раздел. Например, раздел для обучающихся 6–7 лет (четвертый год обучения) https://vk.com/topic-197920389_41262171. В период перевода Дворца творчества детей и молодежи на режим работы в системе электронного обучения в данном разделе педагог дополнительного образования размещает видеозанятия, задания, определяет сроки их выполнения, комментирует для родителей особенности работы. Кроме того, видеозанятия размещаются на YouTube-канале педагога «Раиса Белая» (https://bit.ly/2zrLwoB).

Высокие результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика с элементами логики и конструирования» подтверждаются их участием и победами в и конкурсах различного уровня: международный конкурс по лего-конструированию и робототехнике «LEGO-2020» (г. Москва), номинация «Поделка», возрастная категория 5–6 лет — два диплома победителя I степени, четыре диплома победителя II степени (2020 г.); городской дистанционный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Наукоград» (г. Оренбург), номинация «Юный математик» — четыре диплома I степени и два диплома II степени (2020 г.); международный детский конкурс «ПОНИ® Готовься к школе!», Логико-математический конкурс «ПОНИ® — Знайка» (г. Омск) — два диплома победителя возрастная категория 5–6 лет, диплом победителя и пять дипломов призёров в возрастной категории 6–7 лет; X городской интеллектуальный конкурс для детей дошкольного возраста «Почемучки» (г. Оренбург), номинация «Математическая мозаика» — диплом II степени (2021 г.).

Кроме того, высокие результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика с элементами логики и конструирования» подтверждаются результатами диагностических исследований. По сравнению с октябрем 2020 годом уровень усвоения программы обучающимися по всем показателям в апреле 2021 года повысился на 40–60 %, что свидетельствует о положительной динамике в усвоении программного материала.

Программа «Математика с элементами логики и конструирования» ориентирована развитие познавательных интересов детей, увеличение объема памяти и внимания, на формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии), на развитие образного, конструктивного, пространственного и вариативного мышления, фантазии, воображения и получение радости от творческого процесса. Формирование конкретных математических знаний и конструктивных навыков не является самоцелью, а представляет собой средство развития личностных качеств ребенка, создания условий для накопления им опыта деятельности и общения, именно благодаря этому занятия по новой программе так полюбились обучающимся.

Литература:

  1. Бондаренко, С. Р. Формирование элементарных математических представлений через игру / С. Р. Бондаренко. — Текст: электронный // Gigabaza.ru: [сайт]. — URL: https://gigabaza.ru/doc/169959-pall.html (дата обращения: 29.09.2021).

Ключевые слова

дополнительное образование, конструирование, логика, обучающиеся, формированию элементарных математических представлений

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями математики

Статья посвящена вопросам изучения приемов рациональных вычислений бакалавров педагогико-математического образования.

Формирование познавательных УУД у младших школьников посредством математического моделирования

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Развитие пространственного мышления учеников при обучении черчения (на примере темы «Виды»)

В процессе обучения черчению задействуются внимание, память, мышление и т. д. В данной статье изложены рекомендации по методике обучения черчению на примере темы «Виды». Если применить данные рекомендации в процессе обучения, то можно добиться развит...

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями математики

Статья посвящена вопросам изучения приемов рациональных вычислений бакалавров педагогико-математического образования.

Формирование познавательных УУД у младших школьников посредством математического моделирования

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Инновационный метод обучения высшей математике студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии»

В данной статье рассматривается новый, инновационный метод преподавания высшей и дискретной математики студентам вузов технического направления, в частности направлениям информационных технологий, а также выявление педагогических проблем и их решение...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных классах

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Развитие пространственного мышления учеников при обучении черчения (на примере темы «Виды»)

В процессе обучения черчению задействуются внимание, память, мышление и т. д. В данной статье изложены рекомендации по методике обучения черчению на примере темы «Виды». Если применить данные рекомендации в процессе обучения, то можно добиться развит...

Задать вопрос