Организация и проведение мероприятий экологической направленности в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Индустриального района города Череповца
Авторы: Афанасьева Анна Павловна, Елисеева Анна Павловна, Богданова Ольга Геннадьевна, Козловская Евгения Владимировна, Шестакова Анастасия Николаевна, Манушина Елена Васильевна, Топоркова Елена Игоревна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 14.10.2021
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Организация и проведение мероприятий экологической направленности в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Индустриального района города Череповца / А. П. Афанасьева, А. П. Елисеева, О. Г. Богданова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6631/ (дата обращения: 16.11.2024).
В сентябре 2017 года наш детский сад был включен в городской комплексный экологический проект «Наш общий дом», в рамках которого была создана городская рабочая группа «Вопросы сетевого взаимодействия в системе непрерывного экологического образования» с целью внедрения организации сетевого взаимодействия на уровне Индустриального района города Череповца.
В соответствии с планом рабочей группы течение 2017–2019 годов на базе нашего дошкольного учреждения прошел ряд мероприятий, подготовка которых осуществлялась по единой структуре:
1) Определение содержания и названия мероприятия, сроков его проведения.
2) Оценка и подбор материально-технических ресурсов, определение базовой площадки для проведения мероприятия.
3) Подготовка Положений.
4) Издание приказа о проведении мероприятия и размещение его на сайте Управления образования города Череповца.
5) Разработка сценария проведения мероприятия.
6) Подготовка и проведение мероприятия.
7) Рефлексивный анализ мероприятия и подведение итогов.
Экологическая квест-игра «Клуб экоумников» состоялась в апреле и мае 2018 года в два потока.
Задачи игры:
– выявить обучающихся с наиболее высоким уровнем экологической грамотности и воспитанности;
– распространить положительный опыт образовательного учреждения по сетевому взаимодействию через общественную презентацию;
– развивать навыки командной работы.
Каждая команда состояла из 5 человек. Перед началом игры детей встретила профессор Погодина — главный распорядитель погоды нашего детского сада. Команды представились и произнесли свои девизы. Профессор Погодина сообщила детям, что хочет принять всех в клуб «Экоумников» и приготовила для каждой команды в качестве подарка Красную книгу Вологодской области. Но браконьер сообщил, что испортил Красные книги. Командам было предложено пройти испытания — отправится по станциям в соответствии с нумерацией на маршрутном листе. На каждой станции детей встречали персонажи — помощники Браконьера, которые проводили свою часть квеста с детьми на станциях: «Эколаборатория», «Птичий базар», «Экозащитники». «Трухлявый пень» и «Метеоплощадка». Выполнив все задания и найдя листы Красной книги, команды возвращались к профессору Погодиной, где были подведены итоги квеста.
Семейная гостиная «Вместе за экологию!»
Мероприятие прошло в марте 2019 года.
Цель мероприятия: внедрение сетевого взаимодействия образовательных учреждений Индустриального района, участников городского комплексного экологического проекта «Наш общий дом» и ПАО «Северсталь» через проведение семейной гостиной «Вместе за экологию» для обучающихся образовательных учреждений Индустриального района и их родителей — работников ПАО «Северсталь».
Группа участников для реализации данного мероприятия — родители — работники ПАО «Северсталь», обучающиеся и педагоги образовательных учреждений Индустриального района: 4 детских сада и 3 школы.
До проведения мероприятия семейные команды под руководством педагогов подготовили информацию на темы «Наша семья в истории «Северстали», «Добрые дела «Северстали».
В дошкольном учреждении в день проведения мероприятия были организованы: фотовыставка «Северсталь — живая сталь», выставки реализованных экологических проектов и практических материалов, выставка детских рисунков «Северсталь» глазами детей», оформлена информация о значимых экологических проектах, реализованных ПАО «Северсталь», образовательными учреждениями Индустриального района и Управления образования города Череповца в целом в рамках городского комплексного экологического проекта «Наш общий дом».
Семейная гостиная включала в себя несколько конкурсных заданий:
1) «Визитка семьи», где каждая семья имела возможность рассказать о себе, о своей связи с металлургическим комбинатом.
2) Интеллектуальный конкурс «Знатоки экологии». В рамках конкурса семьи решали экологические задачи, разгадали тайну черного ящика и вспомнили обитателей Дарвинского заповедника, а самые юные участники семейной гостиной имели возможность посоревноваться в раздельном сборе мусора.
3) Инсценировка экологической сказки «Вместе мы сила!».
4) Представление командами эмблем, отражающих как ПАО «Северсталь», образовательное учреждение и семья решают вопросы экологического воспитания подрастающего поколения.
По результатам мероприятия жюри определило победителей. Дети, родители и педагоги получили подарки и памятные альбомы «Вместе за экологию!».
Фестиваль детских театральных коллективов «Давайте жить экологично!».
Цель фестиваля: интеграция экологического, эстетического, нравственного и художественного восприятия обучающихся через театральную деятельность как одно из эффективных условий формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
– пропагандировать и популяризировать экологические знания средствами искусства;
– использовать творческий потенциал участников для распространения экологической информации и формирования экологической культуры детей;
– сформировать интерес к театральному искусству, как способу творческой самореализации, создать условия для творческого общения и обмена опытом;
– сформировать у участников навыки сотрудничества и умения работать в команде на достижение общей цели, развивать коммуникабельность участников, содействовать решению психологических проблем, достижению лучшего взаимопонимания;
– выявить талантливые детские театральные коллективы.
В ноябре 2017 года рабочая группа организовала и провела фестиваль экологических театров «Давайте жить экологично!» — мероприятие для образовательных учреждений Индустриального района города, в котором приняли 8 коллективов из 7 образовательных учреждений в количестве 64 человек.
В апреле 2019 года фестиваль получил статус городского, был включен в план работы Управления образования мэрии города Череповца и проводился среди дошкольных образовательных учреждений в рамках XVI городского фестиваля детских экологических театров «Зеленая волна» имени Ю. А. Федорина.
В фестивале прияло участие более 180 детей из 20 дошкольных учреждений города. Экологическая тематика спектакля — одно из основных условий участия коллективов в фестивале. Дети в своих постановках не только затрагивали экологические проблемы, но и предлагали варианты и пути их решения. Фестиваль прошел на высоком эмоциональном уровне и вызвал положительный отклик у детей и взрослых.
Литературная викторина «Экология в сказках»
Цель викторины: организация сетевого взаимодействия «Детский сад — начальная школа» образовательных учреждений Индустриального района через проведение литературной викторины «Экология в сказках».
Задачи:
– способствовать изучению народных авторских сказок с экологической точки зрения;
– расширять кругозор и словарный запас детей.
– развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес детей;
– формировать навыки работы в команде;
– воспитывать интерес к авторским сказкам экологического содержания.
В декабре 2019 года была организована и проведена литературная викторина «Экология в сказках — мероприятие для образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия «Детский сад — начальная школа», в котором приняли 6 команд из 6 образовательных учреждений микрорайона в общем количестве 30 человек. Каждая команда состояла из 5 участников. Командам предлагалось принять участие в выполнении заданий по авторским литературным произведениям (сказкам) русских писателей и мультипликационным фильмам, а также в творческих заданиях. Перечень произведений и мультфильмов был заранее представлен в Положении о проведении викторины.
Литературная викторина включала в себя несколько туров:
- Разминка. Каждой команде по очереди задавалось по 3 вопроса по содержанию сказок. Приведем несколько из них: Как звали сиротку, которую взял к себе дед Кокованя в сказе П. Бажова «Серебряное копытце»? Какое животное звали Серой шейкой? Где жила лягушка-путешественница?
- Тур «Черный ящик». Был внесен черный ящик, по наводящим вопросам ведущего участники должны были догадаться что там находится, записать ответ на листе и передать жюри.
- Тур «Исключи лишнее». Детям были предложены конверты, в которых находились несколько картинок к одной сказке и одна лишняя. Необходимо было и отложить лишнюю картинку, остальные сложить в конверт, название и автора сказки записать на листе.
- Тур «Найди писателя». Каждой команде было выдано изображение обложки книги. По залу размещены портреты писателей, написавших эти книги. Необходимо подобрать к каждой книге портрет того писателя, который ее написал, положить в конверт и передать жюри.
- Конкурс капитанов. Капитаны выходили по очереди, отвечали на вопросы словами «да-нет». Примеры вопросов: Серая шейка не могла летать, потому что на нее напала лиса и сломала крыло? Сова в одноимённой сказке не стала ловить мышей, потому что рассердилась на старика за его слова, что она ему — не друг. В сказке «Храбрый утёнок» к тарелке подлетал жук и напугал утят.
- Тур «Узнай по клюву». Каждой команде был выдан конверт, в котором находился лист с изображением клювов трёх разных птиц. Одна из этих птиц питается насекомыми, другая — зёрнами и ягодами, третья — мясом. Задание было следующим: соединить линиями изображение клюва с той пищей, которой питается птица с таким клювом.
- Тур «Мульт-путешествие» Каждой команде по очереди предлагалось просмотреть эпизод мультфильма и предположить, что произойдет дальше.
Домашним заданием для команд было сочинить сказку, включающую в себя экологическую проблему и ее решение, которую заранее прислать организаторам конкурса. После подведения итогов викторин, каждая из команд получила в подарок книгу — сборник сочиненных сказок «экология в сказках».
Мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне, получило высокую оценку присутствующих детей и педагогов.
По результатам рефлексивного анализа, можно сделать вывод, что опыт организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений Индустриального района можно считать положительным; показан достаточно высокий уровень подготовки участников; мероприятия прошли удачно, понравились детям, родителям и педагогам.