Конспект музыкальной НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста «Бал для кукол»
Автор: Горбулева Лилия Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 06.10.2021
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Горбулева, Л. В. Конспект музыкальной НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста «Бал для кукол» / Л. В. Горбулева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6638/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Знакомство с творчеством Д. Д. Шостаковича.
Задачи:
— развивать речь, мышление, внимание посредством размышления и высказывания о характере музыки;
— закреплять понятие о жанре вальс;
— укреплять артикуляционный аппарат, способствовать чёткому произнесению слов;
— побуждать петь выразительно;
— продолжать формировать навык ритмичного движения;
— развивать танцевальное творчество;
— учить коллективному взаимодействию при совместной игре на детских музыкальных инструментах;
Ход НОД
Дети под музыку «Марш» Д. Шостаковича входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель обращает внимание ребят на кукол.
- Вступительная часть
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях куклы. И я предлагаю вам устроить для них бал! Но вот беда, сундук с музыкальными инструментами исчез! А вместо него я увидела вот эту записку: «Я, моё Величество Минор, спрятал ваш сундук с инструментами, чтобы вы не могли больше исполнять веселую музыку! Но, так и быть, я дам вам шанс. Если вы выполните мои задания, то сможете найти сундук! Но вряд ли это под силу таким маленьким детям, как вы! За каждое пройденное испытание вы получите букву. В итоге, сложив все буквы, прочтёте слово — подсказку, которое укажет, где спрятан сундук».
Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, попробуем доказать его величеству Минору, что мы не такие уж маленькие и слабые? Тогда читаю первое задание:
Задание 1: Прослушать пьесу Д. Д. Шостаковича и определить жанр и характер музыки. Если справитесь с заданием, найдёте первую букву рядом с портретом композитора.
Музыкальный руководитель: Итак, предлагаю послушать музыку, но сначала давайте вспомним о композиторе Д. Д. Шостаковиче.
Д. Д. Шостакович — это великий русский композитор, педагог, пианист. Он родился 115 лет назад, и ему довелось пережить две мировые войны. И в своей музыке Шостакович часто отображал всю ту боль, ужас и лишения, которые пережил наш народ в военные годы и годы разрухи. Когда началась блокада Ленинграда, Дмитрий Дмитриевич находился ещё в городе. Тогда он, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил ночью на крышах домов во время бомбардировок. В это же время Шостакович пишет Седьмую симфонию, которую посвящает блокадному Ленинграду. Эта музыка принесла Шостаковичу всемирную славу! В ней передан не только ужас фашистского нашествия, но и несокрушимая вера в победу советского народа. Музыка Седьмой симфонии призывала людей, измученных холодом и голодом, не сдаваться, воодушевляла солдат, вселяла в них веру в победу!
Но Д. Д. Шостакович писал и детскую музыку. Сейчас мы послушаем пьесу, которую он посвятил своей дочери Галине. А вы, ребята, послушайте её внимательно, и постарайтесь определить жанр и характер музыки.
- Слушание пьесы «Вальс — шутка» Д. Шостаковича
Вопросы детям:
— Каков характер этой музыки, какие движения под неё удобно выполнять?
— Что интересного вы услышали, кто может танцевать под эту музыку?
Музыкальный руководитель: Правильно ребята, это музыка танцевального характера, но это необычный вальс. Вальс, в переводе с французского, означает «кружиться». По характеру вальсы бывают разные, но чаще всего это плавный танец. А этот вальс звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, словно музыкальная шкатулка. Можно представить, что под эти звонкие и нежные звуки танцуют куколки.
Поэтому, этот вальс называется «Вальс- шутка».
Ну что ж, ребята, вы справились с заданием Минора и сейчас посмотрим, есть ли буква–подсказка рядом с портретом Д. Д. Шостаковича. А вот и она! Назовите её! (дети называют букву «О»). А мы смотрим, какое следующее испытание приготовил нам Минор.
Задание 1: Выполнить упражнение «Звучащие жесты». Если справитесь, найдёте букву-подсказку в шкафу.
- Игра «Музыкальные фрукты» (по методике «Элементарное музицирование» Т. Тютюнниковой)
Дети разучивают ритмический рисунок, заданный словами «Лимон — Апельсин», с помощью хлопков и шлепков. Затем «украшают» музыку с помощью «звучащих жестов. Например, девочки прохлопывают ритм — Лимон (две четвертные длительности) а мальчики отшлёпывают ритм — Апельсин (две восьмые, четверть). Затем упражнение выполняется под «Детскую польку» М. Жилинского. Педагог-дирижёр вразброс показывает, какая группа выполняет «звучащие жесты».
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились! А вот и вторая буква (дети называют букву «К»). Что ж, смотрим, какое задание будет следующим.
Задание 3: Красиво спойте грустную песню. Букву найдёте возле фортепиано.
Музыкальный руководитель : Ребята, чтобы красиво спеть песню, нужно подготовиться к пению. Давайте сделаем зарядку для губ и язычка.
- Артикуляционная гимнастика
Разработка мягкого неба — «Пасть льва» — зевок с закрытым ртом.
Разработка языка — вращение кончиком языка перед зубами, покусывание языка.
«Лошадка» — пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
Разработка губ — « Поцелуй» — губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается с причмокиванием.
Разработка щек — «Шарик» — перегонка воздух с одной щеки в другую.
Музыкальный руководитель : Ну что ж, артикуляционный аппарат разогрет, будем приступить к пению? Будем петь лёгким звуком, ласково, без крика.
- Исполнение песни «Осенняя песенка» муз. и сл. Н. Маслухиной
После исполнения песни ребята находят букву «Н».
Музыкальный руководитель : А у нас осталось последнее задание! Нужно станцевать польку. Давайте, ребята. Поучим кукол танцевальным движениям весёлой польки.
- Исполнение польки
После танца дети находят последнюю букву «О» под стульчиком одной из кукол, складывают слово –подсказку «окно», и находят сундук с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель предлагает сыграть для танца кукол «Вальс-шутку» в оркестре. Мальчики разбирают музыкальные инструменты, а девочки «приглашают» кукол на танец.
- Танцевальная импровизация с куклами и игра на ДМИ
Музыкальный руководитель : Я очень рада, ребята, что вы смогли справиться со всеми предложенными вам заданиями и найти наш музыкальный сундук! А вы, ребята, рады, что смогли устроить праздник для кукол? Молодцы!
Дети под музыку «Марш» Д. Шостаковича выходят из зала.