Адаптивное физическое воспитание для детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.10.2021

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Шмелькова, А. А. Адаптивное физическое воспитание для детей с ОВЗ / А. А. Шмелькова, Ю. С. Крещенова, А. С. Щеглова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6641/ (дата обращения: 19.12.2024).



Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети ориентируются с трудом.

Адаптивная физическая культура (далее — АФК) является областью общей физической культуры. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека. В зависимости от потребностей детей с ОВЗ выделяют следующие компоненты адаптивной физической культуры. [2.c.42]

  1. Адаптивное физическое воспитание (образование) — вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.
  2. Адаптивный спорт — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей.
  3. Адаптивная двигательная рекреация — компонент адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
  4. Адаптивная физическая реабилитация — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций.
  5. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ и другие средства искусства. [1.c.32]

Они:

1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;

2) улучшают обмен веществ;

3) благоприятно влияют на центральную нервную систему, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;

4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность и взаимодействие двух сигнальных систем;

5) улучшают функции сенсорных систем

Правила адаптивного физического воспитания:

  1. Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять.
  2. С Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них.
  3. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
  4. Для ребенка необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии. [4.c.12]
  5. Использование технологий по АВА терапии помогает ребенку

– Лучше взаимодействуют с окружающим.

– Повышает способность к обучению.

– Обучает необходимым для последующей самостоятельной жизни.

Интересные упражнения и игры:

  1. Название этой игры: «Поймай мячик»

Взрослый катит маленький мяч ребенку, задача поймать мячик стаканчиком, сверху поставив его на движущуюся цель. Игра, в которую можно легко играть и дома. Развивает внимание, скорость реакции, координацию глаз-рук. Как можно усложнить — увеличивать скорость броска мяча, ловить два мяча двумя руками, по команде говорить, какой рукой ловить мяч «Лови правой, лови левой».

  1. Нагрузить и сконцентрировать ребёнка можно не только активными аэробными или силовыми упражнениями, но и работой с балансом и вниманием в самом спокойном темпе.

Задание: Перенести палочку из конусов в другие конусы, двигаясь по бревну. Но для начала привыкнуть к бревну, без усложнений. На первых этапах, обязательно нужна помощь взрослого, далее ребенок делает самостоятельно, а потом можно усложнить.

  1. Задание проползти по матам с высокой скоростью и катить мяч перед собой. Полосы препятствий, очень нравятся детям. Их можно делать более сложнее и на скорость, но маленькие кусочки большой полосы препятствий изучаются в медленном темпе, вместе с педагогам, а потом их можно соединить.
  2. Задание: Прокатить мяч по линии на стене, она может быть разной, волной, квадратом т. д. Также она может быть на полу. Это очень сложное упражнение, детям не хватает сил в руках. Терпения, и зрительного ориентира.

Упражнение: «Зеркало»

Ребенок повторяет упражнения, сидя напротив педагога. Здесь мы задействовали конусы. Отработали простые движения. Можно потом перейти на сложные и увеличить темп, а конусы заменить на другой инвентарь.

Что здесь развиваем:

  1. Пересечение средней линии — перекресты, ориентирование в теле
  2. Ориентирование во внешнем поле выше горизонтали, вне поля зрения — можем работать над головой, за спиной, с предметами и без.
  3. Чувство рук и ног руки выпрямляются в разных плоскостях, ноги могут работать одновременно и асинхронно, с предметами и без, изолированное управление стопами [3.c.67]

Важное правило: Инструктор + родитель + Сила!

Именно от этого общения, вашей Совместной продуктивной работы зависят результаты ребёнка.

Вы можете подружиться, можете остаться в «деловых» отношениях, можете назвать себя командой.

Родители — большие помощники педагогу, именно они знают особенные ключики к коррекции поведения своего ребёнка и могут помочь в быстрой адаптации ребёнка к занятиям.

Итак, что делает инструктор при взаимодействии с родителями:

  1. Проводит анкетирование (начальное, промежуточное, итоговое).
  2. Подробно расспрашивает историю болезней ребёнка, медицинские противопоказания.
  3. Получает разрешение на фото/видео съёмку.
  4. Может ответить на любой вопрос родителя, объяснить цель, задачи, тренируемые мышцы и системы организма в упражнении, выполняемым ребёнком.
  5. Обучает родителя самостоятельному тренингу своего ребёнка и даёт домашние задания.
  6. Информирует родителей полезной литературой/семинарами/лекциями/обучениями/событиями.
  7. Ведёт себя спокойно, уважительно, следит за речью.
  8. Работает в тандеме в течение всего педагогического процесса!

Открытость родителей очень важна, но, конечно, бывает не все идёт гладко и происходит игнорирование со стороны родителей и непринятие информации, с этим тоже нужно уметь работать.

Литература:

  1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов в средних педагогических учебных заведениях. — М.: Академия, 2001.
  2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. Ред. С. П. Евсеева. — М.: 2002.
  3. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под Ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001.
  4. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт., 2001.

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Экологическое образование дошкольников с использованием ИКТ

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Экологическое образование дошкольников с использованием ИКТ

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Задать вопрос