Адаптивное физическое воспитание для детей с ОВЗ
Авторы: Шмелькова Анастасия Александровна, Крещенова Юлия Сергеевна, Щеглова Алена Сергеевна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 13.10.2021
Статья просмотрена: 393 раза
Библиографическое описание:
Шмелькова, А. А. Адаптивное физическое воспитание для детей с ОВЗ / А. А. Шмелькова, Ю. С. Крещенова, А. С. Щеглова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6641/ (дата обращения: 19.12.2024).
Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети ориентируются с трудом.
Адаптивная физическая культура (далее — АФК) является областью общей физической культуры. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека. В зависимости от потребностей детей с ОВЗ выделяют следующие компоненты адаптивной физической культуры. [2.c.42]
- Адаптивное физическое воспитание (образование) — вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.
- Адаптивный спорт — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей.
- Адаптивная двигательная рекреация — компонент адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
- Адаптивная физическая реабилитация — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций.
- Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры — компонент адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ и другие средства искусства. [1.c.32]
Они:
1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем
Правила адаптивного физического воспитания:
- Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять.
- С Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них.
- Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
- Для ребенка необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии. [4.c.12]
- Использование технологий по АВА терапии помогает ребенку
– Лучше взаимодействуют с окружающим.
– Повышает способность к обучению.
– Обучает необходимым для последующей самостоятельной жизни.
Интересные упражнения и игры:
- Название этой игры: «Поймай мячик»
Взрослый катит маленький мяч ребенку, задача поймать мячик стаканчиком, сверху поставив его на движущуюся цель. Игра, в которую можно легко играть и дома. Развивает внимание, скорость реакции, координацию глаз-рук. Как можно усложнить — увеличивать скорость броска мяча, ловить два мяча двумя руками, по команде говорить, какой рукой ловить мяч «Лови правой, лови левой».
- Нагрузить и сконцентрировать ребёнка можно не только активными аэробными или силовыми упражнениями, но и работой с балансом и вниманием в самом спокойном темпе.
Задание: Перенести палочку из конусов в другие конусы, двигаясь по бревну. Но для начала привыкнуть к бревну, без усложнений. На первых этапах, обязательно нужна помощь взрослого, далее ребенок делает самостоятельно, а потом можно усложнить.
- Задание проползти по матам с высокой скоростью и катить мяч перед собой. Полосы препятствий, очень нравятся детям. Их можно делать более сложнее и на скорость, но маленькие кусочки большой полосы препятствий изучаются в медленном темпе, вместе с педагогам, а потом их можно соединить.
- Задание: Прокатить мяч по линии на стене, она может быть разной, волной, квадратом т. д. Также она может быть на полу. Это очень сложное упражнение, детям не хватает сил в руках. Терпения, и зрительного ориентира.
Упражнение: «Зеркало»
Ребенок повторяет упражнения, сидя напротив педагога. Здесь мы задействовали конусы. Отработали простые движения. Можно потом перейти на сложные и увеличить темп, а конусы заменить на другой инвентарь.
Что здесь развиваем:
- Пересечение средней линии — перекресты, ориентирование в теле
- Ориентирование во внешнем поле выше горизонтали, вне поля зрения — можем работать над головой, за спиной, с предметами и без.
- Чувство рук и ног руки выпрямляются в разных плоскостях, ноги могут работать одновременно и асинхронно, с предметами и без, изолированное управление стопами [3.c.67]
Важное правило: Инструктор + родитель + Сила!
Именно от этого общения, вашей Совместной продуктивной работы зависят результаты ребёнка.
Вы можете подружиться, можете остаться в «деловых» отношениях, можете назвать себя командой.
Родители — большие помощники педагогу, именно они знают особенные ключики к коррекции поведения своего ребёнка и могут помочь в быстрой адаптации ребёнка к занятиям.
Итак, что делает инструктор при взаимодействии с родителями:
- Проводит анкетирование (начальное, промежуточное, итоговое).
- Подробно расспрашивает историю болезней ребёнка, медицинские противопоказания.
- Получает разрешение на фото/видео съёмку.
- Может ответить на любой вопрос родителя, объяснить цель, задачи, тренируемые мышцы и системы организма в упражнении, выполняемым ребёнком.
- Обучает родителя самостоятельному тренингу своего ребёнка и даёт домашние задания.
- Информирует родителей полезной литературой/семинарами/лекциями/обучениями/событиями.
- Ведёт себя спокойно, уважительно, следит за речью.
- Работает в тандеме в течение всего педагогического процесса!
Открытость родителей очень важна, но, конечно, бывает не все идёт гладко и происходит игнорирование со стороны родителей и непринятие информации, с этим тоже нужно уметь работать.
Литература:
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов в средних педагогических учебных заведениях. — М.: Академия, 2001.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ. Ред. С. П. Евсеева. — М.: 2002.
- Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под Ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001.
- Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт., 2001.