Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста
Авторы: Аверюк Елена Владимировна, Серикова Анна Андреевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 26.10.2021
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Аверюк, Е. В. Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста / Е. В. Аверюк, А. А. Серикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6663/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: пескотерапия, песок как средство развития, коррекция и развитие речи.
Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка — куча песка.
К. Д. Ушинский
Практический опыт показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, которые имеют различную структуру и степень выраженности.
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, в последнее время появилось новое направление — пескотерапия.
Этот метод построен на теории Карла Густава Юнга, известного швейцарского психолога, который в своей теории утверждает, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Песочную терапию можно использовать для диагностики, коррекции и развития речи.
Во время игр с песком ребенок учится работать в коллективе. Игра в песке с фигурками помогает ребенку научиться выражать свои переживания. Придумывание песочных историй способствует формированию представлений об окружающем мире.
Как показывает опыт, использование данной технологии при работе с детьми дошкольного возраста способствует развитию мелкой моторики при использовании разнообразных действий с песком (сжать и разжать в кулачке; захватывание песка в щепотку, мелко перебирая пальцами; перетирание песка и т. д.); рисование на песке как на рис. 1 (дорожки, волны следы, заборчики);
Рис. 1. Рисование дорожек, волны и т. д.
— работа с контурами и шаблонами, закрепление образа букв через печатание их на песке (рис 2).
Рис. 2. Буквы на песке
Работа в песочнице позволяет решать задачу развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для этого детям предлагается выбрать и назвать фигурки с определенным звуком (собрать зоопарк, зоомагазин и т. д. рис 3).
Рис. 3. Фигурки с определенным звуком
Работа над лексической стороной речи с использованием песка способствует расширению и активизации предметного словаря (песок, песчинка, песчанка, песочек и т. д.), обогащению словаря детей глаголами рис. 4 (сыпать, гладить, грести, превращать, мочить), прилагательными (влажный, мокрый и т. д.).
Рис. 4. Активизация словаря глаголами, прилагательными
Развитие лексической стороны речи можно сочетать с операциями классификации по темам (например, овощи, фрукты), как показано на рис. 5.
Рис. 5. Классификация предметов
Актуально использование педагогической песочницы и для составления предложений, например: «Ёлка растет в лесу» (рис. 6.), «Ёжик несет яблоко».
Рис. 6. Составление предложений
Во время игр с песком обучающий материал становится для детей с нарушениями речи более доступным. Обобщение, классификация предметов дается легко, психологические процессы протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия.
При работе с песком эффект успеха создается при минимальном напряжении. Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют. При создании образов на песке у дошкольника появляются успешность и уверенность в себе.
Литература:
- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2010.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
- Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. — СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2008.
- Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
Ключевые слова
пескотерапия, песок как средство развития, коррекция и развитие речиПохожие статьи
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Похожие статьи
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...