Логоритмическое занятие на тему «Перелётные птицы»
Авторы: Осипова Жанна Петровна, Кондакова Наталья Геннадьевна, Лебедева Рита Ильясовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 25.10.2021
Статья просмотрена: 774 раза
Библиографическое описание:
Осипова, Ж. П. Логоритмическое занятие на тему «Перелётные птицы» / Ж. П. Осипова, Н. Г. Кондакова, Р. И. Лебедева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6675/ (дата обращения: 16.11.2024).
Задачи:
1.Образовательные:
— закреплять и расширять знания детей по лексической теме «Перелётные птицы» (названия перелётных птиц; понятие «перелётные птицы» (уметь объяснить), куда улетают птицы, почему; названия птенцов);
— закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе;
— закреплять умение делить слова на части.
2.Коррекционные:
— развивать общую и мелкую моторику, координацию, переключаемость движений, речевое и диафрагмальное дыхание,
— регулировать мышечный тонус;
— развивать просодические компоненты речи;
— развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, координацию речи, движения и музыки, умение повторять ритмический рисунок.
3.Воспитательные:
— воспитывать любовь к птицам, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: оформление музыкального зала разноцветными листьями, облачками, силуэтами птиц на центральной стене. Сбоку от центральной стены устанавливается мультимедийный проектор. Подборка видеосюжетов о перелётных птицах. Музыкальные произведения П. И. Чайковского, А. Евтодьевой, А.Арутюнова.
Ход занятия:
Организационный момент. Психогимнастика.
Ведущий:
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмёмся.
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнёмся. (Дети «дарят» друг другу улыбки.)
Ведущий:
Отгадайте загадку.
Что за птица пролетела
Над Кузбасскою тайгой,
В золото, багрянец лес одела,
Заворожила всех своею красотой? (Осень).
На экране появляется заставка с осенней композицией, играет мелодия А.Арутюнова «Осень».
Ведущий:
Что же бывает осенью? (Дети называют приметы осени).
Ведущий:
Правильно, ребята.
Художница-осень краской золотой
Раскрасила берёзки и иву над рекой.
Осенняя листва под ножками шуршит,
Прощается с Кузбассом, стая птиц на юг летит.
Ведущий:
Посмотрите на экран, кто из птиц покидает наш край и улетает на юг?
Загадки:
Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка?... (соловей)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам... (грачи)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит... (жаворонок)
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее... (кукушка)
(На экране по очереди появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).
Ведущий:
У всех родителей есть дети, а птиц …. (птенцы). Поиграем — называем.
(Ведущий с мячом становится в круг и по очереди кидает мяч детям, называя перелётную птицу. Дети называют птенца в единственном и множественном числах и кидают мяч обратно.)
Грач-грачонок-грачата, аист-аистёнок-аистята, стриж-стрижёнок-стрижата, гусь-гусёнок-гусята, утка-утёнок-утята, скворец-скворчонок-скворчата.
Ведущий:
А кто может правильно и быстро скороговорку повторить:
«Летели лебеди со своими лебедятами, а аисты с аистятами».
Ведущий:
Сейчас мы все превратимся в аистов. (на экране появляется изображение аиста). Повторяем за мной стишок и движения (дети шагают за взрослым по кругу, высоко поднимая ноги).
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
Ведущий:
Аист хочет с нами поиграть. (На голову ребёнку- голящему одевается маска аиста).
— Аист, аист, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне? Болотные опушки!
— А ещё?
— Ещё? Лягушки.
Их ловить — не изловить…
Вот и всё!
Тебе водить! (Дети разбегаются, голящий их догоняет. Голящий меняется несколько раз.)
Ведущий:
А теперь девочки и мальчики потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Эта птица-соловей,
(Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)
эта птица-воробей,
эта птица-совушка, сонная головушка.
Эта птица-свиристель,
эта птица — коростель.
Эта птица- злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птицы, птицы, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
Ведущий:
Вы умеете играть, а теперь пора считать. (На экране появляется схема с ритмическими рисунками. Нужно их отхлопать под музыку.)
Музыкальная игра «Повтори ритмический рисунок»
Ведущий:
Кто же враг наших птиц? (хищные птицы).
Мы с вами опять превращаемся в птиц.
Игра на развитие музыкального внимания и слуха «Коршун летит».
По очереди включаются разнохарактерные части музыкального произведения. Если играет спокойная музыка, дети «как птички» «летают» по залу. Если играет тревожная громкая музыка, дети присаживаются на корточки и «прячутся в домики».)
Молодцы. Все спрятались от коршуна. Теперь можно и отдохнуть, полежать на полянке. (Дети укладываются на ковре, закрывают глаза и релаксируют под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».).
Ведущий:
Хорошо все отдохнули. А теперь споем песню про птиц «Улетают журавли».
(Дети поют песню.)
Итог занятия
Ведущий:
Мы с вами пели и играли,
Хлопали и танцевали,
Разных птиц мы называли
и на пальцах их считали.
А теперь пришла пора
Нам прощаться детвора.
Птицам в даль мы путь укажем,
Дружно в след мы им помашем.
(На экране появляется видеосюжет с улетающими вдаль птицами. Дети машут руками над головой, провожая птиц на юг).
Литература:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.
- Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 5–6 лет.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение.