Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.11.2021

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Матросова, И. С. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии / И. С. Матросова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6708/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в реализации, приемлем практически для всех детей. Отмечаются основные преимущества и правила применения данной техники. Указывается высокая эффективность Су-Джок терапии, которая, воздействуя на точки на поверхности ладоней и ступней, позволяет улучшить деятельность многих внутренних органов, способствует раскрепощению детей, повышению уровня их уверенности, контактности с другими сверстниками, учебной активности.

Ключевые слова: детский сад, старшие дошкольники, нетрадиционные методы, речевая активность, инновационные подходы в обучении, образовательные технологии, психоэмоциональное состояние, Су-Джок терапия

The article discusses the relevance of the use of Su-Jok therapy in improving the indicators of speech activity in older preschool children. It is noted that this type of manual therapy is safe, low-cost, convenient and comfortable to implement, acceptable for almost all children. The main advantages and rules of using this technique are noted. The high efficiency of Su-Jok therapy is indicated, which, acting on points on the surface of the palm and feet, improves the activity of many internal organs, helps to liberate children, increase their level of confidence, and contact with other peers.

Keywords: kindergarten, senior preschoolers, non-traditional methods, speech activity, innovative approaches to teaching, educational technologies, psycho-emotional state, Su-Jok therapy

Многочисленные исследователи и педагоги-практики, психологи отмечают в своих трудах положительное влияние нетрадиционных методов и технологий на психоэмоциональное состояние и речевую активность детей старшего дошкольного возраста [1; 2]. Исследование выполнено на передовом педагогическом опыте автора. Выявлены преимущества внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс.

Наиболее эффективными нетрадиционными методами развития и коррекции речевой деятельности (информационно-коммуникационные технологии, песочные технологии, Су-Джок терапия, устное народное искусство, театр) и результатами их положительного воздействия на поведение, самочувствие, внимание, память и психоэмоциональное состояние дошкольников. Доказано, что Су-Джок терапия является одним из наиболее эффективных средств речевого развития старших дошкольников [3].

Данная терапевтическая технология способствует стимуляции отделов головного мозга ребенка, отвечающих за речевые функции. В результате снимается детская стеснительность, скованность, депрессия, застенчивость, вызываются положительные эмоции, усиливается вера в свои силы и желание принимать активное участие в играх, образовательных процессах. Данная методика побуждает к самопроизвольной речевой деятельности, часто помогает, когда ребенок капризен, выходит из себя. Отмечается значительная необходимость и целесообразность инновационного метода Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как происходит развитие мелкой моторики детей а, следовательно, и активизация отделов головного мозга [4]. Пальцы стимулируют развитие центральной нервной системы и речевые функции дошкольников. Следует отметить необходимость продолжения изучения инновационных методов коррекции речи и дальнейшего обучения детей старшего дошкольного возраста на основе Су-Джок терапии.

Актуальность. Специалисты и логопеды отмечают у многих современных детей значительную задержку в развитии речевых навыков. Зачастую их речь не является плавной. Большинство экспертов связывают это с состоявшимися негативными изменениями, произошедшими в нашем обществе — развитие цифровых технологий, разъединение индивидуумов, снижение реального общения и, как следствие, сокращение объема игровых форм общения детей, использование айфонов и планшетов, начиная с раннего возраста, цифровизация всех сторон жизни. Сегодня почти в каждой семье имеется компьютер, а, зачастую, и не один, а несколько — для каждого члена семьи. Состоялось упрощение технологий уборки и приготовления пищи, изъятие из повседневной жизни таких видов домашней деятельности, как шитье, вязка, штопка, лепка пельменей, пирожков, в которых ранее всегда помогали дети и, тем самым, развивали свои мануальные навыки.

В результате всех вышеперечисленных трансформаций и состоялись неизбежные изменения в поведении детей-дошкольников, которые самым непосредственным образом отразились на их речи, ее формировании, своевременном развитии. Исходя из отмеченного, актуальным является исследование всевозможных форм нетрадиционной мануальной терапии для улучшения речевой функциональности детей старшей группы детского сада.

Цель исследования: изучение роли развития тонких движений кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка и апробация программы дополнительной образовательной деятельности для развития навыков говорения, улучшения мелкой моторики.

Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста находятся в процессе формирования их речевых функций, на которые оказывает благотворное воздействие стимуляция отделов головного мозга за счет активизации различных зон на руках посредством техники Су-Джок.

Для достижения обозначенных цели и гипотезы необходимо решить ряд задач:

  1. Выполнить литературный обзор актуальных источников, в которых анализировалась эффективность применения Су-Джок терапии для улучшения речевых навыков старших дошкольников;
  2. Выявить преимущества применения мануальной терапии Су-Джок в коррекции развития речевой активности старших дошкольников;
  3. Рассмотреть основные методологические приемы и подходы, способствующие повышению эффективности применения Су-Джок в работе с детьми старшей группы детского сада;
  4. Представить собственные полученные результаты от внедрения методологических подходов использования приемов мануальной терапии Су-Джок в практике ежедневных занятий с детьми старшего школьного возраста для коррекции их речевой деятельности;
  5. Выполнить анализ полученных результатов.

Основная часть. Многие специалисты — дошкольные педагоги, логопеды, психологи, физиологи, исследователи развития речевой сферы отмечают, что стимуляция мелкой моторики способствует общему умственному развитию детей, а также оказывает благотворное влияние на их речь [5; 6]. Полученные результаты указывают на высокую эффективность, простоту, отсутствие необходимости использования дорогостоящего оборудования, обучения специалиста. Многочисленные публикации в международных изданиях подтверждают эффективность данного метода при лечении мигреней [7], болей в спине, лечении бронхиальной астмы [8; 9; 10; 11] терапии ишемической болезни сердца, понижения уровня стресса [12]. В настоящее время Су-Джок включена в государственные программы здравоохранения и образования ряда государств. Также возможно осуществлять набор диагностических мероприятий, позволяющих выявить болезненные точки, которые укажут на сбои в работе определенных органов.

Помимо недорогих мануальных приспособлений в Су-Джок применяются семена. Единственное, воспитателю необходимо следить, чтобы дети не поместили семена в рот. Но, так как речь идет о старшей дошкольной группе, то эта форма ознакомления с окружающей средой у детей уже, преимущественно, пройдена. Тем не менее, в рекомендациях по применению данного метода необходимо это отметить в случаях замедленного развития ребенка, либо его развития по особому сценарию (когда происходит усиленное развитие других навыков и способностей, что целесообразно отмечать в беседах с родителями).

Семенная терапия заключается в применении семян или других частей растений и прикреплении их с помощью ленты в соответствующей точке руки или ноги человека, испытывающего боль. Су-Джок терапия лечит и предотвращает заболевания на физическом, умственном и эмоциональном уровне, используя руки и ноги в качестве зоны лечения. Семенная терапия считается гармоничной Су-Джок терапией и использует энергию определенных семян. Поскольку семена считаются естественными стимуляторами, они могут вызывать реакцию части тела. Этот феномен акупунктуры является причиной того, что семенная терапия считается важным методом лечения Су-Джок терапии. Эта терапия рассматривается как система исцеления, при которой простая стимуляция определенных соответствующих точек на руках и ногах, Су-Джок будет применяться к этой области и вокруг нее, чтобы найти наиболее болезненные места. Исцеление отмечалось у 94 % пациентов.

После процедуры точечного массажа пациентам рекомендуется связать или прикрепить семена с помощью лейкопластыря к болезненным точкам. Пульсации семян доставляют дополнительную энергию, чтобы ускорить прогрессирование ускоренного заживления, когда они находятся в прямом контакте с обработанной точкой. Семенная терапия эффективна при хронических заболеваниях и некоторых болях, особенно в суставах. Семена можно положить по отдельности на пораженный участок или покрыть весь болезненный участок.

Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связана с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» — связанные с этими органами. Находя эти точки, при задействовании Су-Джок терапии возможно помочь организму справиться с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Преимущества Су-Джок терапии

Рис. 1. Преимущества Су-Джок терапии

В результате собственной работы с детьми в детском саду были выработаны правила, которые характеризуются достаточной простотой. Но их крайне желательно соблюдать, чтобы не вызвать отторжения методики ребенком и достичь максимального эффекта:

  1. Необходимо осуществлять мониторинг реакций детей при использовании массажеров Су-Джок — оно должно вызывать позитивные реакции у детей и приятные ощущения;
  2. Воспитатель проводит занятия по методике Су-Джок терапии до реакции кожных покровов ребенка в виде легкого порозовения и потепления;
  3. Противопоказаниями к проведению Су-Джок терапии у детей старшего дошкольного возраста, равно как и других возрастных групп, является отсутствие кожных или инфекционных заболеваний, температуры, сыпи;
  4. Необходимо следить за своевременным чередованием размещения эластичных колец Су-Джок на пальцах в одном положении с целью избегания нарушений в кровообращении;
  5. Следует не использовать резких движений для исключения вероятности травмирования кожных покровов детей и вызывания негативных реакций на методику.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается замедленная мелкая моторика, что отрицательно сказывается на речевом развитии, поэтому необходима дополнительная работа по повышению ручной умелости [13].

Под моторикой (от лат. motor — приводящий в движение) подразумевают «двигательную активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т. д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения». Грэйс Крайг предлагает определение мелкой моторики в своей книге «Психология развития»: «тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев» [14].

Ловкие пальцы необходимы ребенку для выполнения ежедневных рутинных действий: самостоятельно и аккуратно пользоваться столовыми приборами, быстро одеваться на прогулку в детском саду, выполнить поручения родителей и воспитательницы в детском саду, красиво рисовать и осваивать правописание, выполнять поделки.

С другой стороны, формирование высокого уровня мелкой моторики у детей, согласно достижениям российской физиологии, в частности, результатов исследований В. М. Бехтерева, двигательная активность рук обусловливает улучшение произношения многих звуков, формирует речевые навыки детей. Это связано с тем, что нервные окончания на пальцах рук напрямую связаны с речевым центром мозга. Но игры с пальцами влияют не только на речь. Они положительно влияют на весь мозг, в целом, способствуя формированию и укреплению нейронных связей, улучшая мозговую деятельность, в целом. И. М. Сеченов указывал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению» [15].

Одной из важных основ развития старшего дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.

Был проведен эксперимент в рамках группы детей старшей дошкольной группы детского сада, имеющих задержки в речевом развитии. Было проведено исследование в двух группах учащихся и сравнение их речевых навыков. Для исследования было взято две группы дошкольников старшей дошкольной группы. В контрольной группе техника Су-Джок не применялась. В экспериментальной группе была задействована данная техника.

В контрольной группе были выявлены незначительные улучшения по скорости чтения, понимания прочитанного текста, качеству проговаривания труднопроизносимых сложных слов, тогда как в экспериментальной группе отмечались значительные достижения по критериям скорочтения, качеству проговаривания труднопроизносимых сложных слов. Также в экспериментальной группе дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, вовлеченными в игровые занятия, охотно выполняли все упражнения Су-Джок техники.

После применения мануальной техники Су-Джок показатели развития речевой активности старших дошкольников улучшились. Звуки, которые вызывали у детей затруднения при произношении, стали звучать чище и яснее. Повысилась скорость речи. Паузы между предложениями сократились.

У большинства детей при использовании нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса суставных и лицевых мышц, активация мелко дифференцированных и формирование произвольно скоординированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологических симптомов (гиперсаливация, синкинезия, отклонение). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большинству таких детей в будущем не потребуется логопедическая работа, так как звуки образуются и вводятся в речь спонтанно. Также улучшается общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит период адаптации в дошкольном образовательном учреждении. То внимание, которое уделяется воспитателем при проведении занятий с привлечением терапии Су-Джок, является мощным психостимулирующим фактором, мягко и ненавязчиво воздействующим на снятие психологического напряжения, скованности, зажатости у детей.

Выводы. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи мануальной терапии Су-Джок оказывает благотворное воздействие на психофизиологическое развитие детей, их интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Раскрыты преимущества технологии Су-Джок терапии среди других нетрадиционных методов, которая раскрепощает детей дошкольного возраста и стимулирует их творчество; дети получают большое эмоциональное удовлетворение от данного вида терапевтического воздействия. Закладывается основа для дальнейшего развития позитивных коммуникативных навыков. Осуществляется последовательная и динамичная подготовка к предстоящему школьному обучению.

Именно для этой возрастной группы актуальны различные мануальные техники в связи с тем, что дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что от них требуется сделать. И, в то же время, их речевые навыки еще продолжают формироваться. Таким образом, данная возрастная когорта считается наиболее благоприятной для внедрения инновационных практик в рамках занятий с детьми в детских садах и в домашней обстановке с помощью родителей. Су-Джок является современным актуальным направлением народной медицины, характеризующимся удобством реализации, низкозатратностью, возможностью применения в любое подходящее для этого время, отсутствием противопоказаний и вреда.

Литература:

  1. Байбулатова А. Н. Применение Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2016. № 1. С. 8–10.
  2. Анохина В. С., Левкович И. С. Значимость развития тонких движений кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2019. № 1. С. 4–9.
  3. Kolisnyk L. The influence of non-traditional methods and technologies on the psycho-emotional state of older preschoolers with aphasia. Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University in Psychological and Pedagogical Problems of Modern School Psychological and Pedagogical Problems of Modern School pp 161–168; https://doi.org/10.31499/2706–6258.1(5).2021.235979
  4. Бельгибаева Г. К., Қазангапова С. О. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения су-джок-терапии // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2–3. — С. 322–324; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6606 (дата обращения: 23.10.2021).
  5. Коновалова Г. А. Су-джок терапия в коррекции нарушений речи // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 58–62.
  6. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 217 с.
  7. Safonov MI, Naprienko MV. Analiz éffektivnosti refleksoterapii v kompleksnom lechenii khronicheskoĭ migreni [Analysis of the efficacy of reflexology in the complex treatment of chronic migraine]. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2017;117(5):22–25.
  8. Corren J. Evaluation and treatment of asthma: an overview. Am J Manag Care. 2005 Nov;11(14 Suppl): S408–15; quiz S427–33. PMID: 16300461.
  9. Ubaĭdullaev AM, Sharafutdinova GKh, Ismailov ShU. Лечение бронхиальной астмы методом су-джок терапии. Ter Arkh. 1998;70(12):44–6. Russian. PMID: 10067252.
  10. Torbey PH. L'asthme de l'enfant: concepts récents et prise en charge [Asthma in children: recent comments and management]. J Med Liban. 2001 Jul-Aug;49(4):204–9. French. PMID: 12416502.
  11. Opperwall B. Asthma in toddlers and young children. Airway remodeling should be primary focus. Adv Nurse Pract. 2002 Apr;10(4):67–70. PMID: 12418352.

12. Nurjannah I, Hariyadi K. Su Jok as a complementary therapy for reducing level of pain: A retrospective study. Complement Ther Clin Pract. 2021 May;43:101337. doi: 10.1016/j.ctcp.2021.101337. Epub 2021 Feb 19. PMID: 33640692.

  1. Анохина В. С., Левкович И. С. Значимость развития тонких движений кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2019. № 1. С.4–9.
  2. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г., Бокум Д. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с. С. 329.
  3. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга М.: АСТ, 2015.–352 с.

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии

В работе рассмотрен метод Су Джок-терапии, как средство формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, специфика и возможности данного метода в работе с детьми. Была проведена коррекционная работа с использованием массажеров Су ...

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения

В статье говорится об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Авторы подчёркивают важность и эффективность её использования. Сенсорные комнаты не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активировать различные функции центральной ...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Патриотические воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи требует особого внимания и использования нестандартных методов. В статье обсуждаются практические методы, такие как индивидуальный подход, мультимедийные технологии, муз...

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии

В работе рассмотрен метод Су Джок-терапии, как средство формирования мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, специфика и возможности данного метода в работе с детьми. Была проведена коррекционная работа с использованием массажеров Су ...

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения

В статье говорится об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Авторы подчёркивают важность и эффективность её использования. Сенсорные комнаты не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активировать различные функции центральной ...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Патриотические воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи требует особого внимания и использования нестандартных методов. В статье обсуждаются практические методы, такие как индивидуальный подход, мультимедийные технологии, муз...

Задать вопрос