Игровая деятельность в детском саду
Авторы: Счастливова Алина Игоревна, Мелихова Галина Владимировна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 03.11.2021
Статья просмотрена: 781 раз
Библиографическое описание:
Счастливова, А. И. Игровая деятельность в детском саду / А. И. Счастливова, Г. В. Мелихова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6720/ (дата обращения: 16.11.2024).
Детство — время познания мира человеческих взаимоотношений. Для ребенка важное занятие — это игра. Игра занимает большое место в жизни дошкольника, это потребность организма ребенка, способ общения и формирования положительного эмоционального фона. Игра — любимая деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего детства. Именно в игре происходит наиболее полное развитие всех психических процессов, которые и определяют успешность дальнейшего обучения в школе.
Играя с детьми, воспитатель развивает у детей способности к игровой коммуникации. Интересная игра повышает активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания на практике.
Условно выделяют три вида игр:
- игры по инициативе ребёнка (творческие)
- игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)
- народные игры (созданные народом).
Творческие игры вызывают более насыщенную группу игр для детей. Творческими их называют потому, что дети сами выявляют цель и содержание игры, показывая в основном окружающую жизнь человека и отношения между друг другом. Большая часть творческих игр — это сюжетно-ролевые игры. Дети изображают людей, животных, различные профессии. Мы знаем, что игра — не настоящая жизнь, а дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, показывают свое отношение к жизни, свои мысли и чувства. Сюжетно-ролевая игра, насыщенная яркими эмоциями, оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям и будущей жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Игры с правилами . Эти игры позволяют систематически обучать детей развитию определенных навыков, которые очень важны для развития физического и умственного развития, поведения, воли. Без таких игр сложно проводить воспитательную работу в детском саду. Дети учатся играм с правилами у взрослых. Хотя многие из них передаются из поколения в поколение, педагогам необходимо учитывать современные требования при выборе игры. По правилам содержания игры делятся на две группы: дидактические и мобильные.
Дидактические игры в основном способствуют развитию умственных способностей ребенка, т. к. у них есть умственные задачи и суть игры заключается в их решении. Также они помогают развивать у ребенка чувства, внимание, память и логическое мышление. Обратите внимание, что дидактическая игра — это эффективный способ закрепить знания и никогда не должна превращаться в учебную деятельность. Игра увлекательна только тогда, когда доставляет ребенку радость и удовольствие. Необходимым условием дидактической игры являются правила, без которых действие является спонтанным. В продуманной игре правила регулируют поведение детей, а не воспитателей. Правила помогают всем участникам находиться в одном положении и двигаться.
Подвижные игры важны для физического состояния детей дошкольного возраста, поскольку помогают им гармонично развиваться, удовлетворяют двигательные потребности детей и обогащают их моторику. Есть два вида подвижных игр с дошкольниками — сюжетные игры и игровые упражнения (игры без сюжета).
Базовый практический опыт подвижных игр, основанный на сюжете, его информация о человеческом мире (движения животных, зверей, птиц) повторяется с действиями, характерными для сцены. Действия детей во время игры тесно связаны с сюжетом. Социально ориентированный характер детских сказочных игр, в которых изучаются организованные действия, такие как контроль других действий, правила спроса.
Народные игры — игры, существующие с древних времен и разработанные с учетом этнических различий (хороводы, развлечения, игры с народными игрушками и т. д.). Они являются неотъемлемой частью жизни ребенка в современном дошкольном учреждении. Потенциал развития этих игр обеспечивается не только наличием подходящих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должны создавать взрослые. В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т. п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы. Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала.
Игра, как особый вид социального опыта воссоздает нормы жизни и действий человека, подчинение им обеспечивает понимание и овладение объективной и социальной реальностью, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра — самое доступное занятие для детей, способ переработать свои впечатления от окружающего мира. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях
Физические, нравственные, трудовые и эстетические игры. Ребенку необходимы занятия, которые помогают повысить жизнеспособность, увлечения и социальные потребности. Игрушечная турбина отлично подходит для этого, она тесно связана с наблюдениями за повседневной жизнью, которые я читал в классе. Он решает игровые задачи, учится находить лучший способ реализовать свои планы, использовать полученные знания и выражать их словами. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Всё это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться ещё в дошкольном детстве.
Игровая деятельность выполняет несколько функций:
1. развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную: освоение диалектики общения;
3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8. социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Для организации игр важно создать игровую среду. Основное требование-соблюдение таких принципов, как развитие характера и осуществление права ребенка на игру (свободный выбор игрушек, тематики, игровой площадки, места и времени ее проведения). Дети могут совместно с воспитателями готовить и изменять игру, преобразовывать в соответствии с удобством предмета и игровой среды, замыслом и содержанием игры, перспективами развития; систематичность, оптимальное соотношение между отдельными элементами игры и другими элементами.
Игровая среда включает в себя: большую игровую площадку, игровое оборудование, игрушки, различные игровые функции, игровые материалы.
Все эти игровые средства располагаются не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, тренажерном зале, на площадке. В игровой зоне не должно быть ничего лишнего, все игровые принадлежности должны быть безопасными для детей.
Для проведения игр создаются игровые площадки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой [2, с. 48].
В детском саду играм детей отводится определенное время в режиме дня. С точки зрения воспитателей происходит постоянное обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребёнок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому дети нуждаются в опоре для развития замысла, уточнения игровых действий, распределения ролей. И здесь нет ничего лучше, чем быть играющим наставником для детей. Воспитатели должны поддерживать принцип организации игры: играть вместе с детьми. В детском саду воспитатели используют в работе с детьми игры, которые помогают корректировать поведение детей, а не навязывать наказания, запреты, правила поведения.
Главными задачами педагога по отношению ко всем детям в соответствии с его воспитанием в игре являются: развивать и направлять игровую активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор ролей; помогать каждому включиться в коллектив, создавать хорошие отношения с товарищами; следить за поведением и чувствами ребенка в игре, вызывать положительные эмоции и волнение. Требуется единство в воспитательной работе, в игре и других видах деятельности.
В игре применяются и получают развитие моральные привычки, нормы поведения, воспитанные в жизни. Навыки коллективной игры перенаправляются в другую деятельность; например, в коллективном труде дети самостоятельно договариваются о распределении обязанностей, делятся на группы, как они привыкли делать в игре.
Литература:
- Акулова, О. В. Социализация. Игра / О. В. Акулова, О. В. Солнцева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. — 176 c.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. — 1-е изд. — М.: Вопросы психологии, 2012. — 112 c.
- Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика- синтез, 2014. — 153 c.