Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы)
Автор: Щепина Ирина Николаевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 12.11.2021
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Щепина, И. Н. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (из опыта работы) / И. Н. Щепина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6764/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлен педагогический опыт реализации долгосрочного проекта «Здоровье и безопасность», раскрывающего сформировавшуюся в ДОУ систему физкультурно-оздоровительной работы.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, система, ДОУ, здоровье.
Одной из главных задач в деятельности ДОУ является охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья, формирование культуры ЗОЖ. В связи с этим в ДОУ был разработан и реализуется проект «Здоровье и безопасность».
Цель: совершенствование системы здоровьесбережения и медицинского сопровождения дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, а также эпидемиологической ситуации в регионе
Задачи:
– Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
– Совершенствовать условия в ДОУ для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей и педагогов
– Повышать эффективность профессиональной деятельности педагогов ДОУ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
– Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка
В ходе реализации данного проекта в детском саду была отработана четкая система, направленная на достижение поставленных целей. Медицинская сестра и администрация учреждения проверяют соответствие состояния помещений детского сада санитарно-гигиеническим требованиям, педагоги осуществляют физкультурно-оздоровительную работу, определяют степень физической нагрузки для часто болеющих детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанников, результаты которого обсуждаются на оперативных совещания, собраниях трудового коллектива и педагогическом совете. Особое внимание уделяется закаливанию. Закаливающие процедуры сочетаются с общеразвивающими упражнениями, дыхательной гимнастикой, игровыми упражнениями, что, несомненно, повышает оздоровительный эффект. При организации образовательного процесса соблюдается режим дня воспитанников, ежедневно проводятся прогулки, закаливающие процедуры, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательного активности с учётом здоровья детей.
Разработан оптимальный двигательный режим детей с учетом уровня развития двигательной сферы. В режим двигательной активности входят следующие виды и формы физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, гимнастика после сна; дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; самостоятельная двигательная активность; физкультурные занятия с включением релаксационных упражнений и упражнений на дыхание; физкультурные праздники, развлечения, спортивные игры; физкультминутки в середине статических занятий.
Для тренировки защитных возможностей организма ребенка использовались: закаливающие процедуры (полоскание рта и горла после еды, обширное умывание; воздушные, солнечные ванны); самомассаж, хождение по массажным дорожкам; фитотерапия; облегченная одежда в групповых помещениях и одежда по сезону на прогулках.
Основным условием повышения эффективности работы по физическому воспитанию является организация педагогического контроля. В течение учебного года основными вопросами контроля стали: организация питания, сончаса, прогулок, организация и проведение физкультурных занятий, закаливание.
Все педагоги детского сада работают над формированием у детей ценности здорового образа жизни, с привлечением родителей. Для этого:
– развивают у детей навыки личной гигиены, воспитывают привычку к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня;
– развивают представления о здоровом образе жизни, о пользе и целесообразности физической активности, о пользе здорового питания и соблюдении соответствующих правил;
– используют игры по оздоровлению и профилактике заболеваний;
– проводят беседы
– организуют различные виды гимнастик и самомассажа.
В дошкольном учреждении ведётся систематическая работа не только по физическому воспитанию и оздоровлению детей, но и коррекционной направленности, которую обеспечивает педагог-психолог: мониторинг детей, выявление уровня тревожности, детей «трудных семей». В ДОУ работает консультативный пункт для родителей, в котором они могут получить информацию по любому направлению развития и воспитания ребенка, поучаствовать в мастер-классах, тренингах и т. д.
С целью повышения компетентностей педагогов в области физического воспитания, совершенствования системы физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих мероприятий в ДОУ проведена следующая методическая работа с кадрами с привлечением специалистов (инстуктор по физической культуре, педагог-психолог): консультации («Основные составляющие физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ», «Физическое и психическое здоровье — важные взаимосвязанные составляющие здоровья детей», «Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребенка», «Подвижные игры как средство здоровьесбережения дошкольников», «Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить», «Закаливание детей природными факторами»; семинары-практикумы («Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни», «РППС как средство здоровьесбережения в соответствии с ФГОС», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», «Особенности организации закаливания детей дошкольного возраста»). Организован смотр-конкурс «Лучшее нестандартное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы». В рамках методических объединений проведены открытые просмотры ООД по таким темам, как «Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста», «Физическое развитие детей», «Создание психологически комфортная среды» с привлечением родителей.
Анализ результативности деятельности в ДОУ свидетельствует о высоком уровне компетентности педагогов в вопросах оздоровления детей, формирования представлений о ЗОЖ. Создана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в основу которой легли здоровьесберегающие педагогические технологии:
– Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры; гимнастика (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, для глаз, дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения с элементами самомассажаи др.); физминутки; динамические паузы; дни здоровья;
– Технологии обучения ЗОЖ: физкультурные занятия, досуги, развлечения, спартакиады, физкультурные занятия на прогулке, коммуникативные игры, самомассаж, система НОД
– Коррекционные технологии: логоритмика, сказкотерапия, коррекция поведения
– Закаливание (воздушное, водное): облегченная форма одежды в группе; соблюдение сезонной одежды на прогулке с учетом индивидуального состояния детей, соблюдение температурного режима в течение дня в помещениях ДОУ; правильная организация прогулки и ее длительность, сон при открытых фрамугах; воздушные ванны после дневного сна; солнечные и воздушные ванны; обширное умывание; игры с водой.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» медицинское обслуживание в ДОУ осуществляет Детская поликлиника населенного пункта на основании договора на медицинское обслуживание ДОУ. В соответствии с данным договором за ДОУ были закреплены медсестра и врач-педиатр, что позволяет осуществлять:
– проведение профилактических прививок согласно Национальному календарю прививок
– ежегодная организация профилактического осмотра детей узкими медицинскими специалистами
– проведение антропометрических измерений детей в начале и конце учебного года
– оказание доврачебной помощи
– контроль за качеством питания детей
– контроль над санитарным состоянием помещений детского сада
– учёт отсутствующих по болезни
– контроль над ежедневным утренним приёмом детей, проводимым воспитателями групп.
– участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей.
– проведение санитарно-просветительской работы среди работников учреждения и родителей
– осуществление контроля за своевременным прохождением медицинских осмотров работниками детского сада.
Ежегодно проводится плановая профилактика энтеробиоза воспитанников. Для профилактики туберкулеза ежегодно проводится туберкулино-диагностика.
В сравнении последних учебных годов наблюдается тенденция к уменьшению числа детодней, пропущенных по болезни, а также числа пропусков на одного ребенка (как по ДОУ, так и по возрастным категориям детей). Индекс здоровья по ДОУ в течение последних лет значительно увеличился: 2016–2017 уч.год — 0, 2017–2018 уч.год — 2,8 %, 2018–2019 и 2019–2020 уч.год — 4,3 %, 2020–2021 уч.год — 9,5 %, что говорит об эффективности реализуемой в ДОУ физкультурно-оздоровительной системе.
Несмотря на достигнутые результаты для коллектива ДОУ остаются актуальными следующие задачи:
– продолжать реализацию мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– формирование ценностей здорового образа жизни (овладение элементарными нормами культуры здоровья);
– создание условий, способствующих оздоровлению и правильному развитию детского организма;
– оказание помощи родителям в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
Похожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности
Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...
Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...
Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ
В статье представлены возможности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающие поддержку и развитие физического статуса кадет, улучшение показателей их физического здоровья. Указывается на современные подходы в формировании здорового образа жи...
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Фитнес-прорыв
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.
Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании
В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.
Похожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)
В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности
Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...
Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...
Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ
В статье представлены возможности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающие поддержку и развитие физического статуса кадет, улучшение показателей их физического здоровья. Указывается на современные подходы в формировании здорового образа жи...
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Фитнес-прорыв
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.
Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании
В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.