Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности
Авторы: Шепилова Анна Вячеславовна, Федорова Елена Владимировна, Максимова Анастасия Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 14.11.2021
Статья просмотрена: 90 раз
Библиографическое описание:
Шепилова, А. В. Социализация детей с нарушением зрения посредством опытно-практической деятельности / А. В. Шепилова, Е. В. Федорова, А. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6788/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема социализации и реабилитации детей с нарушением зрения выделяется отечественными тифлопедагогами и психологами как одна из самых значимых. «Задача детского сада — подготовить воспитанников к будущей жизни в социуме, обеспечив наиболее легкую адаптацию и интеграцию. Существенную роль в решении данной проблемы играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий» [2].
У детей с нарушением зрения вследствие сенсорной недостаточности наблюдается пассивность и инертность процессов поисково-познавательной деятельности. Они нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий.
«В условиях зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детей слепых и слабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим» [2].
В результате у таких детей страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировки, отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т. д.
Для нахождения наиболее эффективных путей коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии необходимо знание не только структуры первичного дефекта и вторичных отклонений, но и изучение их индивидуальных особенностей. Для дошкольников со зрительными нарушениями характерно, что развитие познавательных интересов в процессе предметно-практической деятельности формируются значительно сложнее из-за трудностей зрительно-пространственной ориентировки. А снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического зрения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие развитие познавательных интересов у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
Планирование работы по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста (шестой год жизни)
С целью развития познавательной активности детей в процессе поисково-познавательной деятельности проводятся следующие мероприятия:
Мероприятия |
Действия |
Ресурсы |
Эксперименты с объектами неживой природы. |
— Выявление свойств воды (без запаха, без вкуса, без формы, 3 агрегатных состояния, способность растворять и др.). — Выявление свойств воздуха (невидимый, без вкуса, без цвета, растворяет запахи и т. д.). — Выявление свойств песка (сыпучий, разного цвета, хорошо пропускает воду и др.). — Выявление свойств глины (плотная, пластичная, плохо пропускает воду, разного цвета и др.). — Выявление свойств камней (твердые, с разной поверхностью и др.). — Выявление свойств почвы (состоит из слоев, темного цвета, содержит воздух и воду и т. д.). |
— мензурки, — емкости с водой, — воронки, — формочки, — трубочки, — пищевые красители, — соль, сахар, — султанчики, — воздушные шары, — целлофановые пакеты, — ленточки, — кусочки поролона, — мыльные пузыри, — лупа, — сито, — мерные стаканчики, — изделия из керамики, — модель «Почвенный горизонт». |
Опыты с объектами живой природы. |
— Размножение растений семенами (однолетних), вегетативным способом (черенкованием листьев, стеблей, корней, луковицами, детками, отпрысками, делением куста). — Выявление потребности растений в воздухе, воде, тепле, свете, почве. — Установление, что растения дышат, питаются, развиваются, размножаются. — Выяснение функций и видоизменения частей растений. — Установление зависимости роста и развития культурных растений от зарастания сорняками, полива, рыхления почвы. |
— горшки, — лопатки, — палочки, — ножницы с тупыми концами, — тряпки, — почвенная смесь, — удобрение, — лейки, — клеенчатые фартуки, — посадочный материал, — ведра, — лопаты, — грабли, — разрыхлители, — алгоритмы работы, — корзины. |
С целью формирования трудовых умений и навыков по выполнению предметно-практических действий организуется совместная деятельность педагога с детьми:
Действия |
Ресурсы |
— Знакомство с орудиями труда и объяснение способа действия с ними. — Посильное участие в перекопке земли. — Разбивание грядок и клумб. — Посев крупных семян. — Высадка рассады. — Полив и рыхление почвы. — Прополка от сорняков. — Окучивание растений. — Сбор семян растений. — Сбор урожая с огорода. — Очистка земельного участка и подготовка к будущему посеву. |
— лопаты, — грабли, — веревки, — семена растений, — рассада, — лейка, — разрыхлитель, — ведра, — коробки, — пакеты, — корзины, — метелка, — алгоритмы работы. |
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения.
У воспитанников, имеющих зрительные патологии, проявляется интерес к окружающему миру: желание самостоятельно выращивать растения, познавать свойства окружающих объектов и использовать их в повседневной жизни.
Также повышается уровень зрительного восприятия детей, они приучаются более эффективно пользоваться сохранными анализаторами в трудовых операциях и в повседневной жизни (тактильно-двигательный, слуховой и обонятельный анализаторы), что благоприятно сказывается на результатах социально-бытовой реабилитации детей с нарушением зрения.
Литература:
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. — М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010г.