Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. П. Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОУ / Е. П. Иванова, И. Г. Каплина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 65-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6789/ (дата обращения: 16.11.2024).



В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, нужны более инновационные средства для поддержания интереса к образовательной деятельности.

Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, нас заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала дошкольников. Мы решили развить тему флексагонов именно в русле речевого развития дошкольников. Анализ разверток флексагонов позволил выявить их развивающий речевой потенциал для дошкольников. Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, так как, на наш взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал в логопедической практике ДОУ. Первые флексагоны были предложены детям в 2011 году в рамках работы логопедической группы ДОУ. На начальных этапах работа с флексагонами не представляла систему, но по мере их использования мы заметили, что детям интересно, они проявляют желание ими играть.

Флексагоны как средство речевого развития имеют отличительные черты:

– экономичность: для изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм;

– доступность: при минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует по готовой развертке, при этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по речевому развитию становятся мотивированными и активными;

– многоплановый развивающий характер: флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, речи, усидчивости, активизируют формирование представлений по всем разделам программы для дошкольников.

Игровые материалы для данной технологии имеют неограниченные комбинаторные возможности.

Цель работы:

Развитие речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста на основе развивающего материала флексагон.

Для реализации цели были поставлены задачи:

– познакомить детей с развивающим материалом флексагон, вызвать интерес работы с ним;

– научить педагогов и детей конструировать флексагон, создавать игры на его основе;

– способствовать речевому развитию детей с ОНР, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

– расширить представления родителей о развивающем материале флексагон.

Базой для формирования представляемого педагогического опыта стали дети логопедической группы «Ромашки» с общим недоразвитием речи второго — третьего уровня.

Для того чтобы отследить результативность данной работы, было проведено два обследования: одно в начале проекта, второе — по его завершению.

Состояние речевых и неречевых функций детей диагностировалось по речевым картам, которые разработаны на основе методики обследования детей с ОНР Нищевой Н. В. По итогам обследования и промежуточным результатам диагностики детей, на основании графиков динамики развития речи каждого ребенка, были построены диаграммы состояния развития речи всей группы.

Исследуя данную тему, мы столкнулись с огромным количеством видов флексагонов с разными названиями. Но всё оказалось очень просто.

Есть всего три вида флексагонов: тетрафлексагоны , гексафлексагоны , флексотрубка .

Поверхности флексагона могут состоять из треугольников, квадратов, пятиугольников и т. д. Флексагон заданной формы с заданным количеством плоскостей может быть изготовлен из разных развёрток. При этом даже одна и та же развёртка может допускать разные варианты сворачивания. Общепринятой системы наименований для флексагонов нет. Мартин Гарднер использовал термины «тетрафлексагон» и «гексафлексагон» для обозначения флексагонов, состоящих из квадратов и треугольников соответственно, причём поверхности тетрафлексагона могли состоять из четырёх или шести квадратов. В результате рождается большое количество новых названий для флексагонов и иногда очень сложных для произношения.

На основе математических флексагонов мы решили создавать разнообразные игры по речевому развитию и поняли, что получаются очень интересные игры, заставляющие творчески и логически мыслить, запоминать, обобщать, воображать, анализировать, синтезировать и так далее.

Изготовление флексагона

Тригексафлексагон складывают из полоски бумаги 4,5 см шириной и 56 см. длиной, предварительно сложенной на 10 равносторонних треугольников.

Флексагон из бумаги схема распечатать. Флексагон: бумажная игрушка-калейдоскоп своими руками Флексагон из бумаги схема распечатать. Флексагон: бумажная игрушка-калейдоскоп своими руками

Рис. 1

Работа по конструированию флексагона проводилась в формах мастер-класса для педагогов, затем индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности с детьми, родителями.

DSC09724 DSC09727

Рис. 2

Методика проведения игр с флексагонами аналогична методике проведения дидактических игр:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ готового флексагона, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления);

– объяснение хода и правил игры;

– показ манипулирования флексагоном, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действия;

– определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

– подведение итогов игры.

Игры с флексагонами основываются на самостоятельной речевой и практической активности детей, поисковых, наводящих вопросах педагога.

Работая в данном направлении, мы придерживались принципов ФГОС дошкольного образования:

– поддержание инициативы, самостоятельности детей;

– формирование познавательных интересов ребенка.

– сотрудничество с педагогами, с семьей;

Знакомство с флексагонами

Начинать знакомство воспитанников манипуляциям с флексагонами советуем параллельно с закрепления цветового спектра, так как в дошкольном возрасте изначально вносятся разноцветные флексагоны. Например, каждая сторона флексагона может состоять из шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1–3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуем использовать для развития мелкой моторики, сенсорного развития и стимулирования интеллектуальной активности.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/24/s_5a914f6914d3f/841130_15.jpeg

Рис. 3

Игры с флексагонами

Флексагоны можно использовать при ознакомлении с окружающим миром, при установлении причинно-следственных связей, последовательности времен года, классификации по родам и видовой принадлежности животных и растений, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, развития грамматичеких категорий и так далее. На флексагоне можно изобразить разломанные экологические цепочки, затем предложить найти скрытую сторону флексагона с верной последовательностью в цепочке.

флексог флексо

Рис. 4

Флексагоны, для ознакомления с окружающим миром

Для организации словарной работы, на все поверхности флексагона наносим изображения предметов по темам посуда, мебель, одежда, транспорт, профессии, игрушки, семья, животные и т. д. Предлагая задания на классификацию, обобщения и одновременно используем флексагоны для развития звуковой культуры речи. Каждое изображенное животного или предмета может ассоциироваться с определенным звуком или звукосочетанием. При этом дети могут сами проводить фонетические тренировки. Педагог разворачивает флексагон нужной стороной и предлагает воспитанникам произнести такой звук и найти, такое же изображение на своих флексагонах.

Например, автоматизация звуков: на гранях флексагона размешены картинки, в которых используется данный звук в начале, в середине и в конце слова. Детям предлагается назвать эти слова и придумать самим слова с данным звуком.

Флексагоны по лексическим темам; с картинками на составление описательных рассказов; на определения места расположения предметов; на правильное употребления предлогов и так далее.

Главное, что это увлекательное занятие создавать и использовать свои флексагоны, придумывая разные варианты игр, искать «скрытую» сторону.

Развиваясь в этом направлении, мы самостоятельно придумали и создали тригексафлексагоны для коррекционной работы.

Были созданы флексагоны:

– автоматизация звуков С, З, Ц, Л, Р, Ш, Ж и т. п.;

– согласование числительных с существительными по различным лексическим темам;

– обогащение словаря по лексическим темам;

– употребление предлогов;

– использование относительных и притяжательных прилагательных;

– использование падежных конструкций;

– флексагоны с мнемотаблицами по различным темам и т. п.

Предлагаем задания на классификацию, обобщение и одновременно используем флексагоны для развития звуковой культуры речи. Каждое изображенное животное или предмет может ассоциироваться с определенным звуком или звукосочетанием. При этом дети могут сами проводить фонетические тренировки. Логопед разворачивает флексагон нужной стороной и предлагает детям произнести такой звук и найти такое же изображение на своих флексагонах. Данный вид работы развивает у ребят еще и общие учебные навыки.

Авторские игры решают следующие задачи:

– обогащать и активизировать словарь;

– учить обобщать и классифицировать предметы;

– учить составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картинке;

– упражнять составлять и распространять предложения;

– упражнять в звуко-слоговом анализе слов;

– автоматизировать поставленные звуки;

– развивать функции словообразования и словоизменения;

– развивать мелкую моторику;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать ориентировку в пространстве;

– развивать логическое мышление.

Игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи

Варианты игр:

«Собери урожай», «Назови ласково», «Много-один», «Овощ или фрукт», «Какой сок», «Большой- маленький», «Кто где живет», «Чей хвост», «Кто чем питается», «Кто какие звуки произносит» и т. д.

H0wVrqwgsPw IMG_20210303_125639 IMG_20210303_125627 IMG_20210303_125510 IMG_20210303_125733 IMG_20210303_125452

Рис. 5

Флексагоны по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия и звукового анализа

Игры «Мы со звуками играем и слова называем», «Подбери слово к схеме», «Цепочка слов», «Назови первый звук в слове» (гласные и согласные звуки),«Определи место звука в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Назови картинку на звук», «Подели слова на слоги», «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», «Придумай историю», «Составь предположение», «Придумай другую концовку»

IMG_20210303_125706 IMG_20210303_125553 (1)

Рис. 6

Результат превзошел все ожидания: используя флексагоны, мы смогли решить множество познавательных, коррекционных задач, используя минимум материала (бумагу, клей, ножницы), смогли иметь много наглядного материала, занимающего минимум места и максимально размещающегося на небольшой площади и способного заменить большое количество известных пособий, благодаря возможности детей моделировать флексагоны по готовой развертке, игровая и поисковая задачи в такой деятельности доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по развитию речи становятся мотивированными и активными, что соответствует принципам ФГОС ДО. Так же флексагоны способствовали развитию у детей связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; умению вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником; развитию звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылку обучения грамоте.

Помимо коррекционных и развивающих задач флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения, глазомера, креативного мышления. Можно сказать, что мы сами увлеклись созданием и использованием флексагонов в своей работе, так как эти процессы повысили наши творческие способности и мы увидели, как задания с использованием флексагонов нравятся детям. развивает у воспитанников еще и общие учебные навыки.

Если вы решили использовать в своей работе флексагоны, то имеет смысл познакомить родителей с этой «игрушкой», научить их составлять развертки и моделировать простейшие флексагоны. Если этим занятием увлекутся родители, то усилится и мотивация детей.

Использовать флексагон не только интересно, но и полезно, так как создание и использование флексагонов развивает не только у детей, но и у взрослых мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности, глазомер. Дети смогут запомнить материал в игровой форме, что повысит уровень познавательной активности ребенка. Кроме того, флексагон — игрушка-головоломка для разных возрастов, с разными вариантами.

флекс флексогон

Рис. 7

Заключение

Проведя целенаправленную, систематическую и планомерную работу по внедрению флексагонов в логопедическую практику с детьми дошкольного возраста с ОНР, мы убедились, что флексагон — новое дополнительное средство, имеющее многоплановый развивающий характер. Включая в свою работу флексагоны, мы пополнили уголок развивающих игр, было отмечено, что мы добились цели в развитии речи детей.

Литература:

  1. Афонькин С. Игры и фокусы с бумагой / С. Афонькин, Е. Афонькина. — М.: Рольф, АКИМ, 1999. — С. 12–67.
  2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
  3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Оригами и педагогика: Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. — СПб., 1996.
  5. http://book.tr200.net/v.php?id=61285">Мартин Гарднер — Математические головоломки и развлечения.
  6. http://models-paper.com/index.php?option=com_kunena&Itemid=11&func=view&catid=30&id=222
  7. http://usamodelkina.ru/soveti/page,6,39-bumaga-vse-sterpit.html
  8. http://frg-64.ucoz.ru/publ/modelirovanie_fleksagony/1–1-0–4

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Использование дидактической игры как средства развития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Задать вопрос