Маленький дом большого здоровья
Автор: Якушенкова Надежда Викторовна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 16.11.2021
Статья просмотрена: 289 раз
Библиографическое описание:
Якушенкова, Н. В. Маленький дом большого здоровья / Н. В. Якушенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6793/ (дата обращения: 16.11.2024).
В дошкольном образовании направление «Физическое развитие» раскрывается в образовательных областях «Здоровья» и «Физическая культура».
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой.
Физическое развитие важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врождённое стремление к движению.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно организовать в течении дня, активную двигательную деятельность детей.
– знакомить детей с правилами безопасности;
– создавать доброжелательную обстановку, способствующую проявлению активности всех детей в двигательной сфере;
– использовать различные методы обучения, которые помогают детям с разным уровнем физического развития выполнять различные упражнения. [1]
Задачи становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере детей дошкольного возраста.
Дети- новички, которым требуется накопить опыт, прежде чем они сформируют знания и уверенность. Которые позволят им прибегать к способам саморегуляции, как это делают овладевшие ранее этим опытом. [4]
Реализуя педагогическую технологию «Маленький дом большого здоровья» нужно ясно видеть какой должна быть технология перехода ребёнка от «новичка» к «знатоку». В этом случаи самым главным является последовательная ориентация на чётко определённые цели. Для этого нужно решить задачи для достижения желаемого результата.
Этапы реализации технологии «Маленький дом большого здоровья»
Для достижения целей в двигательной активности ребёнка, разработана педагогическая технология «Маленький дом большого здоровья», данная технология обеспечивает процесс изменений физических и духовных качеств ребёнка.
Сопоставление образовательного процесса детей дошкольного возраста со «строительством дома»
Площадка под строительство |
развивающая среда: спортивный зал и площадка на улице. |
Фундамент дома |
Знания из области физической культуры |
Каркас дома |
двигательный опыт на репродуктивном уровне |
Стены дома |
Способность справляться с возникающей двигательной задачей |
Крыша дома |
Это саморегуляция собственных действий для сохранения социального, физического благополучия |
- Как и во всех современных детских садах, в нашем детском саду «Площадка под строительство» «Маленького дома большого здоровья». Представляет спортивный зал и спортивную площадку на улице, где созданы все условия для занятия с детьми физической культурой.
- «Фундамент дома» — это знания детей, о ценности физической культуры и её необходимости для сохранения собственного здоровья.
Педагогическая компетентность заключается в том, чтобы дети усвоили- различные термины: физическое упражнение, колонна, шеренга, поворот, наклон, исходное положение, челночный бег, прыжки в длину и высоту, метание меча, эстафета и д. р.
При работе с детьми по программе «Маленький дом большого здоровья»
Используются словесные методы: инструктирование, дидактический рассказ, объяснение, беседа, комментарии и замечания, распоряжения команды указания.
Так же педагогами используются наглядные методы,которые способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию детей для выполнения заданий.
На данном этапе можно сказать, что ребёнок знаком с правилами поведения и начинает приобретать опыт.
- «Каркас дома»
Сопоставление образовательного процесса с значением «каркас дома», заключается в закреплении детьми двигательного опыта. На основе которого формируются основы техники изучаемого движения. Задача педагога- добиться его выполнения, в основе которого правило- «делай как я, делай вместе со мной».
При дальнейшем выполнении и уточнении двигательного действия, у ребёнка формируется полноценное двигательное умение. Все занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а ряд занятий проводятся на открытом воздухе с музыкальным сопровождением — это оказывает большое влияние на достижение учебных целей.
На этом этапе закрепляется главные условия развития саморегуляции: общение взрослого с ребёнком. В процессе такого общения детям оказывается помощь в осознании своих действий. Мы добиваемся перехода от более пассивных двигательных действий, к активным.
- «Стены дома»
Ребёнок в начале дошкольного возраста не умеет выполнять физические упражнения, он даже не знает, что это такое. В соответствии с этим можно сказать, что накопление опыта детьми при выполнении физических упражнений — это уже является проблемой.
Данный раздел означает умение решать, тот или иной вид двигательной задачи. Как указывал А. В. Запорожец «После усвоения детьми новых движений в специальных упражнениях, их развитие должно осуществляться в подвижных и творческих играх». [2]
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
Дошкольникам также требуется накопить опыт, прежде чем они сформируют знания и уверенность, которые позволят им привычно прибегать к анализу конкретных ситуаций собственного поведения.
В итоги дети способны достичь высоких результатов. Они приобщаются к физической культуре опытным путём, глубоко вовлекаются к выполнению заданий.
На данном этапе строительства «Дома здоровья», у ребёнка уже формируется умение оценивать значение того или иного движения (действия). Для достижения намеченной цели, обеспечивается формирование у ребёнка умение решать тот или иной вид двигательной задачи. [3]
Прежде всего у детей формируется собственное мнение, о ценности занятий физической культурой.
- «Крыша дома»
В педагогическом процессе мы успешно используем технологию «Маленький дом большого здоровья». Которая способствует развитию целенаправленности и саморегуляции ребёнка в двигательной сфере. Пользуясь сравнением нашей технологии со «строительством дома», ребёнок самостоятельно сможет воздвигнуть «крышу на своём доме», оберегая себя от жизненных невзгод.
На последнем этапе реализации педагогической технологии стоит задача достижения результатов. Действия детей подготовительной группы переходят на интеллектуальный уровень и появляется возможность успешного завершения последнего этапа педагогической технологии «Маленький дом большого здоровья».
В результате реализации педагогической технологии «Маленький дом большого здоровья» у выпускника дошкольной образовательной организации будет развиваться саморегуляция. [3]
Реализация технологии «Маленький дом большого здоровья» позволяет выстраивать образовательный процесс в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
– ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах двигательной деятельности;
– ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договориться;
– ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется прежде всего в игре;
– у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.
Использованная технология «Маленький дом большого здоровья» позволяет качественно решать цели и задачи развития физически развитой, а также творческой личности ребёнка. Всё это даёт положительный эффект в нашей работе.
Литература:
- ФГОС ДО https://fgos.ru/ru/fgos/fgos-do/
- Запорожец А. В. «Психологическое изучение развития моторики ребёнка- дошкольника»
- Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров «Психология саморазвития»
- А. П. Щербак «Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»