Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Дубоделова Анастасия Геннадьевна, Филиппова Галина Анатольевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 18.11.2021
Статья просмотрена: 995 раз
Библиографическое описание:
Дубоделова, А. Г. Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста / А. Г. Дубоделова, Г. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6804/ (дата обращения: 20.12.2024).
В статье рассматривается опыт работы педагога-психолога и воспитателя по методике фрактального рисования с детьми старшего дошкольного возраста, описывается его эффективность и значимость.
Ключевые слова: арт-терапия, фрактальное рисование, старший дошкольный возраст, психоэмоциональное напряжение.
Всем известно, что рисование — самое любимое детские занятие, воспитывающее в ребенке положительные качества, к которым относятся усидчивость, терпение, внимательность, воображение, мышление. Все эти качества будут важны для ребенка в дальней жизни.
В настоящее время существует множество методов арт-терапии для дошкольников.
В своей работе мы используем сравнительно молодой метод арт-терапии — фрактальное рисование. В настоящее время данный метод получил широкое распространение не только в России, но и за рубежом. Был разработан и использован в 1991 году Т. З. Полуяхтовой на семинарах, касающихся проблем резервных возможностей человека и способам их самореализации. В самом начале данный метод использовался в психологической работе со взрослыми и старшими школьниками, но ученики и последователи автора смогли адаптировать метод для детей старшего дошкольного возраста. На фрактальное рисование не влияют национальность, возраст, территории проживания людей. Результаты данного метода всегда одинаково высоки. Разработан метод фрактального рисования на основе надежной научной базы –Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера. Основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и егопсихическим состоянием . Термин «Фрактал» авторы взяли у математиков. Название происходит от латинского слова fractus , что означает «дробленый, разбитый, сломанный» — сложная геометрическая фигура, состоящая из частей. Метод фрактального рисования может применяться как в индивидуальной работе для коррекции нарушений психоэмоционального состояния ребенка или взрослого — адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости, так и в подгрупповой.
За основу своих занятий мы взяли адаптированный вариант метода фрактального рисования, который можно применить к детям старшего дошкольного возраста для снятия психоэмоционального напряжения. Цикл наших занятий по фрактальному рисования мы назвали «Загадочные каракули». Занятия состоят из заданий, с усложнением: от простого — к более сложному.
Для занятий педагогами подготавливаются шаблоны с рисунками, чистые листы, большое количество цветных карандашей, фломастеры, простые карандаши.
Занятия проводятся в подгруппах от 3 до 5 детей в подготовительной к школе группе.
Первое знакомство детей с фрактальным рисованием начинается с показа готовых рисунков, картинок, фракталов (рис. 1, 2.) Дети рассматривают их, рассказывают, что они видят, на что похож рисунок и т. д.
Рис. 1. Рис. 2.
Затем детям раздаются нарисованные «загадочные каракули», которые нужно раскрасить. Раскрашивание каракуль происходит по правилам:
- Раскрасить одним цветом можно только не более 3–4 ячеек;
- Соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом, только если они соприкасаются в точке пересечения;
- Ячейки необходимо закрашивать аккуратно и ровно (рис.3.)
Рисунок 3.
Во время раскрашивания можно включить спокойную музыку. Допускаются комментарии детей вслух. После раскрашивания «загадочных каракуль» дети рассказывают, что у них получилось (могут придумать название, что напоминает рисунок и т. д.).
Следующее занятие может состоять из выделения фигуры на фоне фрактального рисунка. Среди «загадочных каракуль» спрятана фигура (животное, предмет интерьера и т. д.). Детям предлагается найти и раскрасить ячейки выделяемой фигуры согласно общему правилу раскрашивания. Затем наоборот, раскрасить фон (рис. 4.).
Рис. 4.
Если фрактальный рисунок выполнен из прямых линий, детям предлагается найти в нем и раскрасить по правилу геометрические фигуры.
Создание своих «загадочных каракуль» с закрытыми глазами. Дети с закрытыми глазами в течение 35 секунд рисуют непрерывную кривую линию, стараясь заполнить больше половины листа А4. После того, когда закончилось время, дети открывают глаза и раскрашивают получившийся рисунок по общему правилу раскрашивания.
Для усложнения задания можно проговорить детям, что именно они должны нарисовать, например, цветок, дерево, елку и т. д., рисовать они должны с закрытыми глазами и не отрывая руки от бумаги.
Также мы используем коллективное создание загадочных каракуль. Дети индивидуально на своих листочках рисуют и раскрашивают фрактальный рисунок. В завершении все картины склеиваются в одну и дорисовываются в одно изображение. Либо сразу на одном большом листе создается коллективная сюжетная картина, например, морской пейзаж, лес, город. Дети рисуют каждый свою часть картины, не отрывая руки от бумаги. Раскрашивание происходит по общему правилу.
При проведении данных занятий мы обращаем внимание на общение и взаимодействие детей. Дети проявляют фантазию, приветствуют любые творческие решения друг друга. Для усиления эмоционального настроя мы используем музыкальное сопровождение, которое способствует улучшению эмоционального состояния детей.
В заключении хотелось бы отметить, что применение фрактального рисования в совместной работе педагога-психолога и воспитателя становится перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Фрактальное рисование является эффективным средством стабилизации эмоционального состояния, развития мелкой моторики рук, а также помогает достичь успеха в преодолении психических, речевых трудностей у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Включение в структуру занятий данной техники арт-терапии делает занятие более интересным, создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Создание «загадочных каракуль» помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые мешают ребенку полностью включаться и участвовать в процессе занятия.
Литература:
- Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.-Пб.: Речь, 2002.
- Огонькова А. С. Нетрадиционная техника рисования для детей (фрактальный рисунок). Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-raznocvetnye-kusochki.html .
- Полуяхтова Т. З., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. — М.: Деловая литература, 2002. — 160 с.
- Тупичкина Е. А. «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. С.97–102.
- Шигарева Е. Конспект занятия с элементами арт-терапии «Загадочный фрактал». Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-art-terapi-zagadochnyi-fraktal.html
Ключевые слова
арт-терапия, старший дошкольный возраст, психоэмоциональное напряжение, фрактальное рисованиеПохожие статьи
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении
В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...
Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников
В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.
Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта
В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.
Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр
В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.
Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей
В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.
Похожие статьи
Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста
В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.
Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении
В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...
Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников
В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.
Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.
Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта
В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.
Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр
В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.
Когнитивно-поведенческий подход в работе с иррациональными установками у юношей
В статье автор исследует когнитивно-поведенческий подход к психокоррекции иррациональных установок у юношей.