Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Авторы: Сокольникова Наталия Михайловна, Матухнова Светлана Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 22.11.2021
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Сокольникова, Н. М. Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие») / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6823/ (дата обращения: 16.11.2024).
Форма: Математический квест с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста.
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развивать познавательную активность и умственные процессы у детей с помощью логико-математических игр В. В. Воскобовича.
Программные задачи:
Познавательное развитие:
— учить складывать различные предметы, используя геометрические формы, развивать умение составлять из частей целое, ориентироваться в пространстве;
— закрепить умение составлять число 10 из двух меньших; знания о геометрических фигурах,
— развивать познавательный интерес;
— развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу;
— развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы;
Социально-коммуникативное развитие:
— воспитывать умение работать коллективно; самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;
— развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Речевое развитие:
— побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая слова; активизировать словарь;
— воспитывать умение слушать ответы других детей, дополнять их;
—следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением.
Художественно-эстетическое развитие:
— развивать творческие способности и технические навыки у детей;
— воспитывать эстетические чувства, аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: знакомство с героями и играми В. В. Воскобовича, использование дидактических игр с математическим содержанием, решение арифметических задач.
Оборудование: «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Цифрята-Зверята», «Домики» для цифр, коврограф, разноцветные веревочки и липучки, цветные карточки и лепестки, карточки с изображением гномов, карточки грибов и ягод на липучках, презентация, фломастеры, влажные салфетки, краски, кисти, баночки для воды, раскраски с изображением леса.
Организационный этап:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Психологический этюд «Поделись улыбкой с другом». (Дети стоят в кругу и передают друг другу свои улыбки.) Ну вот, сразу стало светлее и радостнее в группе от ваших улыбок и хорошего настроения.
Мотивационно-ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да) А куда бы вы хотели отправиться? (В сказку, в весенний лес, в теплые страны, в веселое приключение). — Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в Фиолетовый лес. Согласны? (Да). — Раз, два, три, четыре, пять, предлагаю поиграть. За руки возьмитесь, покружитесь, повернитесь, в волшебном Фиолетовом лесу очутитесь. (Дети выполняют действия) Звучит музыка, дети открывают глаза, но вместо радужного леса их встретил мрачный, темный лес. (Слайд картинка мрачного темного леса). — Ребята! Я не совсем понимаю, что случилось? (Лес вовсе не фиолетовый, что-то пошло не так). -Разве в этом месте мы хотели оказаться? (Нет здесь совсем не весело, мрачно, некрасиво). — Посмотрите, а что это лежит на пеньке под деревом? Кажется, это письмо. -Как вы думаете, от кого оно? (наверное, от жителей леса) Посмотрим! (Воспитатель открывает конверт и достает письмо и карту. Читает письмо)
«Дорогие друзья! Пишет вам гномик Охле. Вы знаете, что мы очень любим рисовать. Поэтому решили раскрасить наш лес яркими красками, но случилась беда. Злая ведьма похитила наши волшебные краски, заперла их в своем замке, а нас гномиков так напугала, что мы разбежались по всему лесу, и не можем найти друг друга. Очень Вас прошу, помогите найти моих друзей и наши волшебные краски. Иначе наш лес так и останется серым, грустным и невзрачным!»
Поисковый этап:
Воспитатель: Друзья, как же быть, что нам делать? (Надо помочь гномикам). Предлагаю составить план по спасению жителей Фиолетового леса. (Сначала, найдем всех гномов, с помощью карты, потом заберем у ведьмы краски. Поможем гномикам раскрасить лес яркими красками, и он снова станет ярким и веселым). — А что мы возьмем с собой? (Наши знания и умения). Ну что ж, тогда в путь!
Основной этап:
Воспитатель: Ну что ж друзья, прежде чем мы найдем Гномов, нам предстоит выполнить несколько заданий, Вы готовы? (Да) — Вспомните, как зовут гномов, которых мы идем искать? (С помощью считалки дети называют гномов КОХЛЕ, ОХЛЕ, ЖЕЛЕ, ЗЕЛЕ, ГЕЛЕ, СЕЛЕ, ФИ.) Сколько же всего гномов? (Их 7). — Внимательно посмотрим на карту. Куда указывает первая стрелка? (направо, вперед) (Дети проходят по стрелке и находят задание). — А вот и первое задание.
1 задание: — Тут вот арка на пути, как через нее пройти? Пройти под аркой сможет тот, кто всех соседей найдет! — Что за дом перед вами? Кто в нем живет? (дом, в котором живут Цифрята-Зверята) — А что не так с этим домом? Чего не хватает? (некоторые квартиры в этом доме пустые) — Что нам нужно сделать, чтобы выполнить это задание? (необходимо расселить всех соседей по квартирам). (Дети выбирают домики и находят недостающие картинки, вставляют их в кармашки. (На экране появляется картинка гнома Кохле).
2 задание: — Посмотрим на карту, куда дальше указывает стрелка на карте? (налево) (После того, как дети прошли под аркой, они подходят к планшету).
Воспитатель: Ну что ж друзья, решив продолжить трудный путь, решить задачу не забудьте: будьте умны и веселы, находчивы и смелы и сделайте так, чтоб стало десять. — Что мы видим здесь? (на коврографе прикреплены грибы и ягоды) — Что нам нужно сделать? Как получить цифру 10? Из каких чисел состоит цифра десять? (нужно из карточек с изображением грибов и ягод сделать равенства: 5 и 5; 3 и 7; 8 и 2 и т. д.) — Назовите, какие равенства у нас получились? (Дети называют равенства и на экране появляется еще один гном Охле)
3 задание: — Ребята, посмотрите на карту. Что перед нами? (Озеро) — Как нам продолжить путь? (свой путь мы сможем продолжить только в том случае, если переправимся через него) — Как же нам быть? На чем же мы сможем преодолеть препятствие? (корабль, самолет, плот) — Из чего нам соорудить транспорт для того чтобы переправится через озеро? (из геометрических фигур) (Дети из «Волшебного квадрата» и «Нетающих льдинок» делают корабль, самолет, и т. д.) (На экране появляется гном Желе). — Посмотрите на карту, и продолжим путь. (Используется игровое поле «Мини-ларчик», комплект «Разноцветные кружки», «Разноцветные веревочки», персонаж «Пчелка Жужа»).
Физкультминутка:
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер,
И направо и налево. (Наклониться, и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на месте тихо присели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кажется что-то не так. Пчелка Жужа очень расстроилась, когда увидела полянку. Как вы думаете, почему? (Потому что полянка пустая, на ней нет ничего, ни цветов, ни растений, только трава). Правильно, потому что на ней, кроме зеленой травы ничего не растет. Давайте поможем пчелке и украсим полянку цветами и бабочками.
4 задание: выложить из веревочек и кружков цветы (7) и бабочек (6). — Что теперь растет на полянке? (7 цветков разного цвета) Ой, смотрите, сколько бабочек прилетело. Посчитайте, сколько их? (Дети считают — 6). — Всем бабочкам достанется по цветку? (ответы детей). — Сколько цветов останется без бабочек? Чего больше цветов или бабочек? На сколько? А как сделать так, всем хватило цветов? Дети выполняют задание . На экране появляется гном Зеле .
5 задание: — Друзья, у нас новое препятствие на пути. Как вы думаете, на что оно похоже? (на паутинку). — Кто бы мог забыть здесь паутинку, ребята? (Паук Шнюк). — Что можно сделать с этим препятствием? (превратить паутинки в различные предметы). (Дети выполняют задание на Геоконте, делают фигуры: цветок, бабочка и т. д., когда справились с заданием, появляется гном Геле).
6 задание: Продолжим путь, посмотрим на карту. Игра Воскобовича «Двухцветный квадрат». — Мальчики возьмут квадрат и сделают красные треугольные корзиночки (сложить квадрат), а девочки — зеленые прямоугольные. — Чем отличаются корзиночки мальчиков от корзиночек девочек? (формой, цветом). — У вас на подносах печенье (геометрические фигуры). Отберите себе печенье только той формы, какой формы у вас корзиночки (мальчики отбирают — треугольные, а девочки — прямоугольные)
Девочки отобрали печенье, какой формы? (прямоугольной), а мальчики? (треугольной). Хорошо, а какие еще геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей. — Молодцы и с этим заданием вы справились. И нашли сразу двух гномов. Появляются гномы Селе и Фи.
7 задание: — Сверим свой путь с картой. Куда указывает стрелка? (налево). — Где мы оказались? (перед замком ведьмы). — Что нам нужно сделать? Как это сделать? (забрать у ведьмы краски, задобрить ведьму, сделать ей подарок). — Какой подарок можно сделать ведьме? Что любят женщины? (духи, украшения). — Чтобы задобрить ведьму, сделаем ей приятный подарок, ожерелье, тогда она отдаст волшебные краски гномам. (Дети делают украшение для ведьмы из кругов разного диаметра, повторяют последовательность цвета, размера.) — Ну как думаете, понравился наш подарок ведьме? (да)(Ведьма отдает краски).
8 задание: — Ребята, давайте посчитаем, всех ли гномов мы нашли. Дети с помощью считалки считают гномов. Что теперь осталось сделать? (нашли всех гномов и вернули краски). Теперь нужно отдать каждому гному его краску.- Какая краска принадлежит каждому гному? (Охле — оранжевая, Геле -голубая и т. д.) (Ребята выполняют задание на нахождение соответствия на коврографе.) Воспитатель проговаривает вместе с детьми имена гномов: КОХЛЕ, ОХЛЕ, ЖЕЛЕ, ЗЕЛЕ, ГЕЛЕ, СЕЛЕ, ФИ — все гномы собрались на волшебной полянке. Ребята, вы просто молодцы! Посмотрите, лес снова стал яркий, красивый, волшебный!
Практический этап
Воспитатель: Друзья, гномы в знак признательности подарили немного красок нам. Для чего нам пригодятся краски? (чтобы мы раскрасили свои картинки, и у нас тоже появилось радужное настроение). Для этого мы должны вернуться в свой детский сад. — Раз, два, три, четыре, пять, предлагаю поиграть. За руки возьмитесь, покружитесь, повернитесь, в детском саду очутитесь. (Дети выполняют действия). — Ребята, я предлагаю вам поработать художниками и предложить гномикам разные проекты цветовых решений в раскрашивании леса. (Дети под музыку раскрашивают рисунки. Воспитатель следит за осанкой детей и техникой выполнения). — Молодцы, вы хорошо потрудились. У вас получились красивые и яркие проекты. Ребята, мы можем теперь отправить все ваши работы к нашим друзьям в Фиолетовый лес. А как их отправим?
Дети: Почтой России, электронной почтой.
Воспитатель: Я предлагаю отправить по интернету. Воспитатель фотографирует и отправляет работы детей.
Рефлексивно-оценочный этап.
— Кому мы сегодня помогали?
— Как мы решили проблему? Посмотрите на нашу карту и назовите, какие задания мы выполняли?
— Какое задание было самым интересным?
— Какие у вас возникли трудности?
— Как вы оцениваете свою работу?
— Я очень вами довольна. Все были активными, хорошо справились с заданием, помогли гномикам собраться вместе и вернули радужные краски волшебному лесу.
Литература:
- Воскобович В. В., Развивающие игры Воскобовича/ В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко.– М.: Сфера. — 2015.
- ХарькоТ. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников « Сказки Фиолетового леса » (для детей 5–7 лет). — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2016. — 304 с.