Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» / С. А. Лагутина, О. А. Сердюкова, Л. И. Калашникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6886/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению песочной терапии, как средствоэмоционального и познавательного развитиядетей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать определение понятию «песочная терапия»;
  2. Познакомить участников мастер-класса с игровыми упражнениями с песком, способствующие познавательному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использования в своей практике песочной терапии.

Оборудование: для педагогов: ноутбук, презентация «Песочная терапия», видеофайлы «Игры с детьми»; для детей: настольная песочница, деревянные фигурки героев сказки «Колобок», домик, формочки для песка: елочки, грибочки, белочки, птички, деревянные палочки, салфетки.

Ход мастер класса:

Теоретическая часть

Вступительное слово.

Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить мой мастер-класс на тему « Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ».

Песочная терапия это способ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с песком.

Цель песочной терапии — не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

К основным задачам песочной терапии относят :

— формирование позитивного восприятия мира;

— укрепление навыков коммуникации;

— развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;

— устранение агрессии, замкнутости;

— развитие внутреннего «Я » ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;

— улучшение познавательных процессов (памяти, внимания, воображения и др.). [2]

Для детей дошкольного возраста песок — возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком — не просто забава, а важная часть развития.

Практическая часть

Педагог-психолог. Разрешите познакомить вас с несколькими играми с использованием песочной терапии, которые способствуют эмоциональному и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для этого я предлагаю вам посмотреть несколько видеофайлов:

Игра «Угадай эмоцию»

Цель: научить детей с помощью манипуляций с песком показывать свое эмоциональное состояние; научить детей угадывать чужие эмоции, по их манипуляциям с песком. [1,2]

Описание игры

Предварительная беседа с детьми.

Педагог-психолог. Ребята, мы с вами изучали эмоции человека, что такое эмоции? Напомните мне, ребята? (Это чувства, которые переживают люди, и выражают их, с помощью мимики (выражения) лица.

Педагог-психолог. Спомощью эмоций люди выражают свое отношение к происходящему. Давайте вместе вспомним, какие бывают эмоции? (беседа проводится с помощью стенда «Азбука эмоций») Посмотри на фотографию девочки, на ее эмоции, как ты думаешь, какие она испытывает чувства? Какие эмоции у мальчика? И т. п.

Педагог-психолог. Авы знаете, что свои эмоции, можно показать не только с помощью мимики лица, но и с помощью игр с песком?

Педагоги подходят к столу с песочницей.

Педагог-психолог. Каждому из вас необходимо загадать любую эмоцию или настроение. После того, как вы будете готовы, вы по очереди начнете изображать свою эмоцию, с помощью манипуляций с песком. Все остальные будут ее отгадывать.

Давайте я начну первая, покажу вам одно движение с песком, а вы попробуете отгадать, мою эмоцию?

Педагог-психолог выполняет резкие хаотичные движения руками по поверхности или в глубине песка (злость, раздражение), дети смотрят и пытаются отгадать эмоцию.

Педагог-психолог. Если никто из участников не сможет отгадать эмоцию, вам разрешается нарисовать эмоцию на песке.

Тот, кто первым угадает, следующим показывает загаданную эмоцию.

Дети продолжают игру.

Игра «Сказка о песке» [1]

Цель: помочь детям с помощью манипуляций с песком улучшить свое эмоциональное состояние; способствовать развитию познавательных процессов: воображения, восприятия.

Описание игры

Педагог-психолог стоит с детьми предлагает детям поиграть в «Сказку о песке».

Педагог-психолог. Лежал песок, скучал песок много — много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь.

И может быть так бы продолжалось и дальше, но однажды пришёл папа, и построил для детей прекрасную песочницу.

Педагог-психолог подводит детей к столу с песочницей.

Педагог-психолог. Прибежали в песочницу дети (педагог-психолог с детьми пальчиками «бегают» по песку)

Педагог-психолог. Потрогали песок ладошками (дети трогают песок ладошками)

Какой песок: тёплый он или прохладный?

Педагог-психолог. Погладили песок ладошками (дети гладят песок ладошками)

Песок шершавый или гладкий?

Педагог-психолог. Потом дети взяли песок в ладошки (дети дерут песок в ладошки)

Ребята, сыпучий песок или нет?

Педагог-психолог. Затемдети стали рисовать пальчиками: нарисовали солнышко (дети рисуют с педагогом — психологом солнышко), у солнышка нарисовали длинные лучики, ротик, глазки (дети рисуют).

Педагог-психолог. Затем дети взяли формочки и выросли на песочке елочки да грибочки, прибежали белочки, прилетели птички. (Дети с помощью формочек «печатают» на песке рисунки)

Педагог-психолог. Давайте посмотрим, что у нас получилось? (На песке остались отпечатки от формочек, получился красивый рисунок на песке)

Педагог-психолог. Вот так, ребята, день за днем, дети стали приходить играть с песком. Песочку было весело с детишками, и с тех пор он больше не грустил.

Игра « Отгадай, кто спрятался?» [1]

Цель: помочь детям с помощью манипуляций с песком улучшить свое эмоциональное состояние; способствовать развитию познавательных процессов: воображению, памяти, вниманию, восприятию, развитию речи.

Описание игры

Педагог-психолог приглашает детей к песочнице.

Педагог-психолог. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, кто спрятался». Послушайте меня внимательно.

За ступенькою ступенька — будет лесенка,

Слово к слову ставь складенько — будет песенка,

А колечко за колечко — будет вязочка,

Найдем, что спрятано в песочке — будет сказочка.

Ребята, в нашей песочнице спрятались герои одной сказки, я предлагаю аккуратно найти их и отгадать, из какой они сказки?

Дети находят сказочных героев, выкладывают их на столе.

По мере того, как дети находят в песке героев сказки, можно у них спросить: из какой сказки может быть этот герой? Когда дети все же отгадали название сказки, можно у них спросить, кого из героев мы еще не нашли? Как все фигурки будут найдены, педагог-психолог предлагает проверить перечень всех героев и вместе с детьми проговаривают название сказки (Колобок).

Итогом игры, может быть постановка с детьми театра на песке.

Сценарий сказки «Колобок»

Оборудование: настольная песочница; деревянные фигурки: колобок, дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса; декорации: домик, елочки, деревья.

Педагог-психолог выполняет роль ведущего.

Педагог-психолог.

Жили-были дед да бабка. Как-то говорит дед бабке.

Дед . Испеки, бабка , колобок .

Бабка . Из чего печь-то? Муки-то нет.

Дед . А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

Педагог-психолог.

Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

(Бабка ставит на подоконник колобка )

Педагог-психолог.

Положила бабка колобок на окошко остывать . А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.

Колобок. (поет)

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

Педагог-психолог.

Катится колобок, катится по лесу. И навстречу выбегает ему, кто?

Дети. Зайка.

(Из-за елки выпрыгивает навстречу Колобку Заяц ) .

Заяц . Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня косой! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

И от тебя, Заяц, подавно уйду!

Педагог-психолог.

И покатился колобок дальше, только Заяц его и видел.

— Катится, колобок, катится, а на встречу ему, кто?

Дети. Волк.

Педагог-психолог.

Правильно, ребята, это серый Волк.

(Появляется из-за елки Волк)

—И говорит Волк колобку.

Волк . Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня серый! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

Я от Зайца ушел,

А от тебя, Волк, и подавно уйду!

Педагог-психолог.

И покатился колобок дальше, только Волк его и видел.

— Катится колобок по лесу, а на встречу ему, кто?

Дети. Медведь.

Педагог-психолог.

Да, ребята, это медведь. И говорит медведь колобку.

Медведь. Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел,

А от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Педагог-психолог.

И покатился себе дальше Колобок, только Медведь его и видел.

Катится Колобок, катится, а навстречу ему?

Дети . Лиса.

Педагог-психолог.

Правильно, ребята, это хитрая лиса. Говорит Лиса колобку.

Лиса. Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня Лиса, я тебе песенку спою.

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел,

От Медведя ушел,

А от тебя, Лиса, и подавно уйду.

Лиса. Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись ближе, да спой еще разок!.

Педагог-психолог.

Колобок подкатился к Лисе и запел.

Колобок: (Поет)

Я колобок, колобок,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Педагог-психолог.

А Лиса, его — ам! — и съела!

Вот и сказочке конец! А кто играл в нее, тот большой молодец!

Ребята, чему учит сказка «Колобок»? (Надо слушаться старших, без спроса никуда не убегать)

Не забывайте об этом, ребята!

Заключительное слово.

Педагог-психолог. Мой мастер-класс подошёл к концу. Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была для вас полезной!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева М.: Речь, — 2019, — 276 с.
  2. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. М.: Лада, — 2010. — 192 с.

Похожие статьи

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Включение ИКТ в образовательную деятельность с детьми 2-й группы раннего возраста»

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Похожие статьи

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Включение ИКТ в образовательную деятельность с детьми 2-й группы раннего возраста»

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Задать вопрос