Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи
Авторы: Зайцева Наталья Владимировна, Пугачева Людмила Михайловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 03.12.2021
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Зайцева, Н. В. Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Зайцева, Л. М. Пугачева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6874/ (дата обращения: 16.11.2024).
Игра — ведущий вид детской деятельности. Игровая деятельность помогает дошкольникам обучаться в доступной и интересной для них форме различным манипуляциям с предметами, способам, средствам общения и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми. Особенно важно привлекать к игре детей с общим недоразвитием речи. Ведь игра находит отклик в детской душе, а это является важнейшим стимулом речевой активности ребенка с ОНР.
Умение играть возникает не просто путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Детей к игре необходимо приобщать. От того, каким образом и какое содержание будет вкладываться взрослым в игры, напрямую зависит и качество игры, и, как следствие, результат. Наукой доказано, что игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения, на развитие психических процессов у детей, а также играет огромную роль на развитие речи дошкольников.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Если педагог не учитывает активный характер приобретения опыта, то даже самые совершенные, на первый взгляд, методические приёмы обучения игре не достигают своей практической цели.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь — начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Детям с нарушениями речи гораздо сложнее освоить этот процесс. Они сталкиваются с множеством трудностей на своем пути. Многие, понимая, что их речь отличается от сверстников, замыкаются в себе, предпочитают лишний раз промолчать, чем быть осмеянным.
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми с общим недоразвитием речи? Так как речь начинает формироваться в раннем возрасте, то начнем отвечать на этот вопрос, проанализировав возрастные особенности детей данного возраста.
Младшим дошкольникам трудно сосредоточиться на однообразной деятельности. В процессе же игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
– связана с каким-либо событием из личного опыта;
– двигательная и умственная деятельность должны чередоваться;
– дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка педагогу необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста можно использовать следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации.
Важным разделом логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.
Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
– развитие связной диалогической речи;
– развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом;
– расширение и активизация словарного запаса;
– закрепление навыков ведения диалога;
– развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Успешному решению задач может способствовать использование практического пособия «Дары Фребеля».
В своей практике мы используем этот игровой набор очень активно. Он соответствует требованиям ФГОС, помогает обеспечивать условия для всестороннего развития детей с учетом их возрастных и физиологических особенностей. Набор может быть использован во всех образовательных областях.
Возьмем, к примеру, образовательную область «Речевое развитие». Игра «Пчелы и змеи» направлена на формирование навыков работы в коллективе; обучение невербальным способам коммуникации; закрепление навыка правильного произношения звуков [Ж]- [Ш]. Дети делятся на две команды. Одна команда «Пчелы», вторая команда «Змеи». Каждая команда должна выбрать себе «короля». Затем оба «короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовут. В это время ведущий прячет два предмета: куб и цилиндр. Пчелиный «король» должен отыскать куб («мед»), а змеиный «король» — цилиндр («ящерицу»). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот. Существует множество других вариантов игры в зависимости от того, какой звук требует закрепления навыка произношения.
Речь ребенка развивается вкупе с различными линиями психического развития — мышлением, воображением, памятью, эмоциональностью. Немаловажное значение имеет и физическая активность.
В образовательной области «Физическое развитие» можно предложить детям игру «Тайные агенты». Она направлена развитие умения сотрудничать, кооперироваться в совместной деятельности, умение договариваться о правилах, развитие двигательной активности. В ходе игры ведущий и участники договариваются об условном обозначении каждой фигуры. Например, шар — руки на плечи, куб — прыжки на месте, цилиндр — наклоны и т. д. Дети делятся на несколько команд, ведущий дает им зашифрованные послания (нанизанные на веревочку шары, кубы и цилиндры). Команды должны в соответствии с кодовыми обозначениями «прочитать» послание, то есть выполнить те движения, которые обозначает каждая фигура, столько раз, сколько таких фигур нанизано на веревочке. Существуют также модификации игры:
– команды сами шифруют задания;
Вводятся дополнительные шифры цветом (к примеру, красный — движение повторить один раз, зеленый — два). В качестве усложнения игры можно предложить детям зашифровать движения и голоса животных. Например, шар — кошка (встать на четвереньки, выгнуть спину и мяукнуть), куб — собака (прогнуть спину и лаять).
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» рассмотрим игру «Путаница». Она способствует закреплению навыков правильного использования лексико-грамматических конструкций, развитию навыков работы в группе, развитию наблюдательности, памяти, внимания.
В этой игре дети строят из элементов набора различные композиции. Один из участников выходит за дверь, оставшиеся участники меняют в одной из композиций деталь и придумывают название изменившейся композиции. Вошедший игрок должен по новому названию догадаться, какой элемент заменили. В качестве модификации игры можно предложить участнику угадать название композиции самостоятельно.
В образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» рассмотрим игру «Морские обитатели». Эта игра обучает умению выразительно передавать образы окружающего мира, способствует расширению словарного запаса дошкольников, знакомит с основами композиции. Прежде чем приступить непосредственно к игре, педагог проводит беседу об обитателях морского дна, обогащает словарный запас новыми знаниями. Затем предлагает спуститься на морское дно. В качестве основы предлагает выполнить аппликацию батискафа. Дети фантазируют, представляют себя аквалангистами, развивается воображение. После беседы и аппликации воспитанники с удовольствие составляют фигурки обитателей моря, изображают волны, водоросли и т. п. После того, как дети закончат выкладывать речевых навыков.
В качестве примера игры в образовательной области «Познавательное развитие» рассмотрим игру «Большая стирка». Она направлена на развитие речи, сенсорных навыков, познавательно-исследовательской деятельности, восприятия, памяти, мышления, внимания.
Педагог выкладывает на столе несколько веревок, на которых будет «сушиться белье». Затем он выкладывает «рубашку» из четырех фигур и говорит, что все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на «рукав» другого цвета, размера или формы. Детям предлагается вывесить свое «белье». Задача участников игры — составить длинную цепочку и не ошибиться, при этом необходимо описать замененную деталь и объяснить свой выбор. Менять только измененную деталь менять запрещено.
Все предложенные игры можно варьировать в различных образовательных областях в зависимости от поставленной цели и задач.
Известно, что игровая деятельность ребенка очень разнообразна, так же, как и многогранны игры.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых. Они знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Игровая деятельность служит способом стимулирования речевой активности детей, так как важное значение играет эмоциональный отклик. Благодаря игре дети раскрепощаются, фантазируют, перевоплощаются, что положительно сказывается на речевом развитии дошкольников.
Литература:
- Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. — М.: Айрис — пресс, 2004;
- Жукова Н.С Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е.М, Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. Для логопеда. Серия 6 учимся играя. — Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998;