Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Авторы: Симакова Анита Михайловна, Нуриева Алеся Радиевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 08.12.2021
Статья просмотрена: 749 раз
Библиографическое описание:
Симакова, А. М. Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / А. М. Симакова, А. Р. Нуриева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6899/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллинг. Способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости. Рассматривается техника закручивания бумаги разными способами.
Ключевые слова: головной мозг, мелкая моторика рук, дошкольный возраст.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», — утверждал ученый физиолог Иван Петрович Павлов. Чтобы доказать его слова, давайте разберемся что же из себя представляет мелкая моторика рук у дошкольников.
В последнее время мы зачастую слышим о мелкой моторике и потребности её совершенствовать. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?
Мелкая моторика рук необходима для ребенка так как она с одной стороны взаимодействует с такими высшими психическими способностями и свойств сознания как мышление, внимание, оптико-пространственное представление (речь, координация, воображение, внимание, зрительная и двигательная память) а с другой — дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимались педагоги: В. А. Сухомлинский, М. М. Кольцова. Методикой подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, З. И. Богатеева и мн. др.
Советский психофизиолог и педагог Николай Александрович Бернштейн определил, что «координации тонких движений пальцев рук как преодоление избыточных степеней свободы движущегося тела, другими словами, превращая его в управляемую систему. Или «координация является организацией контроля двигательного аппарата» [3].
Развитие функции руки начинается уже в первые дни жизни ребенка. Сначала формируется сама рука, затем начинают развиваться тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения улучшаются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.
А. Л. Сиротюк под мелкой моторикой подразумевает развитие мелких. мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные. манипуляции, движения малой амплитуды [2]. Принимают участие такие системы как нервная, мышечная, костная и даже зрительная. К мелкой моторике относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
Часть, отвечающая за моторику, находится ближе к лобной доле коры больших полушарий, а сенсорная часть (чувствительная к свету, тактильным восприятиям) расположена примерно в трех сантиметров от темени в сторону затылочной области. Обе зоны непосредственно взаимосвязаны и контактируются сетью нейронов.
Ученые — нейрофизиологии Института физиологии детей и подростков (Антакова-Фомина Л. В., Кольцова М. М., Исенина Е. И.), изучая деятельность детского мозга, психику детей, доказали, что речевое развитие ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. поскольку центры в коре головного мозга, отвечающие за речь и точные движения расположены рядом. Когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных височных отделов мозга, отвечающих именно за речь [4].
Если сознательно тренировать деятельность пальцев, то развитие речи заметно улучшиться, так как речь в коре больших полушарий головного мозга формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. Определенно, что мелкая моторика рук зависит от развития левой височной и лобной областей головного мозга. Поэтому, чтобы ребенок научился разговаривать, следует не только делать упражнения на тренировку артикуляционного аппарата, но и формировать движения пальцев рук [4].
На всех этапах развития ребёнка, мелкая моторика рук играет значительную роль в его жизни. Наиболее подходящий период для формирования умственных и творческих способностей личности– от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий полностью еще не сформирована. Уровень формирования мелкой моторики рук у ребёнка определяет наиболее значимые для его будущего качества: внимание, память, речевые способности, координацию в пространстве, концентрацию, воображение, глазомер. Как правило дошкольник, обладающим высоким уровнем развития мелкой моторики рук способен логически мыслить. Следовательно работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому упражнения и занятия, в которых принимают участие крохотные пальчики рук дошкольника, крайне важны для его умственного и психического развития [1].
У значительной части детей уже со среднего возраста прослеживается недостаточное развитие тонкой моторики пальцев рук и слабо сформирована графический навык. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в 1-м классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки, плохо сформированы умения использовать ручку и карандаш в качестве рабочего инструмента [6].
Чтобы решить данную проблему необходимо начать тренировать движение пальцев рук со среднего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники квиллинг.
Начала работать с детьми по принципу «от простого к сложному». Вначале дети осваивали элементарные навыки скручивания цветных полосок бумаги в диски. Основные элементы квиллинга:
Что бы сделать «глаз» нужно пройти все элементы один за другим. Скрутить тугой ролл, распустить до необходимого размера получится свободный ролл и закрепить кончик полоски клеем. Далее сдавливаем элемент по серединке получится овал, сдавливаем элемент с одной стороны указательным и большим пальцем получаем каплю, сдавливаем элемент с другой стороны указательным и большим пальцем получаем глаз.
Дети среднего дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия в технике квиллинга, хотя на начальном этапе обучения кажется, что процесс выполнения довольно сложный. Но после выполнения нескольких элементов ребенок довольно легко справляется с накручиванием бумажной полоски и превращает заготовки в предложенную композицию.
Развивающее упражнение с использованием квиллинга «Ателье дизайнера» для детей 4–5 лет
Педагог показывает левую половинку платья или рубашки. Дети рассматривают узоры, определяют цвет и форму элементов данного узора (на какие геометрические фигуры они похожи). Детям предлагается самостоятельно выложить аналогичный узор из предложенных элементов по цвету и форме левой половинке. Когда игра достаточно освоена детьми, можно усложнить задачу и предложить самим изготовить элементы квиллинга по образцу или придумать собственный узор.
Таким образом, головной мозг является комплексной частью нервной системы. Он соединен с органами при помощи нервов, по которым идут нервные импульсы. Мелкая моторика рук зависит от развития левой височной и лобной областей головного мозга. Именно руки позволяют малышам «включить» мозг и развивать его. Следовательно, пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.
Посредством игры пробуждается детский интерес к такому искусству филигранной техники, как квиллинг. Детьми познается техника закручивания бумаги разными способами, расширяет представление о многообразии узоров. Способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; логического мышления и речи, пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости.
Литература:
- Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 102 с.
- Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Гуманит: Владос, 2000. — 240 с.
- Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — М.: Академический проект, 2010. — 453 с
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М.: «Олма-Пресс», 2001
- Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга/ И. М. Сеченов. — Москва: АСТ, 2015. — 352 с.
- Солнцева Е. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для родителей и педагогов. — М.: АСТ «Астрель», 2008. — 124 с.
- Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». Издательство «Ниола-Пресс» 2006г.88
Похожие статьи
Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии
Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...
Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования
В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...
Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения
В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
«Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
В статье дано описание авторской игры, которая предназначена для закрепления у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах, таких как цвет, форма, размер. В игровой форме не только закрепляются и актуализируются представления о сенс...
Похожие статьи
Развитие крупной и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема развития мелкой и крупной моторики в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается роль развития моторики в общем развитии ребенка. Описываются методы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитател...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии
Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью песочной терапии. Рассмотрены задачи, принципы песочной терапии, особенности использования элементов данной...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...
Развитие когнитивных процессов и сенсорики у дошкольников 3–5 лет посредством устного народного творчества и лего-конструирования
В статье рассматривается проблема развития сенсорики, математических представлений и речи в дошкольной образовательной организации посредством лего-конструирования и устного народного творчества. Описываются развивающие и корригирующие методы. Дается...
Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения
В статье раскрыты понятия индивидуальный подход и дифференцированный подход, понятие общей и мелкой моторики. Представлен материал, отражающий особенности моторного развития слабовидящих детей, результаты экспериментального изучения мелкой моторики р...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
«Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста
В статье дано описание авторской игры, которая предназначена для закрепления у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах, таких как цвет, форма, размер. В игровой форме не только закрепляются и актуализируются представления о сенс...