Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников
Автор: Веревкина Наталия Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 28.12.2021
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Веревкина, Н. А. Использование возможностей пластилинографии как средства развития речи дошкольников / Н. А. Веревкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6963/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. По свидетельству педагогов-практиков, в первый год обучения возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и, как следствие, низкая учебная мотивация.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника взаимосвязано.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в работе с детьми. Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.
В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи нужно стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином «Пластилинография». Обучение дошкольников пластилинографии стало результатом поиска новых интересных решений для развития моторной стороны речи и творческих способностей дошкольников.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем промазывания одной части к другой.
Занятия пластилинографией способствуют развитию:
— речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
— восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
— умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
— интеграции различных образовательных сфер.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Но главное значение деятельности по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом, что положительно сказывается на развитии речи. Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них). Дети формируют умение самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др. Когда ребенок вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а так же различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.
Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
В процессе совместной художественно-творческой деятельности по пластилинографии создаем условия для развития навыков общения. Совместное выполнение какой-либо поделки обычно способствует возникновению оживленных диалогов детей. Обыгрывание сюжета рисунка, поделок из пластилина всегда сопровождается эмоциональными комментариями с использованием литературного материала, тем самым, побуждая детей к активному речевому диалогу.
Таким образом, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, «пластилинография» влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Литература:
- Гаврилина С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать, и красиво рисовать. -ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». 2003
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. — М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
- Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. — М.: Издательство «Скрипторий», 2008.