Педагогический проект «Огонь: друг и враг»
Авторы: Волкова Людмила Леонидовна, Альфер Елена Анатольевна, Епик Галина Николаевна, Буракова Ирина Сергеевна, Легкобитова Тамара Николаевна, Касьянова Евгения Вениаминовна, Ефтифеева Вера Ивановна, Ростовцева Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 16.01.2022
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Педагогический проект «Огонь: друг и враг» / Л. Л. Волкова, Е. А. Альфер, Г. Н. Епик [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6989/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип проекта : исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Птенчики», воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Сроки реализации проекта : одна неделя.
Образовательное событие : подготовка и проведение детского развлечения: квест-игра «Спасатели».
Цель педагога : создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Огонь друг и враг».
Задачи педагога :
— создать условия для реализации темы проекта «Огонь друг и враг»;
— обеспечить условия для организации поисково-исследовательской деятельности по теме проекта:
— способствовать условия для формирования представлений о пользе и вреде огня:
— стимулировать речевую активность посредством вовлечения детей в речевое общение;
— обеспечить условия для организации продуктивной деятельности по теме проекта;
— обеспечить условия для проведения презентации проекта.
Организация детских видов деятельности: совместная деятельность со взрослыми, совместная деятельность со сверстниками, самостоятельная деятельность.
Этапы работы над проектом.
- Постановка проблемы
С детьми подготовительной группы проводилась «Неделя противопожарной безопасности». После объема изученной информации, возник вопрос — зачем существует огонь, если приносит много вреда.
Сбор копилки
В процессе работы над проектом дети совместно с родителями, собирали информацию о пользе и вреде огне. Собирали иллюстрации пожарных машин разных эпох. Полученная информация в виде рисунков, картинок, открыток, энциклопедий с изображением огня, книг, журналов, сказок помещалась в специальную коробку для сбора информации. Родители воспитанников собрали минибиблиотеку детской литературы по охране жизнедеятельности детей, оформили центр безопасности в группе. Дошкольники проводили опрос в соседней группе о том, что знают дети о пользе и вреде огня, рассматривали плакаты и обсуждали информацию. Совместно с подгруппой детей проводили игры о добром и злом огне. Вместе с детьми был изготовлен макет щита с приспособлениями для борьбы с огнем.
- Составление картотеки
Всю полученную информацию мы с детьми разделили на три раздела — огонь приносящий пользу, огонь приносящий вред, огонь, приводящий их в сомнение — приносит огонь вред или пользу. Затем в каждом разделе выделили общие признаки. Была составлена таблица. В первой её графе, «польза», мы зарисовали символы, где огонь приносит пользу (радость –в виде фейерверка, память — в виде вечного огня, освещение — в виде лампочки, тепло — в виде батареи, еда –в виде кастрюльки на печи, путешествие — в виде костра).
Во второй графе, «вред», зарисованы схемы тех объектов, которые страдают от огня при небрежном обращении человека: жилье –в виде дома, техника –в виде утюга, сжигание мусора — в виде урны, природа –в виде дерева, топливо для автомобиля — бензин, керосин — керосиновая лампа.
В третьей графе, «сомнения», где ребята поместили огонь приносящий как пользу, так и вред, изображены символами: солнце, молния, свеча, спичка, газ, камин.
- Создание модели и продукта деятельности
На основании таблицы дети создали модель, где в середине расположили огонь, от него отходили три стрелки со знаками + (польза), — (вред), + — (как вред, так и польза). Во избежание беды от огня, совместно с воспитателем и родителями, дети придумали новые правила обращения с огнём, которые были оформлены в виде пособия.
Правила:
- Осторожное обращение с огнем.
- Необходимо малое количество огня.
- Огонь — это жизнь, без него трудно было бы жить в настоящее время.
- С огнём необходимо бережное обращение, иначе он обидится и отомстит.
- Презентация
Презентация проектной деятельности была представлена ребятами перед сверстниками, перед детьми старшей группы, перед воспитателями на педагогическом совете, на открытом мероприятии в детском саду. Дети рассказали о возникшей проблеме и описали ход работы над проектом. Приготовили листовки «Огонь друг и враг». В своей презентации они использовали таблицу и пособия, изготовленные совместно с воспитателем: «Правила обращения с огнем», «Этапы работы над проектом».
План реализации этапов проекта «Космос»
Организационно-подготовительный этап |
|
Пятница |
Организация предметно-пространственной среды. Оформление центра безопасности «Спасик». Сбор копилки информации по материалу проекта. Подбор детской художественной литературы, дидактических и музыкальных игр. Подбор материала для непосредственно образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, музыкальное развитие, физическое развитие. |
Содержательно-поисковый этап |
|
Понедельник |
1.Утренняя гимнастика «Пожарные спешат на помощь». 2. Ситуативный разговор «Польза и вред от огня». 3. «Составление картотеки о пользе, вреде огня», выделение объектов, вызывающих сомнение. 4. НОД. ХТД. Тема: «Пожарный транспорт». 5. Речевая игра «Огонь, вода». 6.Организация игры малой подвижности «Горит, не горит» |
Вторник |
1.Создание модели и продукта деятельности. 2. Физическое развитие. Эстафета «Тушим огонь» 3. Познавательно-исследовательская деятельность. Опыт «Свойства воды и огня» |
Среда |
1.НОД. Речевое развитие. Тема: «Стихотворение Я. Маршака «Пожар». 2.Музыкальное развитие. Тема «В гостях у Дракоши». 3. Беседа «Опасные природные явления и объекты». 4.Игровая ситуация «Спасатели». 5.Рисование «Пожароопасные предметы вокруг нас». 6. Просмотр презентации «Как огонь появился на земле». |
Четверг |
1. Работа с изготовленным пособием «Огнь друг и враг». 2. Составление описательных рассказов по теме проекта. 3. Драматизация сказки «Кошкин дом». 4. Музыкальная игра «Спаси теремок от пожара». 5.п/и «Спасайся от огня», «Собери пожароопасные предметы». |
Результативный этап |
|
Пятница |
Моделирование образовательной среды. Квест-игра «Спасатели». Раздача листовок «Огонь друг и враг». Просмотр видеороликов о последствиях неосторожного обращения с огнём. |
Применение результатов деятельности.
Пособие, изготовленное детьми, использовалось в играх со сверстниками. Ребята загадывали загадки, подбирали стихотворения, сказки, ситуации по подходящему правилу.
Литература:
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Р. Б. Стёркина.