Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях»
Автор: Заречнева Елена Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 19.01.2022
Статья просмотрена: 177 раз
Библиографическое описание:
Заречнева, Е. П. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях» / Е. П. Заречнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7008/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: научить различать звуки [С]-[Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
— Развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;
— Совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
— Формирование грамматического строя речи.
Коррекционные:
— Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука;
— Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков;
— Закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах изолированных в слогах, словах, предложениях); навыков звуко-слогового анализа с графической записью.
Воспитательные :
— формирование положительной мотивации к занятиям;
— воспитание умения выполнять задание по инструкции;
— воспитание самоконтроля за речью.
Оборудование: Интерактивный комплекс «Теремок», интерактивные игры: «Артикуляционная гимнастика», «А ты так можешь?», «Помести картины в корзины», настольное зеркало, игрушка змейки, игрушка насоса, сумочка с заданиями, таблица слогов — игра «Шифровальщик», игра «Танкисту Саше сшили шлем с …», распечатка домашнего задания «Дифференциация звуков С-Ш» по Е. Н. Спивак, игра «Найди букву», круглые и квадратные фишки синего цвета, наклейка для поощрения.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Введение в тему занятия
— Настя, посмотри, что за гостья к тебе сегодня пришла на занятие? (Змейка)
— А что принесла змейка? (Насос)
— Да, верно, а ещё змейка принесла сумку с интересными заданиями.
— Скажи, пожалуйста, когда ползет змейка, какой звук ты слышишь? ([Ш])
— А когда, качает большой насос? ([С])
— Правильно, молодец!
— Сегодня мы с тобой будем учиться различать звуки [С] и [Ш].
2. Артикуляционная гимнастика
— Но, чтобы научиться их различать, правильно и четко произносить эти звуки. Необходимо подготовить к работе наш ротик, потренировать язычок, выполнив артикуляционную гимнастику. Предлагаю показать змейке, как ты тренируешь язычок и выполнить зарядку за интерактивным «Теремком» с нашим другом смайликом. (Да)
Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «хоботок», «чашечка», «горка».
3. Проговаривание изолированного звука
— Настя, давай проверим, хорошо ли мы потренировали язычки? (Да)
— Пошипи, как змейка. (ш-ш-ш)
— Когда, ты шипела какой звук ты произносила? (звук [Ш])
— Правильно, молодец.
— А теперь поработай как большой насос. (С-с-с)
— Когда, ты работала как насос, какой звук ты произносила? (звук [С])
— Молодец, умница!
4. Анализ артикуляции и характеристика звуков
— Настя, скажи, пожалуйста, а чем различаются звуки [С] и [Ш]?
(Когда мы произносим звук [С]: язык лежит за нижними зубами, зубы — «заборчиком», губы — в «улыбочке», воздух холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Когда мы произносим звук [Ш]: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», воздух теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.)
— Правильно! А эти звуки, в каком королевстве живут? (В синем, потому что они твердые согласные)
— Умница!
5. Связь звуков и букв. Игра «Найди букву»
— Настя, посмотри, какое задание приготовила змейка, что это, что тут написано? (Это звуки [С], [Ш])
— А чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
— Так это перед тобой на листе буквы или звуки? (Буквы)
— Правильно буквы С и Ш.
— Закрой, пожалуйста, все буквы С синим кружком, а буквы Ш синим квадратом.
— Молодец, справилась с заданием змейки.
6. Развитие фонематического слуха. Игра «Змейка или насос»
— Настя давай поиграем в игру «Змейка или насос». Я буду называть разные звуки, а когда ты услышишь звук [Ш], то встань со стула и извивайся как змейка поднимая руки вверх. Когда ты услышишь звук [С], встань со стула и поработай как насос.
7. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Шифровальщик»
— Настя, посмотри, змейка из сумочки достала какую-то шифровку, на ней слоги и стрелочки? Давай расшифруем её? (Да)
— Посмотри, стрелочка вверх, что значит? (Звук [Ш])
— А стрелочка вниз, что значит? (Звук [С])
— Молодец, нажимай на стрелочки и произноси слоги.
Слоги: ША-СА, ШО-СО, ШИ-СЫ, ШЕ-СЭ, ШУ-СУ
— Молодец, все расшифровала! Давай немного отдохнем вместе с героями из игры «А ты так можешь?» (Ура!)
8. Физкультминутка. Интерактивная игра «А ты так можешь?»
9. Дифференциация звуков в словах. Игра «Помести картины в корзины»
— Настя, для тебя змейка приготовила интерактивную игру «Помести картины в корзины». Называй, что нарисовано на картине, определяй, какой звук живет в этом слове, и опускай картину в нужную корзинку.
Слова: матрешка, стол, шляпа, лошадь, шапка, машина.
10. Дифференциация звуков в предложении. Игра «Танкисту Саше сшили шлем с …»
— Настенька, посмотри, какую еще одну интересную игру тебе змейка принесла. Разложи шлемы, проговаривая предложения: «Танкисту Саше сшили шлем с …солнышком». Слова: пустышка, трусишка, сушилка, шоссе, сушки, шахматист, машинист.
11. Домашнее задание
— Какая ты молодец. Как красиво ты произносила сложные слова. Я тебя попрошу, и дома немного поработать, вместе с мамой проговаривать вот эти слова.
12. Итог занятия, оценка деятельности
— Настя, скажи, пожалуйста, какие звуки мы сегодня учились различать? ([С] и [Ш].)
— Чем различаются звуки [С] и [Ш]? (ответ ребенка)
— Молодец, верно! Скажи, а тебе легко было выполнять задания, которые подготовила для тебя змейка (ответ ребенка)
— Змейка тебя благодарит за выполнение всех заданий, дарит тебе за твою работу наклеечку. И прощается с тобой до следующего занятия.
— Я тебя хочу тоже похвалить, ты молодец! Ты очень старалась, красиво и правильно произносила слоги, слова и предложения со звуками [С] и [Ш]. Увидимся на следующем занятии. До свидания!