Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес»
Авторы: Куклина Светлана Владимировна, Горбунова Галина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 24.01.2022
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Куклина, С. В. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в волшебный лес» / С. В. Куклина, Г. Н. Горбунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7019/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: пополнить знания детей о временах года, учить бережному отношению ко всему живому.
Задачи :
научить детей различать времена года;
научить детей доброте, вызвать активное желание помочь нашим меньшим братьям, оказавшимся в беде;
привить детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт;
закрепить правила поведения в природе;
сформировать умение правильно задавать вопросы.
Предварительная работа :
Экскурсии в лес в разное время года. Наблюдения за птицами, насекомыми, растениями и деревьями. Разучивание стихотворений, чтение художественной литературы о природе и других обитателях нашей планеты (животных, птицах, насекомых, рыб).
Материалы к занятию :
Зал оформлен под лесную поляну, конверт с письмом, корзина, музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Времена года», песня Г.Гладкова «Не обижайте муравья», картинки зайчика, ласточки, дятла, муравья, стрекозы. Муляжи съедобных и ядовитых грибов. Иллюстрации с правилами поведения в лесу.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами пришли в зал, чтобы поиграть в интересную игру (стук в дверь).
Почтальон : Здравствуйте! Это группа № 9?
Воспитатель : Да, вы пришли по адресу.
Почтальон : Вам письмо.
Воспитатель : Спасибо, сейчас мы с ребятами его прочитаем. Ребята письмо не простое, а волшебное. Написано оно дедушкой Знаем (читает письмо).
«Дорогие ребята!
У меня в волшебном лесу случилась неприятность. Ко мне на каникулы приехал внучок Шуршунчик и всё в лесу перепутал. Теперь летние птицы замерзают в зимнем лесу, а маленький зайка зимой бегает в серой шубке. Много шалостей натворил Шуршунчик. Только вы сможете помочь волшебному лесу и его обитателям, только вы сможете вернуть всё на прежние места. Чтобы попасть в мой лес, вы должны вспомнить правила поведения в лесу. Заранее вам благодарен. Дедушка Знай».
Воспитатель : Ребята! Как вы думаете? Что нам нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно помочь лесным жителям волшебного леса, но сначала вспомним правила поведения в лесу. (Воспитатель показывает предупреждающие знаки. Дети говорят, что нельзя делать в лесу.)
Воспитатель : Молодцы, ребята! Теперь мы можем идти в лес. Давайте на всякий случай возьмём с собой корзину, может быть, она нам пригодится.
(Звучит музыка II. И. Чайковского «Времена года».)
Воспитатель : Посмотрите, дети, как здесь красиво!
Здравствуй лес!
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои!
(Под музыку вбегает Шуршунчик)
Шуршунчик : Вы кто такие? Как вы сюда попали?
Воспитатель : Что ты расшумелся? Мы помощники дедушки Зная.
Пришли помочь волшебному лесу. Кто ты такой, мы уже догадались. Кто это, ребята? (Ответы детей) Ну, конечно же, это Шуршунчик! Шуршунчик! Зачем ты всё в лесу перепутал?
Шуршунчик : Ничего я не перепутал. Я, наоборот, всё расставил по местам.
Воспитатель : Мы с ребятами сейчас проверим.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».)
(Подходят к зимнему лесу)
Воспитатель : Шуршунчик, приготовься, сейчас ребята будут задавать тебе вопросы и загадывать загадки.
Ребёнок : «Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома.
Зовут меня…
Шуршунчик : Весна! Правильно я угадал?
Воспитатель : Так ли это, ребята? В какое время года мы с вами попали? (Ответы детей.) Шуршунчик! Какая бывает зима?
Шуршунчик : Снежная...
Воспитатель : И всё? Вы как думаете, ребята? (Ответы детей.) Шуршунчик, ребята знают о зиме стихи, послушай. (Дети читают стихи.)
Воспитатель : Ай[G1] — яй — яй! Что же происходит в волшебном лесу? Я думаю, надо спросить у Шуршунчика. Вы как думаете, ребята?
Ребёнок : Шуршунчик, каким бывает заяц зимой? Почему он меняет свою шубку?
Шуршунчик : Зимой зайка серый, его так виднее!
Воспитатель : Дети! Так ли это?
Ребёнок : Нет, Шуршунчик! Зимой зайка белый. Он меняет свою шубку, чтобы не попасть в лапы лисе или волку.
Воспитатель : Шуршунчик! Вот послушай о зайке стихи. (Дети читаю стихи.) Ребята! Что же нам делать с серым зайчиком в зимнем лесу? (Ответы детей.) Давайте ещё посмотрим, всё ли здесь правильно?
Ребёнок : Шуршунчик! Какая это птица, и разве она может жить в зимнем лесу?
Шуршунчик : Конечно, может! Это же снегирь!
Ребёнок : Нет, это ласточка, перелётная птица. В конце лета ласточки улетают на юг. В зимнем лесу эта птичка пропадёт.
Воспитатель : Ребята! Что же нам делать с ласточкой? (Ответы детей.) Ребята! Как мы с вами зимой можем помочь птицам?
Игра «Птички на кормушках»
Воспитатель : Ребята! Что ещё сделал Шуршунчик? Посмотрите внимательно.
Ребёнок : Шуршунчик! Что это за насекомое, может ли оно жить на снегу?
Шуршунчик : Ну, это я знаю. Это муравей. Конечно, он может жить на снегу, вон у него сколько лапок.
Ребёнок : Да, это муравей, но он не может жить на снегу. Зимой муравьи спят в своих муравейниках.
Воспитатель : Шуршунчик! Что же нам делать с муравьём?
Шуршунчик : Я думаю, его надо оставить в зимнем лесу.
Воспитатель : Оставить в зимнем лесу? Вы как думаете, ребята? (Ответы детей.) Да, давайте и муравья возьмём. Чтобы ему не было так грустно, споём ему песню. (Исполняется песня «Не обижайте муравья».) Ребята! Мы и не заметили, как вышли из зимнего леса. В какой лес мы попали?
Ребёнок : Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Шуршунчик : Знаю, знаю: это лето. Видите, сколько цветов? Угадал?
Воспитатель : Так ли это ребята? Как вы думаете? (Ответы детей.)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Что это, ребята? (Подснежник.)
Воспитатель : Ребята! В какое время года можно встретить подснежники? (Ответы детей.) Шуршунчик, ребята знают о весне стихи. (Чтение стихотворений.) Ай-яй-яй! Шуршунчик, ты и здесь побывал и опять всё перепутал. Ребята! Посмотрите внимательно, всё ли здесь в порядке?
Ребёнок : Шуршунчик! Какое это насекомое, и разве его можно встретить ранней весной?
Шуршунчик : Это бабочка. Раз есть цветы, значит должна быть и бабочка. Я прав?
Ребёнок : Это стрекоза. Её можно встретить летом у водоёмов. Ранней весной стрекоза может погибнуть.
Воспитатель : Ребята! Что же делать нам со стрекозой? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель : Ребята, а что ещё здесь неправильно?
Ребёнок : Шуршунчик! Как называется эта птица, где она живёт?
Шуршунчик : Это соловей! Видите какой он красивый?
Ребёнок : Это дятел. Живёт он не в гнезде, а в дупле.
Воспитатель : Что же нам делать с дятлом? Как вы думаете? Оставим дятла в гнезде? (Ответы детей.) Молодцы, нам надо идти дальше.
Солнце светит спозаранку,
Всей земле улыбку шлёт.
Мы выходим на полянку.
Ручеёк в лесу поёт.
Тёплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться.
Клён кивает головой.
(Звучит запись «Пение птиц».)
Ребёнок : Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Ответ детей.)
Воспитатель : Как же здесь тепло и уютно. Шуршунчик, хочешь послушать стихи о лете? (Дети читают стихи.) Ребята, мы забыли о корзине. Что же будем делать с зайцем, стрекозой, муравьём и ласточкой? (Ответы детей.) Дети, все ли вернулись в свои домики? Молодцы, ребята. Сколько добрых дел вы сделали!
Воспитатель : Ребята, посмотрите на эти полянки. Они разные. Эта весёлая, а эта... Как вы думаете ребята, что нужно сделать, чтобы эта полянка тоже была весёлой?
Психологический этюд: каждый ребёнок желает своим друзьям что-нибудь хорошее.
Воспитатель : Ребята, мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше. Нас ждёт ещё один лес.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».)
Куда же мы попали?
Ребёнок : Несу я урожаи.
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и ёлочек,
Я...
Шуршунчик : Это весна! Видите, как здесь красиво?
Ребёнок : Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льётся.
Это время года — осенью зовётся.
Воспитатель : Ай-яй-яй! Шуршунчик! Ты и здесь побывал?
Ребёнок : Шуршунчик, какие грибы у тебя в корзине?
Шуршунчик : У меня в корзине сыроежки. Видите, какие красивые, красненькие, беленькие, вкусненькие. Давайте их попробуем.
Ребёнок : Ты набрал ядовитые грибов. Это мухомор и бледная поганка. Людям их есть нельзя. Срывать и топтать ногами тоже нельзя. Этими грибами лечатся дикие животные. Мухоморы для них, как таблетки.
Воспитатель : Ребята! Давайте поможем Шуршунчику набрать съедобных грибов.
Игра «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём».
Воспитатель : Ребята! Идите скорее сюда. Посмотрите, что же это такое? (Ответы детей.) Вы правы, ребята. Это столовая для животных. Только всё ли здесь правильно? Как вы думаете? (Ответы детей.) Я согласна с вами, что нужно и здесь навести порядок. (Дети раскладывают пищу для животных.) Молодцы, ребята, вы сделали правильно. Вот и заканчивается наше путешествие. Все ошибки Шуршунчика, вы исправили. Нам пора возвращаться в группу.
Шуршунчик : Дорогие, ребята! Вы молодцы! Большое вам спасибо! Справились с такими большими трудностями. Исправили мои ошибки, которые я нечаянно сделал. Мой Дедушка Знай просил вам передать медали, на которых написано «Знатоки». Вы, действительно, знатоки! Много знаете о лесе и его обитателях. Нам пора расставаться, но мне совсем не хочется этого делать. (Плачет.)
Воспитатель : Ребята! Что же нам делать с Шуршунчиком? Как вы думаете? (Ответы детей.) Я согласна с вами, ребята. Давайте пригласим его в детский сад. У нас в саду он научится многому, потом вернётся к дедушке и будет ему помогать содержать волшебный лес в чистоте и порядке.
[G1]