Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников
Авторы: Колотнева Надежда Ивановна, Краснюкова Ирина Владимировна, Чернова Елена Фёдоровна, Унгурян Анна Дмитриевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 24.01.2022
Статья просмотрена: 173 раза
Библиографическое описание:
Колотнева, Н. И. Использование интеграции образовательных областей в математическом развитии дошкольников / Н. И. Колотнева, И. В. Краснюкова, Е. Ф. Чернова, А. Д. Унгурян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7022/ (дата обращения: 20.12.2024).
Статья посвящена вопросам математического развития дошкольников при интегрированном образовании. Разработана модель интеграции образовательных областей с опорой на развитие математических представлений у дошкольников. Доказана актуальность интеграции образовательных областей в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: интегрированное образование, дошкольники, математическое развитие, модель.
Введение . Принципам интеграции образовательных областей в общем развитии дошкольников уделялось внимание многими авторами. Например, Н. Л. Гребенникова и Н. Д. Давлетова описывают принципы интеграции образовательных областей в математическом развитии определяя соотношения старого и нового материала [1].
3. А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец раскрывают теоретические основы и педагогические технологии развития у детей дошкольного возраста логического интеллекта и математических представлений. На наш взгляд, особого внимания в указанном исследовании занимает раздел «Математическое развитие дошкольников средствами «веселой» занимательной математики», где описаны игровые формы различных областей познания и формирования картины мира [2].
Интеграция образовательных областей может осуществляться через следующие образовательные области: музыкальные занятия (понятия: ритм, счет, музыкальные считалки, музыкальная ритмика и др.), физическая культура (понятия круг, квадрат, овал, прямоугольник, высокий, низкий, короткий, длинный и т. д.), логоритмика, здоровье, социализация (понятия: сколько нас, много, мало и т. д.), труд, художественно-эстетическое творчество, экономическое воспитание, чтение художественной литературы, квест-игры; проблемное обучение, ролевые игры и др.
Формирование математических представлений у дошкольников предложено многими учеными в области дошкольной педагогики, чьи труды, несомненно актуальны в каждом периоде изучения. В настоящее время зарубежными и отечественными исследователями ведется активный поиск новых методов, приемов, технологий формирования математических представлений у детей раннего возраста. Современные развивающие технологии описаны М. Г. Борисенко, Т. И. Ерофеевой, О. Е. Жиренко, Е. В. Колесниковой, Л. А. Обуховой, В. П. Новиковой, Л. Н. Павловой, А. А. Столяр и др. Авторы предлагают педагогические технологии и подходы, направленные на формирование различных видов математической деятельности, элементарных математических представлений, на развитие когнитивных процессов через критическое и математическое мышление. И в основном, все подходы основаны на интегрированном обучении.
Доказано (А. В. Белошистая, А. М. Вербенец, В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич, А. И. Савенков, Г. А. Репина, В. Ф. Петрова и др) первоначальные математические знания ребенок приобретает в раннем возрасте. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что существуют количественные отношения и пространственные формы, существуют отношения между объектами, которые положены в качестве аксиомы в основание математических действий. Ребенок еще не осознает это, однако математика дает ребенку возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в жизни.
Анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования — создание педагогических условий для развития математических представлений у дошкольников в интеграции образовательных областей.
Предмет исследования — педагогические условия интеграции образовательных областей.
Объект исследования — математическое развитие дошкольников.
Задачи :
— разработать Модель интегрирования образовательных областей в математическом развитии дошкольников;
— создать условия реализации Модели;
— проанализировать эффективность Модели.
Гипотеза исследования : математическое развитие дошкольников будет успешнее при интеграции образовательных областей и процесс формирования элементарных математических представлений будет проходить в цифровом образовательном пространстве.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147» г. Воронежа. Исследование началось в феврале 2020 года. В связи с пандемией COVID-19 были перерывы в исследовательской деятельности и иногда приходилось заново проводить занятия по одной теме, так как некоторые дети прерывали посещение детского сада. Однако, удалось провести сравнительный анализ полученных данных. В качестве метода мониторинга использовались игры: «Знакомство с цифрами», «Геометрические фигуры: игра с сортером», «Интегрированное занятие на усиление концентрации слухового внимания и формирование элементарных представлений о количестве».
Результаты и их обсуждение
Результаты оценивались в бальной системе от 1 до 3, где 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 высокий уровень. Подсчитывалось среднеарифметическое значение по каждой диагностике. Полученные результаты подтвердили эффективность Модели.
Рис. 1. Модель интегрирования образовательных областей в математическом развитии дошкольников
Таким образом, математическое развитие дошкольников при интеграции образовательных областей — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логико-математическими операциями, и математическим мышлением. Результативность математического развития при интеграции образовательных областей показана в таблице.
Таблица 1
Сравнительный анализ эффективности Модели и результативности математического развития дошкольников
Название методики |
2020 г |
2021 г |
Разность показателей |
«Знакомство с цифрами» |
1,98 |
2,34 |
0,36 |
«Геометрические фигуры: игра с сортером» |
2,21 |
2,67 |
0,46 |
«Интегрированное занятие на усиление концентрации слухового внимания и формирование элементарных представлений о количестве» |
1,56 |
2,03 |
0,47 |
При рассмотрении таблицы, видно, что результативность математического развития не одинаково равномерна.
Анализ данных позволил сделать следующие выводы: математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития дошкольников. Экспериментально установлено, что в общем развитии детей немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного развития и развития всех когнитивных процессов. В связи с этим интеграция образовательных областей в математическом развитии детей дошкольного возраста позволяет добиться качественных изменений в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и компетенций. Математическое развитие является одним из значимых компонентов в формировании «картины мира» ребенка.
Литература:
- Гребенникова, Н.Л., Давлетова, Н. Д. Принципы интеграции образовательных областей в математическом развитии. ЖУРНАЛ «Кронос». Мультидисциплинарные науки. 2020 г, — с. 26–29.
- Михайлова, З.А, Носова, Е.Д., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г, — 153 с.
Похожие статьи
Введение дошкольников в мир экономики посредством театрализованных представлений
Статья посвящена интеграции экономического воспитания и речевого развития дошкольников. Разработана модель коллаборации воспитателей для достижения общей цели обучения дошкольников. Выдвинута гипотеза, которая в соответствии с научным методом, объясн...
Интеграция предметных областей в обучении младших школьников
В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...
Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики
В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...
Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром
В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.
Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников
В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.
Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...
Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике
В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...
Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.
Похожие статьи
Введение дошкольников в мир экономики посредством театрализованных представлений
Статья посвящена интеграции экономического воспитания и речевого развития дошкольников. Разработана модель коллаборации воспитателей для достижения общей цели обучения дошкольников. Выдвинута гипотеза, которая в соответствии с научным методом, объясн...
Интеграция предметных областей в обучении младших школьников
В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход в обучении благотворно влияет на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В статье рассматривается интегра...
Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики
В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...
Теоретические положения интеграции предметных областей при знакомстве младших школьников с окружающим миром
В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции предметных областей при знакомстве детей 6–10 лет с окружающим миром.
Особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников
В статье рассматриваются особенности использования электронных образовательных ресурсов в развитии когнитивных процессов у дошкольников. Описан сравнительный анализ эффективности использования ЭОР в воспитательном процессе. Обнаружены достоверные раз...
Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста
В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.
Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики
В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...
Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике
В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...
Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей
Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС
В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.