Сценарий сюжетной игры «Торговый центр «Энгельс-сити» по развитию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 28.01.2022

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Липаева, С. А. Сценарий сюжетной игры «Торговый центр «Энгельс-сити» по развитию основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения / С. А. Липаева, С. Ф. Каузова, О. Н. Кирина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 66-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7028/ (дата обращения: 19.12.2024).



Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

Цель игры : познакомить детей с новой сюжетной игрой «Торговый центр «Энгельс-сити»; формировать наглядные представления о предметной среде торгового центра на этапе знакомства с профессиями людей, работающих в нём, необходимыми атрибутами для развития игрового сюжета; дать детям представление об ограниченности материальных ресурсов (денег) при неограниченных потребностях людей (не контролируемые и не запланированные покупки); помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь социума.

Задачи игры :

Образовательные

Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

Сформировать представления детей о понятии «возможности покупок» .

Формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Способствовать формированию у детей умений распределять роли, вести ролевое взаимодействие, ролевые диалоги, подготавливать необходимые условия для игры.

Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний о финансовой грамотности,

Поощрять стремление передавать в игре трудовые действия людей разных профессий.

Развивающие

Создавать условия для развития новых экономических игр и детского творческого игрового потенциала.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

Развивать детскую инициативу, творческие способности, фантазию, воображение.

Воспитательные

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

Воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры.

Воспитывать культуру речевого общения и поведения.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:

Беседа «Зачем нужно экономить денежные средства?»

Виртуальная экскурсия по «Торговому центру»

Показ мультимедийной презентации «Кто работает в торговом центре».

Этическая беседа «Поведение в общественных местах».

Блиц-опрос «Что такое касса?» «Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе?» «Что такое меню?»

Викторина «Этикет».

Интеллектуальная игра Брейн ринг «Экономическая грамотность».

Театрализованная игра по мотивам сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Изготовление атрибутов для сюжетной игры «Торговый центр».

Чтение детской художественной литературы о профессиях, загадки о товарах и продуктах.

Обыгрывание ролевых взаимодействий директора магазина, продавца-консультанта, кассира, покупателя, рекламного агента, охранника, администратора кафе, фармацевта, официанта.

Работа с родителями:

Семейная экскурсия в торговые центры города.

Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетной игры «Торговый центр».

Подготовка игрового пространства :

Игровой материал: денежные купюры, монеты, товарные чеки, ценники, банкомат, кредитные карточки, кошельки; товары для разных отделов — детская художественная литература, игровые компьютеры, телефоны, наушники, планшеты, фотоаппараты; «ювелирные» изделия — бижутерия, муляжи продуктов питания, муляжи «лекарств», детская посуда для сервировки, блокноты для записи заказов, микрофоны для караоке, термометр, мед. маски, карточки — Q код.

Оборудование: вывески «Открытие торгового центра «Энгельс –сити», «Книжный отдел», «Ювелирный салон», «Компьютерная техника», «Аптека», «Кафе», «Меню»; прилавки, кассовые аппараты, упаковочный материал, корзинки для продуктов; для сотрудников торгового центра — спецодежда, бейджики, галстуки; сумочки; скатерти.

Словарная работы: фармацевт, рекламный агент, продавец-консультант, бейджик, торговый центр «Энгельс-сити», кассир, стоимость, цена, сдача, чек, денежные средства, экономия, шопинг, бижутерия, «Ювелирный салон».

Роль воспитателя: Организует вместе с детьми игровую обстановку, ведёт косвенный контроль за детской игрой (возможно в роли директора ТЦ), оказывает своевременную педагогическую помощь в рамках своей роли, поощряет детскую инициативу и самостоятельность, обыгрывает конфликтные ситуации, поддерживает радость детского успеха.

Игровые роли и правила:

Директор ТЦ проводит открытие торгового центра, помогает организовать рабочие места сотрудников, проверяет товарные полки в магазинах, следит за работой ТЦ, разговаривает по телефону, заполняет документацию, разрешает спорные вопросы сотрудников и конфликтные ситуации.

Продавец-консультант раскладывает товар на полках и витринах магазина, взвешивает товар, расставляет ценники на товары, вежливо обслуживает покупателей, предлагает и рассказывает о товарах магазина. Если возникает конфликт с покупателем или сотрудником, то не ругается, а вежливо по-доброму разговаривает. Но если конфликт не исчерпан вызывает директора ТЦ.

Кассир сидит на своём рабочем месте за кассой магазина, принимает деньги — расчёт за товар от покупателей, внимательно считает сумму денег за товар, даёт при необходимости сдачу покупателю, внимательно и серьёзно относится к своей работе.

Охранник открывает торговый центр, вежливо просит у посетителей предъявить Q код, сканирует его, измеряет температуру, вежливо общается с посетителями, следит за порядком в торговых залах.

Рекламный агент проводит рекламу товаров для посетителей — покупателей, он весёлый, вежливый, красиво говорит, зазывает и предлагает купить рекламируемый товар, разрешает познакомиться с товаром на своём стенде-прилавке.

Фармацевт помогает заболевшим людям выбрать нужные лекарства или советует витамины для здоровья, или готовит необходимое лекарство по рецепту врача, помогает выбрать антисептические средства и средства гигиены.

Администратор кафе встречает посетителей, контролирует работу официантов, кассира, выслушивает жалобы и пожелания гостей, решает возникающие проблемы. Он вежливый, галантный, стильный.

Официант подаёт гостям кафе меню, принимает заказы, разносит заказанную еду посетителям, предлагает новые блюда меню, вежливо общается с посетителями.

Ход игры:

Воспитатель включает радиосообщение.

«Здравствуйте, гости и жители города! Вот и наступил день, который мы все так долго ждали, а особенно дети и родители. Сегодня радостное событие в нашем городе! На улице Полтавской открывается новый « Торговый центр «Энгельс-сити», который гостеприимно примет девчонок и мальчишек, а также их родителей! Двери торгового центра распахнуты для всех! Заходите!!! Для удобства жителей микрорайона здесь организована продажа промтоварных и продовольственных товаров».

Воспитатель:

Ребята, а что же такое открытие торгового центра? (Это праздник, хорошее настроение, подарки, скидки, акции, распродажи.)

— Как вы понимаете название торгового центра «Энгельс-сити»? (ответы детей) Торговый центр — это большой огромный торгово-развлекательный комплекс. Здесь много торговых помещений для разных магазинов. Ребята, а вы были когда-нибудь в торговом центре? Какие там магазины, отделы? Давайте вспомним их названия. Что продают в этих магазинах? Кто работает в магазине?

Я вам предлагаю поиграть в игру Открытие «Торгового центра «Энгельс-сити». В новом торговом центре «Энгельс-сити» будут работать разные отделы «Книжный отдел», «Ювелирный салон», «Аптека», «Компьютерная техника». А также для посетителей открыто «Кафе», где можно заказать пирожное и другие кондитерские изделия, попить чай, сок, отдохнуть и спеть караоке.

— Какие роли сотрудников торгового центра могут быть в этой игре? (Директор торгового центра, продавцы — консультанты, кассиры, охранник, рекламный агент, официанты, администратор кафе, фармацевты, грузчики, сторож …). Какую работу они выполняют? (ответы детей)

Вспомним «Правила поведения в магазине и общественных местах»:

  1. Поздороваться с продавцом магазина.
  2. Не кричать, не шуметь, не бегать.
  3. Нельзя толкаться, нужно встать в очередь
  4. Помнить о вежливых словах: здравствуйте, извините пожалуйста, будьте добры, покажите мне пожалуйста, спасибо, до свидания.

Ход детской игры:

Дети договариваются о распределении ролей, проговаривают ролевое взаимодействие, подготавливают игровую обстановку. Рабочие места занимают сотрудники ТЦ.

Остальные ребята посетители — покупатели получают «зарплату» в банкомате. По желанию могут разделиться на семьи. На семью выдаётся зарплата 50 рублей (номиналом 5 руб., 2 руб., 1 руб., 10 руб. и др.).

Игровая установка. Посетители — покупатели приобретают нужный товар в магазинах торгового центра. Но при этом стараются не тратить все свои деньги. В конце игры провести подсчёт потраченных денежных средств. Выяснить какая семья самая экономная, бережливая? Сколько денег потратил каждый посетитель?

Воспитатель:

У вас сегодня шопинг. Шопинг — это свободное времяпрепровождение в магазинах торгово-развлекательного центра. И конечно покупки разных товаров: одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др.

— Ну а сейчас, игра начинается! Продавцам желаю удачной продажи, а посетителям и покупателям приятных минуток и покупок.

— Теперь пора открывать наш «Торговый центр «Энгельс –сити » . Все работники магазина занимают свои места.

Ролевые диалоги:

Диалог «Рекламный агент- посетитель».

Посетитель. Здравствуйте, скажите пожалуйста, что вы рекламируете?

Рекламный агент. У нас сегодня появились новые виды фруктового йогурта — клубничный, яблочный, киви. Вы можете попробовать, чтобы решить, какой купить.

Посетитель. Как вкусно.

Рекламный агент. Они не только вкусные, но и полезные! Вам какой понравился?

Посетитель. Мне понравились все, пойду спрошу у продавца, сколько стоит йогурты. Спасибо за помощь.

Диалог «Покупатель и продавец-консультант в «Книжном отделе»

Покупатель. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста сколько стоит книжка?

Продавец-консультант. Отличный выбор. Эта книжка стоит 5 рублей. Что ещё хотите купить в нашем отделе? У нас сейчас большая распродажа новогодней детской художественной литературы. Могу вам предложить стихи любимых авторов с красивыми иллюстрациями.

Покупатель. Спасибо. Я покупаю вот эти книги. Сколько они стоят?

Продавец-консультант. Эта книжка о приключениях Незнайки — 4 рубля, а новогодний сборник стихов 6 рублей. Пожалуйста, деньги в кассу.

Диалог «Кассир — покупатель»

Кассир. Сумма вашей покупки …

Покупатель. Хорошо. Вы к оплате карточку принимаете?

Кассир. Да, пожалуйста, оплачивайте по кассовому терминалу сумму покупки … Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу. Спасибо за покупку.

Диалог «Покупатель и продавец-консультант в «Ювелирном салоне»

Покупатель входит в магазин.

Продавец-консультант. Здравствуйте. Я продавец-консультант Мария. Чем могу вам быть полезна?

Покупатель . Будьте добры, помогите выбрать подарок для моей сестры.

Продавец-консультант. В нашем «Ювелирном салоне» большой выбор бижутерии на любой вкус. Какой возраст у вашей сестры?

Покупатель. Моей сестре 7 лет. Она большая модница.

Продавец-консультант . Тогда для вашей модницы предлагаю эти бусы. Они красивые и стоят недорого 10 рублей.

Покупатель. Спасибо, вы мне очень помогли.

Продавец-консультант. Пожалуйста, проходите к кассе для оплаты. До свидания.

Диалог «Покупатель и фармацевт в «Аптеке»

Фармацевт. Добрый день. Вам что-то подсказать?

Покупатель. Здравствуйте. Я ищу средство для полоскания горла. Где оно у вас находится?

Фармацевт . Давайте пройдём к этой витрине. Я предлагаю этот травяной сбор. Он не вызывает аллергических реакций, подходит для любого возраста. У него приятный вкус и нежный аромат.

Покупатель . Спасибо. Это средство мне подходит.

Продавец-консультант. Будьте здоровы.

Диалог «В кафе»

Администратор кафе. Здравствуйте. Очень рад, что зашли в наше кафе в новом торговом центре «Энгельс-сити».

Посетители. Здравствуйте. Спасибо. У нас заказаны столики в вашем кафе.

Администратор. Сейчас посмотрю по списку. Да, есть заказ, столики заказаны. Как замечательно, сейчас провожу вас до ваших мест.

/ Администратор провожает посетителей, рассаживает./

Администратор. Хорошего дня.

/ К посетителям подходят официанты предлагают меню. После чего посетители делают заказ блюд/

Посетители . Нам пожалуйста пирожные и чай.

Официант. Ваш заказ скоро будет готов.

Посетители. Большое спасибо, будем ждать.

Рома. Я очень рад, что все мы сейчас собрались в кафе. Я так долго ждал свой день рождения! Здорово, что в день моего рождения мы попали на открытие торгового цента «Энгельс-сити»

Гости . Мы рады вместе отпраздновать эти два события. Рома, мы поздравляем тебя «С днём рождения!» Желаем здоровья, чтобы ты стал большим, умным, добрым, красивым, слушался своих маму и папу.

Рома. Спасибо вам за поздравления!

Гости Ромы. Рома, мы хотим тебя поздравить песней в караоке, послушай, пожалуйста.

/ Звучит музыка. Посетители поют караоке/

Рома. Спасибо большое, за такой подарок, мне очень понравилось.

Официанты. Вот ваш заказ.

/ Официанты ставят на стол тарелочки с пирожным, чай/

Посетители. Спасибо.

Гости Ромы. Как вкусно, нам понравились пирожные.

/ Гости благодарят официантов и администратора кафе/

Гости Ромы. Было всё так вкусно, спасибо за приготовленное угощение.

/ После того как гости Ромы отдохнули официант приносит счёт/

Рома. Я, пойду расплачусь за заказ, а вы меня подождите пожалуйста.

/ Рома расплачивается с кассиром/

Кассир. С вас 10 рублей.

Рома. Возьмите, пожалуйста, спасибо.

/Выходя из кафе, друзья говорят спасибо за приглашение и отправляются домой/

Диалог «Покупатель и продавец-консультант в отделе «Компьютерной техники»

Продавец-консультант. Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас в нашем отделе «Компьютерной техники». У нас большой выбор телефонов, планшетов, фотоаппаратов, компьютеров. А также различных аксессуаров к ним. Что вас интересует?

Покупатель. Мне нужен сотовый телефон новой модели.

Продавец-консультант. Вот современный, недорогой телефон с фотоаппаратом и флешкартой памяти. Два цвета белый и черный. Стоимость 10 рублей

Продавец-консультант. Есть телефон подороже, красного цвета. У него большой экран, много ГБ памяти.

Покупатель. Какая цена у этого телефона?

Продавец-консультант. Стоимость этой модели телефона 15 рублей. Но покупая телефон, вы можете выбирать чехол к нему бесплатно.

Покупатель. Отлично. Я покупаю.

Продавец-консультант. Сейчас оформим гарантийный талон. Если телефон быстро поломается, то мы его бесплатно отремонтируем. Проходите на кассу для оплаты покупки. Спасибо за покупку. Приходите ещё. До свидания.

Заключительная часть игры: Директор торгового центра объявляет, что через 10 минут торговый центр закрывается, просит поторопиться с покупками. Благодарит всех, кто пришёл на открытие нового торгового центра «Энгельс-сити». Сотрудникам рекомендует навести порядок на своих рабочих местах. Кассиров просит сдать всю дневную выручку. Охранник закрывает двери ТЦ.

Оценка игры: Воспитатель обращает внимание на взаимоотношения детей во время игры. Положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно разрешать споры. Дети все вместе выбирают «Самого вежливого сотрудника ТЦ», «Самого культурного покупателя ТЦ», «Самого добросовестного кассира ТЦ», «Самую бережливую семью», «Самого экономного посетителя ТЦ».

Рефлексия. Педагог спрашивает сотрудников ТЦ о том, понравилось ли им помогать посетителям торгового центра в выборе товаров? Предлагает всем желающим высказаться о сыгранной роли. Или предложить свой вариант обыгрывания чужой роли. А также похвалить, если понравилась игра сверстника. Обсудить с детьми, что ещё можно внести в следующую игру.

Фотографии сюжетной игры «Торговый центр «Энгельс-сити»

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\открытие ТЦ Энгельс сити\image-2022-01-22 10_11_57.jpg

Приглашение на открытие ТЦ «Энгельс-сити»

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\открытие ТЦ Энгельс сити\image-2022-01-22 10_12_05.jpg

Работа охранника ТЦ

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\открытие ТЦ Энгельс сити\image-2022-01-22 10_13_03.jpg

Q код посетителя ТЦ.

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\открытие ТЦ Энгельс сити\image-2022-01-22 10_09_17 (2).jpg

Рекламный агент

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Фото Книжный магазин\image-2022-01-16 12_24_32.jpg

«Книжный отдел». Продавец-консультант

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Фото Книжный магазин\image-2022-01-16 12_24_02 (1).jpg

Распродажа новогодней детской литературы.

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Фото Книжный магазин\image-2022-01-16 12_24_18.jpg

Очередь покупателей в «Книжном отделе»

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Аптека\image-2022-01-22 10_16_31.jpg

«Аптека» в ТЦ. Фармацевты

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Аптека\image-2022-01-22 10_18_10.jpg

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Аптека\image-2022-01-22 10_17_23.jpg

Покупатели аптеки — туристы.

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Аптека\image-2022-01-22 10_16_43.jpg

Кассир в аптеке

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_13_30.jpg

«Ювелирный салон»

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_13_47.jpg

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_14_07.jpg

Продавец-консультант

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_15_47.jpg

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_15_43.jpg

Отдел «Компьютерной техники». Продавец-консультант

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Ювелирный салон Комп\image-2022-01-22 10_16_13.jpg

Кассир

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Кафе\image-2022-01-22 10_18_41.jpg

«Кафе» в Торговом центре. Администратор кафе и кассир

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Кафе\image-2022-01-22 10_20_12.jpg

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Кафе\image-2022-01-22 10_20_04.jpg

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Кафе\image-2022-01-22 10_18_46.jpg

Посетители кафе

C:\Users\User\Desktop\4 группа 2021-2022 подг гр\Кафе\image-2022-01-22 10_21_52.jpg

Караоке

Похожие статьи

Сценарий сюжетной игры «Рекламное агентство» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников с нарушением зрения

Методическая разработка сценария квест-игры по правилам дорожного движения для подготовительной к школе группы (по мотивам телевизионной игры «Форт Боярд»)

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию с использованием ИКТ «Жанры в музыке. Три кита» для воспитанников подготовительной к школе группы

Технологическая карта игровой обучающей ситуации по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта «Кругобуквенное путешествие по Водной долине с Хохотайкой» по методике В. Шиманской

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные истории Даниила Хармса» (образовательная область «Речевое развитие»)

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Похожие статьи

Сценарий сюжетной игры «Рекламное агентство» по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников с нарушением зрения

Методическая разработка сценария квест-игры по правилам дорожного движения для подготовительной к школе группы (по мотивам телевизионной игры «Форт Боярд»)

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект открытой образовательной деятельности по музыкальному развитию с использованием ИКТ «Жанры в музыке. Три кита» для воспитанников подготовительной к школе группы

Технологическая карта игровой обучающей ситуации по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта «Кругобуквенное путешествие по Водной долине с Хохотайкой» по методике В. Шиманской

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития «В поисках игрушек»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные истории Даниила Хармса» (образовательная область «Речевое развитие»)

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по формированию предпосылок к учебной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Турнир всезнаек»

Задать вопрос