Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Тихонова Светлана Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 30.01.2022
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Тихонова, С. Н. Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста / С. Н. Тихонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7047/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок принимает действия, контролируя их представлением изображаемого предмета, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить, но не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое хочет.
Жан-Жак Руссо говорил: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Многолетний опыт моей работы доказал, что не надо ограничивать рисование детей в определенной технике. Им необходимы дополнительные знания разнообразной техники рисования. А овладение такой техникой доставляет малышам истинную радость. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, дети готовы повторять многократно то или иное действие.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными предметами имеет большое значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития.
Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, я заметила, что дети пользуются своими пальчиками вместо кисточки, украшают свои рисунки отпечатками колпачка фломастера или деревянной основы карандаша. И, чем лучше у них получалось, тем с большим удовольствием они повторяли действие, как бы демонстрируя свой успех, радуясь, привлекая при этом внимание взрослого к своим достижениям. Дети могут рисовать где угодно и как угодно: лежа на полу, под столом, на столе, на газете, на листьях деревьев. Разнообразие материалов заставляет всё время что-нибудь придумывать. А из непонятных каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект.
Используя в практике обучения детей изобразительной деятельности разнообразные материалы, убедилась — детям нравится новизна. Это и помогло мне определить выбор того или иного материала.
Считаю, что рисование в игровой форме становится для ребёнка более интересным, привлекательным, вызывает яркий эмоциональный отклик. Игровая форма захватывает детей, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
В результате продуманного игрового процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя изобразительные задачи в игре.
Одними из первых способов нетрадиционного рисования, с которыми познакомились дети, были пальчиковый приём и печать от руки.
Эти способы помогли детям органично почувствовать материал (гуашь, акварель), его свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантастичность отпечатка). Дети были заинтересованы, они превращались в настоящих волшебников. Из отпечатков появлялся интересный сюжет (уточка, домовенок Кузя, кактус в цветочном горшке, индеец, новогодняя елка и многое другое).
Интересным и доступным способом исполнения рисунка является печатка. Истоки ее лежат в древних ремеслах украшения ткани, использования пряничных досок. Виды печаток бывают разные: промышленные, изготовленные из бросового, подручного материала, и карандаши-штампы. Работа в этой технике доставила детям множество положительных эмоций, подарила неожиданные открытия, раскрыла новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находили и предлагали различные печатки (шишки, мох, колоски разных трав, листья, мелкие детали игрушек и многое другое).
На одно из занятий принесла детям тампончики из марли и поролона, предложила пофантазировать и создать «воздушные» рисунки. Так дети познакомились с новой техникой рисования — тампонированием. Приготовленные заранее подушечки из поролона послужили палитрой, лёгкое прикосновение к бумаге тампона с краской — и рождалось что-то пушистое и воздушное, недостающие детали дети дорисовывали с помощью кисточки.
Очень увлекательна техника рисования восковыми мелками и свечой. Эту технику использовали мастерицы при расписывании пасхальных яиц. Суть этого рисования в том, что краска скатывается с поверхности, по которой заранее провели восковыми мелками или свечой. Большой кистью или ватным тампоном, намоченными краской, дети проводят по заранее нанесённому рисунку. И вот на листе у ребёнка появляется чудо: веселая стайка рыбок то всплывает вверх, то опять ныряет на дно, оживает и улыбается смешной снеговик.
Очень интересно и весело проходят занятия с использованием техники рисования на воздушных шарах. Работа выполняется обычной гуашью, мягкой и широкой кистью. Красочные шарики украшают групповую комнату, сопровождают малыша на прогулке, путешествуют со своим маленьким хозяином из детского сада домой.
Увлекло детей использование в рисовании шампуня, воды и гуаши. Экспериментируя с гуашью, используя трубочки для коктейля, дети получают на листе бумаги новогодний фейерверк, красивые цветы, пушистых котят.
Окунуться в мир фантазии и поднять настроение помогли детям обыкновенные нитки. Эту технику можно назвать «Цветные ниточки».
Нитки длиной 25–30 см пропитывают краской, затем располагают на листе бумаги и закрывают другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Потянув одну ниточку за другой, необходимо придерживать верхний лист рукой.
Зубная щетка помогла детям освоить технику «Набрызг». Эта техника помогает подготовить заранее фон для разнообразных работ по рисованию или аппликации.
Очень удивило детей, что рисовать можно и на мятой бумаге. Фантазии детей не было предела: «Морское царство», «Красивые цветы», «Лес», «Облака» появлялись на почти испорченной бумаге.
Техника «Кляксография» развивает воображение дошкольников — пятно образуется случайно по форме, размеру и расположению. С помощью жесткой кисти дети наносят капельки краски на лист бумаги, добавляют линии, точки, и кляксы «оживают». Подобные занятия расковывают ребенка, обогащают мир его представлений.
Познакомила детей с рисованием с помощью пузырчатой плёнки. Выбрали подходящие картинки (виноград, ананас, груша, яблоко). Плёнку вырезаем по шаблонам, раскрашиваем в нужный цвет и, пока краска не высохла, делаем отпечатки. Затем с помощью кисточки дорисовываем листочки. Получается быстро и увлекательно.
Новый и необычный для детей способ рисования — выдувание. Из обыкновенной кляксы, получившейся на бумаге по неосторожности, при использовании простой трубочки для коктейля получаются солнечные лучики, необыкновенные цветы. Недостающие детали дети дорисовывали пальчиками.
Попробовали с детьми новую для нас нетрадиционную технику рисования — рисование на клее ПВА. Дети были в восторге от причудливых узоров, словно по волшебству возникающих от прикосновения палочки-помощницы (бамбуковой шпажки).
Очень понравилось детям рисовать красками на фольге. Они выбрали зимнюю тематику: кто-то рисовал снеговика, а кто-то изобразил пушистые снежинки. Все остались довольны творческим процессом.
А как понравилось детям рисовать снежинки на кефире с помощью пипетки и палочки-помощницы!
Проведя цикл занятий по нетрадиционному рисованию, я пришла к выводу, что знакомство детей с необычными материалами и оригинальными техниками обогащает детские рисунки, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, что характеризует индивидуальность.
Дети, научившись выражать свои чувства на бумаге, научились преодолевать робость, страх перед ожидаемой неудачей. О своих успехах они делились с родными, дома пробовали изобразить что-нибудь необычное. Это еще раз подтверждает, что нетрадиционное рисование доставляет детям радость, удивляет своей непредсказуемостью, дети овладевают разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами.
Нетрадиционное рисование, благодаря специфике средств, способно решать задачи всестороннего развития ребенка, тем самым позволяя осуществить подготовку ребенка к школе.
В заключение хочется привести слова С. А. Куликова: «Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть».