Инновационные педагогические технологии в развивающей среде | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, Т. Н. Инновационные педагогические технологии в развивающей среде / Т. Н. Пономарева, С. В. Кувшинова, Е. И. Асеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7070/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описан опыт использования инновационных педагогических технологий, необходимых для организации и реализации в предметно-пространственной образовательной среде дошкольной образовательной организации. На основе изучения научных источников разработана модель, являющаяся частью проектно-исследовательской деятельности авторов.

Ключевые слова: педагогические технологии, дошкольники, развивающая среда, инновации.

Особенности развития современных дошкольников напрямую связаны с технологическими процессами в изменяющемся мире. В связи с чем возрастает спрос на формирование новых компетенций, новых форм обучения и воспитания, формирование картины мира и формирование личностных качеств.

Изучая научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что большинство ученых в области дошкольной педагогики считают развивающую среду одним из факторов развития личности. Это доказано известными педагогами и психологами Н. В. Виноградовой, Л. С. Выготским, А. В. Запорожец, М. И. Лисиной, Д. Б. Элькониным и др.), где авторы глубоко и всесторонне рассматривают педагогические аспекты развивающей среды и ее воздействие на личность.

По мнению О. В. Толстиковой, О. В. Савельевой, Т. В. Ивановой, Т. А. Овчинниковой, Л. Н. Симоновой, Н. С. Шлыковой, Н. А. Шелковкиной «…инновационные технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта» [3, c. 6].

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста. Инновационные педагогические технологии при грамотном использовании их в образовательном процессе детского сада обеспечивают возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая среда в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, типа темперамента и других личностных особенностей. По нашему мнению, наиболее эффективной является личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы дошкольного образования личность воспитуемого, создавая безопасные условия его развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Доказано (О. А. Артамонова, А.Я Галунова, А. Н. Леонтьев и др.) личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ [1].

Инновационной технологией, способствующей обогащению развивающей среды, является ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач). Использовалась как воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

На основании этого была сформулирована цель исследования — создание специальных условий для реализации инновационных педагогических технологий в развивающей среде.

Предмет исследования — инновационные личностно-ориентированные технологии в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — развивающая среда и ее воздействие на ребенка в целях формирования личностных компетенций.

Задачи: разработать модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде; внедрить в образовательный процесс Модель и проверить ее эффективность; полученные данные обсудить на педагогическом совете ДОО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники средней группы МКОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» р.п. Таловая, Воронежская область и педагоги, работающие в этих группах. Время проведения исследования — 2020–2021 гг. Использовался констатирующий эксперимент, где проводилось изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов. В качестве методов констатирующего эксперимента явились игры: «Что растет в саду?» (проблемные задачи), «Обед для Мишки» (моделирование ситуации), «Как ты думаешь…?» (самостоятельный поиск информации); ТРИЗ «Самостоятельная работа над творческой задачей с заранее запланированными вопросами».

Результаты и их обсуждение

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, технология сотрудничества; психолого-педагогическое сопровождение.

Для определения эффективности модели использовался метод среднеарифметического подсчета. Находилось среднее значение по всем значениям. На основании мониторинга определялась значимость модели.

Модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде

Рис. 1. Модель инновационных педагогических технологий в развивающей среде

Модель отражает создание условий развивающей среды. Педагоги определяют внешние границы зоны ближайшего развития, а затем происходит включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы ребенка. Это позволяет отразить: проблематизацию содержания обучения и воспитания; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Проведенный мониторинг позволил выявить разность в показателях первичного исследования и двух последующих в сторону увеличения показателей. На диаграмме это выглядит следующим образом.

Анализ данных констатирующего эксперимента

Рис. 2. Анализ данных констатирующего эксперимента

Таким образом, инновационные педагогические технологии в развивающей среде представляет собой целостную совокупность этапов: выбор и формулирование цели организации развивающей среды; отбор игровых и обучающих средств; выбор и подготовка участников; организационные действия; оценка результатов деятельности.

Литература:

  1. Артамонова О. Предметно — пространственная среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. — М.,2006, № 4
  2. Веденеева, О. А., Савва, Л. И., Сайгушев, Н. Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие — М.: Мир науки, 2016. — 284 слайда.
  3. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013. — 199с.

Похожие статьи

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Похожие статьи

Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы

Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен анализ основных направлений инновационного развития дошкольных образовательных учреждений, определяются задачи педагогической деятельности в инновационном режиме, рассматривается содержание, методы и формы реализации инновационны...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях

Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития...

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми

В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Задать вопрос