Релаксация как основной здоровьесберегающий компонент в воспитательно-образовательном процессе дошкольных и других образовательных учреждений
Авторы: Мамлеева Ирина Владимировна, Соломыкина Надежда Яковлевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 05.02.2022
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Мамлеева, И. В. Релаксация как основной здоровьесберегающий компонент в воспитательно-образовательном процессе дошкольных и других образовательных учреждений / И. В. Мамлеева, Н. Я. Соломыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7076/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровьесбережение — это одна из современных педагогических технологий, которая помогает осуществлять воспитательно-образовательный процесс, с благоприятным влиянием на организм как взрослого, так и ребёнка. В нашей педагогической практике активно используются разные элементы вышеупомянутых технологий. Это пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика, динамические паузы, самомассаж и конечно релаксация. Последнее из названых отличается от предыдущих тем, что педагогу необходимо обладать творческим талантом, чтобы «вкусно» рассказать текст, чтобы погрузить обучающихся в мир фантазии. Некоторым из нас именно этого в жизни не хватает. А мы предлагаем вам познакомиться с нашими авторскими разработками, которые апробированы на детях дошкольного возраста. Что позволяет нам с уверенностью сказать, что релаксация отличный инструмент для коррекции поведения детей, так как подходит для смены активной двигательной деятельности к малоподвижным упражнениям. А также способствует концентрации внимания в случае использования перед проведением основного этапа занятия, где обучающимся необходимо быть более внимательными. О пользе релаксации немало написано в психологической литературе, это ключ к тонкому механизму детской психики.
Поэтому, коллеги, предлагаем вместе с нами релаксировать. Рекомендуем прочитывать тексты несколько раз для себя, чтобы задать нужную интонацию. Пробуйте разное применение: с музыкой, с шумом, с разной интонацией. Это необходимо для того, чтобы задать тон для дальнейшего хода занятия. Ели вам необходимо успокоить детей, то выбираем спокойную мелодию и читаем текст плавно, но эмоционально. Если мы хотим перенаправить активность в другое русло и немного отвлечь, то читаем тексты бодро и подбираем музыкальный фон более бодрый. Всем успехов.
Текст для релаксации № 1: Путешествие в зимний лес |
|||||
Мы попали в зимний лес. |
Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты. Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать заготовленное музыкальное сопровождение или шумовые предметы, которые его могут заменить. Например, завывание вьюги- дудкой, хруст снега- в ступке пестиком хрустеть крупой, хруст ветки- сломать сухой прут, колокольчики- сосульки, прохрапеть как медведь, и вернуться к ступке с крупой — скрипит снежок. Далее педагог может попросить сесть обучающихся и предложить высказаться, как это было. |
||||
В нём полным-полно чудес – |
|||||
Вьюга песенки поёт |
|||||
И метелица метёт. |
|||||
Беленький снежок хрустит, |
|||||
Мимо белочка бежит. |
|||||
Словно колокольчики, сосульки зазвенели, |
|||||
Ёлочки зелёные шапочки надели, |
|||||
Тихо веточка хрустит, |
|||||
В берлоге мишенька храпит. |
|||||
Мы гуляем не спеша – |
|||||
Как, зима, ты хороша! |
|||||
Текст для релаксации № 2: Летняя поляна |
|||||
Лето, лес, зелёный луг – |
Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты. Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать релаксационное музыкальное сопровождение «Звуки природы» для фона. После педагог организует плавный подъём обучающихся и может предложить высказаться, как это было. |
||||
Как красиво всё вокруг! |
|||||
Птички весело поют, |
|||||
Шелестят листочки, |
|||||
Ручейки журчат вокруг, |
|||||
Аромат цветочков. |
|||||
Кузнечик маленький стрекочет, |
|||||
Бабочки летят к цветочку. |
|||||
Вот мохнатый шмель жужжит, |
|||||
Дождик каплями стучит, |
|||||
А в небе разноцветная |
|||||
Радуга блестит. |
|||||
Воздух свежий нас манит, |
|||||
Ёжик носиком сопит. |
|||||
Лето — чудная пора. |
|||||
Очень рада детвора. |
|||||
Текст для релаксации (с элементами самомассажа) № 3: Осенние чудеса |
|||||
Осень красками играет, |
Обучающиеся: располагаются на индивидуальных ковриках «плечом к плечу», сидя «по-турецки» или на коленках, глаза открыты. В центре расположены листья (атрибуты из ткани), следуя за движениями педагога сначала берут листья и покачиваются с ними, далее подбрасывают вверх, кладут листья, руками изображают лапки ёжика и как он ими перебирает, далее ладонями делают упражнение «прищипывание», изображая запасы на зиму, дале сложив руки на коленки «кукуют» вместе с педагогом. Расправляют ноги в центр круга и ударными движениями «барабанят! По ногам снизу вверх и обратно, расправив ладони «шлёпают себя по предплечьям и плечам. Далее встают перед ковриками и держатся за руки. Педагог: вкрадчиво читает стихотворение и использует релаксационное сопровождение «Звуки осеннего леса» или классические произведения А. В. из цикла «Осень» для фона. Можно повторить это упражнение несколько раз, а также дать возможность высказаться как это было и что запомнилось. |
||||
В лес ребяток приглашает. |
|||||
Листья кружатся, летят – |
|||||
Закружился листопад. |
|||||
Детки листики берут, |
|||||
Запускают вверх салют. |
|||||
Ёжик по лесу бежит, |
|||||
Строит норку и шуршит. |
|||||
Белка щёлкает орешки |
|||||
И запасает сыроежки, |
|||||
А кукушка на суку |
|||||
Целый день кричит: ку-ку! |
|||||
Сильный дождик вдруг полил |
|||||
И листочки намочил. |
|||||
Дождя детки не боятся, |
|||||
По лужам шлёпают, резвятся. |
|||||
Осень чудная пора – |
|||||
Тебе рада детвора. |
|||||
Текст для релаксации № 4: Отдых в деревне |
|||||
Мы в деревню захотели |
Обучающиеся: располагаются на индивидуальных ковриках сидя на коленках, глаза открыты. За педагогом имитируют движения поезда — руки согнуты в локтях. |
||||
И на поезд скорей сели. |
|||||
Поезд едет: чух-чух-чух, |
|||||
Аж захватывает дух. |
|||||
Загудел наш паровоз |
Правая рука работает сверху вниз, изображая как машинист сигналит. |
||||
И в деревню всех привёз. |
|||||
По тропиночке мы шли, |
|||||
К любимой бабушке пришли. |
|||||
Гав-гав-гав, барбос кричит, |
За педагогом повторяют голоса животных, перечисленных в тексте. |
||||
Му-у, коровушка мычит, |
|||||
А цыплята всё пищат, |
|||||
К маме-курице хотят. |
|||||
Гуси га-га-га орут, |
За педагогом повторяют голоса животных, перечисленных в тексте. Глаза закрывают. Педагог проходит и по ладоням проводит искусственным мехом. |
||||
Поросята тут как тут, |
|||||
Ну а в доме рыжий кот |
|||||
Уже давно ребяток ждёт. |
|||||
Бабушка гостей встречает, |
Глаза по-прежнему закрыты. Гладим свои животики. |
||||
Пирожками угощает. |
|||||
Поели пирожков — и спать. |
|||||
Не хочется нам уезжать. |
|||||
Текст для релаксации № 5»: На пляже |
|||||
Хорошо на песочке лежать, |
Обучающиеся: располагаются на общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты. Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также обязательно использует релаксационное музыкальное сопровождение «Звуки моря» для фона. После педагог организует плавный подъём обучающихся и может предложить высказаться как это было. |
||||
Воздухом морским дышать. |
|||||
Тихо волны шелестят, |
|||||
Чайки белые кричат. |
|||||
Солнце жарко пригревает |
|||||
И песочек согревает. |
|||||
В море смотришь, а вдали |
|||||
Плывут чудо-корабли, |
|||||
Мимо пляжа проплывают, |
|||||
Гудком приветы посылают. |
|||||
Дети где-то вдалеке |
|||||
Строят замки на песке, |
|||||
Змея в небо запускают, |
|||||
В море камушки бросают. |
|||||
Советую тебе, мой друг, |
|||||
Почаще приезжай на юг. |
|||||
В море сможешь искупаться, |
|||||
Сил на целый год набраться. |
|||||
Текст для релаксации № 6: Подводное царство |
|||||
Если под воду спуститься, |
Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты. Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать заготовленное музыкальное сопровождение или шумовые предметы, которые его могут заменить. Например, таз с водой — всплески воды похлопыванием по поверхности воды, тихий шум воды, помешивая воду в тазу по большому кругу, звуки дельфинов — можно изобразить игрушками для воды с пищалками. Имитировать хвост русалки можно хорошо отжатой, но достаточно мокрой кистью или тканью, похлопывая по ладоням детей. Несколько секунд послушать «Шум моря» и далее педагог может попросить сесть обучающихся и предложить высказаться как это было. |
||||
В царстве можно очутиться. |
|||||
Мимо рыбки проплывают, |
|||||
Своим хвостиком мелькают, |
|||||
Вода тихонечко шумит, |
|||||
Жемчуг в ракушке блестит, |
|||||
Кораллы дивные растут, |
|||||
Дельфины звуки издают, |
|||||
Русалочка гостей встречает, |
|||||
Ярким хвостиком сверкает. |
|||||
Знаю я и знаешь ты, |
|||||
Нет нигде такой красоты. |
|||||