Релаксация как основной здоровьесберегающий компонент в воспитательно-образовательном процессе дошкольных и других образовательных учреждений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 05.02.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Мамлеева, И. В. Релаксация как основной здоровьесберегающий компонент в воспитательно-образовательном процессе дошкольных и других образовательных учреждений / И. В. Мамлеева, Н. Я. Соломыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7076/ (дата обращения: 19.12.2024).



Здоровьесбережение — это одна из современных педагогических технологий, которая помогает осуществлять воспитательно-образовательный процесс, с благоприятным влиянием на организм как взрослого, так и ребёнка. В нашей педагогической практике активно используются разные элементы вышеупомянутых технологий. Это пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, психогимнастика, динамические паузы, самомассаж и конечно релаксация. Последнее из названых отличается от предыдущих тем, что педагогу необходимо обладать творческим талантом, чтобы «вкусно» рассказать текст, чтобы погрузить обучающихся в мир фантазии. Некоторым из нас именно этого в жизни не хватает. А мы предлагаем вам познакомиться с нашими авторскими разработками, которые апробированы на детях дошкольного возраста. Что позволяет нам с уверенностью сказать, что релаксация отличный инструмент для коррекции поведения детей, так как подходит для смены активной двигательной деятельности к малоподвижным упражнениям. А также способствует концентрации внимания в случае использования перед проведением основного этапа занятия, где обучающимся необходимо быть более внимательными. О пользе релаксации немало написано в психологической литературе, это ключ к тонкому механизму детской психики.

Поэтому, коллеги, предлагаем вместе с нами релаксировать. Рекомендуем прочитывать тексты несколько раз для себя, чтобы задать нужную интонацию. Пробуйте разное применение: с музыкой, с шумом, с разной интонацией. Это необходимо для того, чтобы задать тон для дальнейшего хода занятия. Ели вам необходимо успокоить детей, то выбираем спокойную мелодию и читаем текст плавно, но эмоционально. Если мы хотим перенаправить активность в другое русло и немного отвлечь, то читаем тексты бодро и подбираем музыкальный фон более бодрый. Всем успехов.

Текст для релаксации № 1: Путешествие в зимний лес

Мы попали в зимний лес.

Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты.

Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать заготовленное музыкальное сопровождение или шумовые предметы, которые его могут заменить. Например, завывание вьюги- дудкой, хруст снега- в ступке пестиком хрустеть крупой, хруст ветки- сломать сухой прут, колокольчики- сосульки, прохрапеть как медведь, и вернуться к ступке с крупой — скрипит снежок.

Далее педагог может попросить сесть обучающихся и предложить высказаться, как это было.

В нём полным-полно чудес –

Вьюга песенки поёт

И метелица метёт.

Беленький снежок хрустит,

Мимо белочка бежит.

Словно колокольчики, сосульки зазвенели,

Ёлочки зелёные шапочки надели,

Тихо веточка хрустит,

В берлоге мишенька храпит.

Мы гуляем не спеша –

Как, зима, ты хороша!

Текст для релаксации № 2: Летняя поляна

Лето, лес, зелёный луг –

Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты.

Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать релаксационное музыкальное сопровождение «Звуки природы» для фона.

После педагог организует плавный подъём обучающихся и может предложить высказаться, как это было.

Как красиво всё вокруг!

Птички весело поют,

Шелестят листочки,

Ручейки журчат вокруг,

Аромат цветочков.

Кузнечик маленький стрекочет,

Бабочки летят к цветочку.

Вот мохнатый шмель жужжит,

Дождик каплями стучит,

А в небе разноцветная

Радуга блестит.

Воздух свежий нас манит,

Ёжик носиком сопит.

Лето — чудная пора.

Очень рада детвора.

Текст для релаксации (с элементами самомассажа) № 3: Осенние чудеса

Осень красками играет,

Обучающиеся: располагаются на индивидуальных ковриках «плечом к плечу», сидя «по-турецки» или на коленках, глаза открыты. В центре расположены листья (атрибуты из ткани), следуя за движениями педагога сначала берут листья и покачиваются с ними, далее подбрасывают вверх, кладут листья, руками изображают лапки ёжика и как он ими перебирает, далее ладонями делают упражнение «прищипывание», изображая запасы на зиму, дале сложив руки на коленки «кукуют» вместе с педагогом. Расправляют ноги в центр круга и ударными движениями «барабанят! По ногам снизу вверх и обратно, расправив ладони «шлёпают себя по предплечьям и плечам. Далее встают перед ковриками и держатся за руки.

Педагог: вкрадчиво читает стихотворение и использует релаксационное сопровождение «Звуки осеннего леса» или классические произведения А. В. из цикла «Осень» для фона.

Можно повторить это упражнение несколько раз, а также дать возможность высказаться как это было и что запомнилось.

В лес ребяток приглашает.

Листья кружатся, летят –

Закружился листопад.

Детки листики берут,

Запускают вверх салют.

Ёжик по лесу бежит,

Строит норку и шуршит.

Белка щёлкает орешки

И запасает сыроежки,

А кукушка на суку

Целый день кричит: ку-ку!

Сильный дождик вдруг полил

И листочки намочил.

Дождя детки не боятся,

По лужам шлёпают, резвятся.

Осень чудная пора –

Тебе рада детвора.

Текст для релаксации № 4: Отдых в деревне

Мы в деревню захотели

Обучающиеся: располагаются на индивидуальных ковриках сидя на коленках, глаза открыты. За педагогом имитируют движения поезда — руки согнуты в локтях.

И на поезд скорей сели.

Поезд едет: чух-чух-чух,

Аж захватывает дух.

Загудел наш паровоз

Правая рука работает сверху вниз, изображая как машинист сигналит.

И в деревню всех привёз.

По тропиночке мы шли,

К любимой бабушке пришли.

Гав-гав-гав, барбос кричит,

За педагогом повторяют голоса животных, перечисленных в тексте.

Му-у, коровушка мычит,

А цыплята всё пищат,

К маме-курице хотят.

Гуси га-га-га орут,

За педагогом повторяют голоса животных, перечисленных в тексте.

Глаза закрывают. Педагог проходит и по ладоням проводит искусственным мехом.

Поросята тут как тут,

Ну а в доме рыжий кот

Уже давно ребяток ждёт.

Бабушка гостей встречает,

Глаза по-прежнему закрыты.

Гладим свои животики.

Пирожками угощает.

Поели пирожков — и спать.

Не хочется нам уезжать.

Текст для релаксации № 5»: На пляже

Хорошо на песочке лежать,

Обучающиеся: располагаются на общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты.

Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также обязательно использует релаксационное музыкальное сопровождение «Звуки моря» для фона.

После педагог организует плавный подъём обучающихся и может предложить высказаться как это было.

Воздухом морским дышать.

Тихо волны шелестят,

Чайки белые кричат.

Солнце жарко пригревает

И песочек согревает.

В море смотришь, а вдали

Плывут чудо-корабли,

Мимо пляжа проплывают,

Гудком приветы посылают.

Дети где-то вдалеке

Строят замки на песке,

Змея в небо запускают,

В море камушки бросают.

Советую тебе, мой друг,

Почаще приезжай на юг.

В море сможешь искупаться,

Сил на целый год набраться.

Текст для релаксации № 6: Подводное царство

Если под воду спуститься,

Обучающиеся: располагаются на ковриках или общем парашюте по кругу, лёжа на спине, глаза закрыты.

Педагог: вкрадчиво читает стихотворение, а также может использовать заготовленное музыкальное сопровождение или шумовые предметы, которые его могут заменить. Например, таз с водой — всплески воды похлопыванием по поверхности воды, тихий шум воды, помешивая воду в тазу по большому кругу, звуки дельфинов — можно изобразить игрушками для воды с пищалками. Имитировать хвост русалки можно хорошо отжатой, но достаточно мокрой кистью или тканью, похлопывая по ладоням детей. Несколько секунд послушать «Шум моря» и далее педагог может попросить сесть обучающихся и предложить высказаться как это было.

В царстве можно очутиться.

Мимо рыбки проплывают,

Своим хвостиком мелькают,

Вода тихонечко шумит,

Жемчуг в ракушке блестит,

Кораллы дивные растут,

Дельфины звуки издают,

Русалочка гостей встречает,

Ярким хвостиком сверкает.

Знаю я и знаешь ты,

Нет нигде такой красоты.

Похожие статьи

Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Похожие статьи

Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Задать вопрос