Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников
Авторы: Казарцева Светлана Анатольевна, Ежова Ирина Леонардовна, Мишина Светлана Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 09.02.2022
Статья просмотрена: 1176 раз
Библиографическое описание:
Казарцева, С. А. Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников / С. А. Казарцева, И. Л. Ежова, С. И. Мишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7082/ (дата обращения: 19.12.2024).
В дошкольных организациях ежегодно увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, с условием правильной организации этой технологии. Такой подход способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии.
Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, осуществляет коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, являющееся ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника.
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. В соответствии с развитием и формированием основных психических функций идет построение коррекционной работы.
Составляющими компонентами психомоторного развития являются:
- Дыхательные упражнения . Должны быть перед самомассажем или другим заданием. Выполняются сперва лежа, потом сидя и затем стоя. Развивают: умение произвольно контролировать свое дыхание, что способствует оздоровлению и улучшению самочувствия при оптимизации газообмена; осуществлять самоконтроль над своим поведением, эмоциями, речью, движениями; способствует концентрации внимания и успокаивает. В основе полное дыхание (сочетание грудного и брюшного), чтобы успокоить детей после какой-либо активной деятельности; перед сном или когда надо сосредоточиться и быть внимательным; когда ребенок встревожен, капризничает или проявляет агрессию.
- Массаж и самомассаж. Проводится после выполнения дыхательных упражнений. При обучении сначала педагог массирует руки (тело) воспитанника, после — руками ребенка, контролируя своими, затем он выполняет самомассаж самостоятельно. Игровой самомассаж может быть использован: ежедневно в индивидуальной работе с ребенком; в виде динамической паузы как часть занятия; в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
- Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являются единым процессом. Педагог проверяет каждого ребенка: полностью ли расслаблено его тело, указывает места зажимов, объясняет, как можно их «убрать».
- Растяжки . Система специальных упражнений (игровой стрейчинг) на растягивание, то есть на естественное движение без напряжения, направлены на приведение тонуса мышц в норму (лежа на спине, на животе, сидя на полу, стоя) проводится в щадящем режиме, медленно. Можно применять на физкультминутках, в пробуждении после сна, в часы индивидуальной работы с детьми.
- Развитие мелкой моторики. Игры на ее развитие способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают мыслительную деятельность, позволяют активировать межполушарное взаимодействие, стрессоустойчивость. Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно использовать игровые наборы:
— тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью;
— игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: карандаши с гранями, прищепки, пробки от бутылок, сыпучие материалы.
— пальчиковые игры: со стихотворным сопровождением, под музыкальное сопровождение, народные потешки и песенки, игры-манипуляции с элементами самомассажа кистей и рук, пальчиковый театр;
— кинезиологические игры.
- Глазодвигательные упражнения. Расширяют объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
- Упражнения для развития артикуляции . В мышечных движениях полости рта активизируют большая часть моторной коры мозга
- Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия . Упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания, интегративную функцию мозга. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие.
- Функциональные упражнения. Направлены на развитие определённых когнитивных функций, саморегуляции.
- Коммуникативные упражнения. Парные и групповые упражнения направлены на развитие общения между детьми, формируют навыки совместных действий. Они имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Все упражнения должны представлять собой комплекс психомоторной гимнастики с чёткой структурой и ритуалами начала занятия, релаксацией, окончания, также быть элементом организованной образовательной деятельности, применяться в режимных моментах. Например:
— зарядка или утренняя совместная деятельность (ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки) — 5–7 мин.;
— физминутка во время занятия (упражнения глазодвигательные или на развитие межполушарного взаимодействия) –1–2 мин.;
— игры на свежем воздухе (коммуникативные и пространственные упражнения, игры на регуляцию движения) — летом до 20 минут, зимой 10 минут;
— пробуждение (дыхательные упражнения, растяжка) –2–3 минуты.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо создать определённые условия: проводятся по 10–15 минут; ежедневно, без пропусков; в доброжелательной обстановке; с точным выполнением движений и приёмов; стоя и сидя за столом.
Рекомендуется педагогам освоить этот метод и внедрять его в работе с детьми.
Занятия нейропсихологическими методиками полезны не только детям, но и взрослым людям.
Литература:
- Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования — 8-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.- 476 с.
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Сфера, 2003.-288 с.