Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 09.02.2022

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. М. Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7083/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время необходимость ранней профориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирование разумных потребностей на основе соотношения и возможностей семьи, развитие ценностного отношения к труду.

Профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации представляет собой систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого воспитанника. С целью оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Ранняя профориентация — комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами и способностями.

Ранняя профориентация носит в большей степени информационный характер (знакомство с миром профессий), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, который он приобретает в трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации дошкольников являются: профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются: доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и т. д.

В нашем дошкольном учреждении существует практика внедрения виртуальных экскурсий в образовательный процесс. Цель такой практики — создание единого информационного пространства образовательного процесса, в котором задействованы на информационном уровне и связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители. Мы используем следующие виды виртуальных экскурсий в работе с детьми: обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой; тематические — экскурсии, раскрывающие определенные темы; биографические — экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть проектом. Тема, цели, задачи подбираются и разрабатываются педагогом с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников.

Содержание экскурсии — это то, с чем знакомит педагог воспитанников, и в какой форме. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить такие формы и приемы работы как викторины, конкурсы, соревнования, игровые ситуации. Маршрут должен соответствовать полному раскрытию темы экскурсии, иметь несколько остановок, логическую цепочку подачи информации. При подготовке используется личный опыт, изучение специальной и художественной литературы, сеть Интернет, оформление презентации, видеоролика. Музыкальное сопровождение может быть использовано с целью усиления эффекта образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала. Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.

Виртуальная экскурсия позволяет приостановить путешествие в любой момент, когда возникает потребность обсудить увиденное. В виртуальной экскурсии легче, объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более естественным и непосредственным.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

– видеоэкскурсия, которая может быть дополнена комментариями детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Преимущества виртуальных экскурсий:

Позволяет посетить различные интересные места, не покидая здания детского сада. Дает возможность неоднократно закреплять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.

Педагогу виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают разнообразить образовательный процесс, реализовать принципы наглядности и научности, повышать познавательную активность воспитанников, активизировать их умственные процессы, повышать свою компетентность.

Организация и проведение экскурсии включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап: выбор темы, постановка цели и разработка задач экскурсии. Подборка и изучение литературы и предварительная работа с детьми и с родителями. Далее, на основе полученного материала, изучаются экскурсионные объекты, составляется маршрут экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии и готовится текстовое сопровождение экскурсии.
  2. Основной этап: включает в себя погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
  3. Проведение экскурсии.
  4. Повторный просмотр наиболее интересных видеофрагментов по желанию детей;
  5. Завершение экскурсии, рефлексия. В ходе итогового обсуждения дети обобщают, систематизируют полученную информацию, делятся впечатлениями.

Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет не только актуализировать знания и расширить представления детей об окружающем мире и мире профессий. Но и активизировать их познавательную активность, умственные процессы и социально-коммуникативные компетенции, сформировать умения поисково‐исследовательской деятельности. Виртуальные экскурсии актуальны и интересны для дошкольников прежде всего тем, что они позволяют получить информацию в естественной и доступной форме, повышают мотивацию к познанию, формируют активную личностную позицию в окружающей действительности. Используя виртуальные экскурсии в образовательной деятельности, педагог получает возможность реализовать свои идеи и творческие замыслы, которые помогают ему разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

Литература:

  1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. — 208с.
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с.

Похожие статьи

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Похожие статьи

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Задать вопрос