Формирование грамматического строя речи дошкольников
Авторы: Кириенко Ольга Антоновна, Симакова Светлана Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 14.02.2022
Статья просмотрена: 385 раз
Библиографическое описание:
Кириенко, О. А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / О. А. Кириенко, С. В. Симакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7093/ (дата обращения: 19.12.2024).
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно является одним из основных условий полноценного развития личности ребёнка. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями звуковой стороны речи, грамматического строя речи, недостаточным словарным запасом. Это связано с тем, что современные дошкольники большую часть времени проводят у телевизоров и за компьютерами, недостаточно гуляют на свежем воздухе, поэтому мало общаются и не играют в подвижные, дидактические игры. [2, с. 7]
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразование (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений). Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение. Предложение, как и слово, вступает в отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений и текст. [1, с.136]
Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: её звуковым строем, лексикой, фразеологией. Соотношение языковых единиц — слова, словосочетания, предложения — играет важную роль в формировании и выражении мысли. Появление в речи детей грамматически оформленных предложений возможно при условии овладения «достаточно большим словарём и грамматическими формами». Дети трёх — четырёх лет чаще употребляют простое нераспространённое предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространённых и сложных предложений. Необходимо побуждать детей к высказыванию мыслей в форме сложного предложения, а для этого нужно ставить их в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы. [4, с. 36]
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы, он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растёт употребление других частей речи — имён прилагательных, местоимений, наречий, имён числительных. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм, среди которой самой трудной является форма родительного падежа множественного числа ( слив, апельсинов, карандашей ), детей знакомят с согласованием имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими именами прилагательными ( весёлый, весел, веселы, весела) . Дети употребляют в речи глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемых «трудными» глаголами ( я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите) . Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского, мужского, среднего рода. Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять правильно и другие части речи: местоимения, наречия, имена числительные, союзы, предлоги. Очень важно целенаправленное обучение дошкольников словообразованию. Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т. е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо ( снег — снежинка — снежный — снеговик — подснежник ). Практическое овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных ( зайчонок, лисёнок), предметы посуды ( сахарница, конфетница ), направление действий (ехал — поехал — выехал). [3, с.147]
Необходимо включать в обучение дошкольников такие упражнения, которые показывали бы изменения значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки: дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал. Выделение смысловых оттенков имён прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший.
Формирование грамматической стороны речи у дошкольников
Части речи |
Возраст |
||||
2- 3 года |
3- 4 года |
4- 5 лет |
5- 6 лет |
6- 7 лет |
|
Словообразование |
|||||
Существительные |
Уменьшительно- ласкательные суффиксы — чик, чок,- ик. |
Уменьшительно- ласкательные суффиксы –очк, -ичк,- онька. |
Уменьшительно- ласкательные суффиксы - ушк, -чк, — онок. |
Уменьшительно- ласкательные суффикс -еньк. Суффиксы: — иц, — их: волчица, ежиха. Образование сложных слов : дровосек. |
Уменьшительно- ласкательный суффикс — ищ. Общая часть родственных слов: медведи- медведица- медведюшко. |
Глаголы |
Настоящее и прошедшее время: сидит- сидел. |
Приставки по-, пере-, с-. |
Приставки за-, в-, у-, при-. |
Множественное число: сидит- сидят |
Причастия: сидящий. |
Прилагательные |
Уменьшительно- ласкательный суффикс — еньк. |
Сравнительная степень: короткий — короче. |
От существительных: круг- круглый (относит), медведь- медвежья берлога (притяж) |
Сравнительная степень : красный- краснее. Однокоренные слова: большой- большущий. |
Прилагательное + прилагательное: жёлто-зелёный . От других частей речи: польза- полезный. Словосложение: длинные уши- длинноухий. |
Наречия |
---------------- |
От прилагательных: холодный- холодно. |
От существительных: день- днём. |
Антонимы: справа, слева. |
От прилагательных: красивый — красиво. От кратких прилагательных с предлогами: вправо. |
Словоизменение |
|||||
Существительные |
По числам: стол — столы. По падежам: зайка — зайку. |
По числам и падежам: В.п., ед. ч и мн. ч.: возьми морковку. Р.П., ед.ч.: узайчика нет капуст ы. Т.п., ед.ч.: чем копает?- лопатко й. |
По числам в Р. п.: устола нет ножки Т . п . , ед.ч и мн.ч.: иголками. |
По родам и падежам: кого ты увидел? –медвед ей. Согласование с числительными. |
По падежам и числам: Р.п., мн.ч в сочетании с наречиями много, мало. |
Глаголы |
По наклонениям, родам, времени. |
Согласование с числительным в Р. п.: дал один стул. По числам в повелительном наклонении: спи — спите. По видам: встал- встаёт. |
По временам. По лицам: яшью, он шьёт, мы шьём. |
По временам. |
По временам. Глаголы прошедшего времени по родам и числам: волк бежал, лиса бежала. |
Прилагательные |
По числам и родам: круглый — круглая. |
Согласование с существительными в роде и числе: большой стул. |
Сравнительная степень: широкий — шире. Антонимы: левее — правее. Сериации: высокий, ещё выше, самый высокий. |
По числам. Согласование прилагательных с существительными в падеже: волк злой, волку злому. |
Согласование с существительными в роде и числе: длинноухий заяц. |
Числительные |
По родам: один — одна. |
По родам: два — две. |
По родам до 5 |
По родам до 10. |
По родам до 10. |
Местоимение |
-------------------------- |
Согласование с существительными м.р и ж. р.: мой ёж, моя мышь. |
Согласование с существительными м.р и ж. р. |
Согласование с существительными м.р и ж. р. |
По родам, числам, падежам. |
Наречия |
Сверху, снизу. |
Слева, справа, налево, направо. |
Вверху — внизу, впереди- сзади |
Закреплять понятия, полученные в предыдущем возрасте. |
Правее, левее, выше, ниже на листе бумаги. |
Предлоги |
В, на, у, за, под. |
Около. |
Совершенствование умений. |
Совершенствование умений. |
Совершенствование умений. |
Предложение |
Из 3- 4 слов. |
Введение в предложение дополнений, определений, обстоятельств, предложения с однородными членами. |
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. |
Прямая и косвенная речь. |
Совершенствование умений. |
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребёнка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.
Литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1978г. -136 с.
- Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4–5 лет. М., Просвещение, 2005г-7
- Микляева Н. В. Развитие языковой способности как направление совершенствования коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. М., ВЛАДОС, 2008г. — 147 с.
- Ушакова О. С., Страунинг Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., ВЛАДОС, 2004г, — 36 с.