Методическая разработка проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам»
Автор: Салова Людмила Вениаминовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 15.02.2022
Статья просмотрена: 1048 раз
Библиографическое описание:
Салова, Л. В. Методическая разработка проектной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам» / Л. В. Салова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7101/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей 6–7 лет с ракетно-космической отраслью Самарской области через проектную деятельность.
Ключевые слова: астрономия, космонавтика, ракетно-космическая техника, ракетостроение, инженер-конструктор, дошкольники.
Тема проекта «К. Э. Циолковский и С. П. Королев: полететь к другим планетам»
Цель проекта: формирование у детей знаний об астрономии, российской космонавтики, ракетно-космической отрасли Самарской области посредством проектной познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1) знакомство детей с ракетно-космической отраслью Самарской области, ролью К. Э. Циолковского и С. П. Королева в развитии российской космонавтики;
2) формирование у детей интереса к астрономии и космонавтики;
3) воспитание у детей уважительного отношения к профессиям, связанным с космонавтикой и ракетостроением.
Тип проекта : информационно-практический, групповой, краткосрочный.
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы (6–7 лет), родители воспитанников, старший воспитатель.
Актуальность проекта: К. Э. Циолковский говорил: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» . Сегодня космическая отрасль Самарской области вносит огромный вклад в развитие российской космонавтики. Предприятия, оснащенные современным оборудованием, высококвалифицированные специалисты, научные центры — все это позволяет создавать новейшие образцы космической техники. Для дальнейшего развития космической отрасли Самарской области и российской космонавтики в целом необходимо, чтобы подрастающее поколение не потеряло интерес к научно-техническому творчеству, а профессии, связанные с авиа- и ракетостроением считало приоритетными. Только преемственность поколений позволит Самарской области быть флагманом космической промышленности России.
Проблема: «Астрономия» и «Космонавтика» — эти две темы очень популярны в детской литературе, благодаря чему у дошкольников сформированы элементарные представления о космосе. Однако информация о региональном компоненте, т. е. роли Самарской космической промышленности в российском ракетостроении в детской литературе отсутствует. Это противоречие и натолкнуло на выбор темы проекта.
Ожидаемый результат: дети получат знания о русских ученых (К. Э. Циолковском, С. П. Королеве), профессиях астронома и инженера-конструктора по ракетостроению, ракетно-космической технике, создаваемой в ракетно-космическом центре «Прогресс» г. Самара.
Мероприятия проекта
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Деятельность родителей |
1 этап — Организационный |
||
Раскрытие проблемы, определение целей, задач |
Вхождение в проект |
Знакомство с проектом |
2 этап — Основной. Планирование деятельности |
||
Подбор (чтение) детской литературы: — Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», — «Большая энциклопедия Космоса», — Е. Качур «Увлекательная астрономия», — А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам». |
Слушание, обсуждение произведений детской литературы |
Помощь в подборе и приобретении детской литературы |
Подбор видеоматериала: — видеоролик «Самарская область — центр космической промышленности»; — видеофильм «РКЦ «Прогресс»; — мультфильмы «Самара — космическая столица России», «Тайна третьей планеты», «Полет на Луну», «Главный звездный». |
Просмотр видеоматериала |
Помощь в подборе видеоматериалов |
Изготовление дидактических игр: «Планеты на орбитах», «Собери созвездие», «Лабиринт: из какого корабля вышел космонавт?» |
Участие в дидактических играх |
|
Проведение занятий: «Ракета для Гагарина», «Год на орбите», «Самара космическая». |
Участие в занятиях |
|
Проведение сюжетно-ролевых игр: «Ракетно-космический центр: самарские ракетостроители», «Космическое путешествие». |
Участие в сюжетно-ролевых играх |
Помощь в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм |
Проведение экскурсий: — экскурсия в краеведческий музей г.о. Сызрань «Мы — дети космоса»; — виртуальная экскурсия по музею «Самара космическая». |
Участие в экскурсиях |
Участие в экскурсиях |
Продуктивная деятельность: — рисование «Космический корабль будущего»; — конструирование «Самарский ракетно-космический центр», «Международная космическая станция», «Космодром»; — аппликация «Ракета «Восток». |
Участие в продуктивной деятельности |
Участие в продуктивной деятельности |
3 этап — Заключительный |
||
Итоговое мероприятие «Исследователи космоса» |
Участие в итоговом мероприятии |
Участие в итоговом мероприятии |
Литература:
- Космическая летопись Самарской области. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2011.
- «Большая энциклопедия Космоса»: «Эксмо», 2015.
- Е. Качур «Увлекательная астрономия»: «Манн. Иванов и Фербер», 2015.
- Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах», «Росмэн», 2014.
- А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»: Издательский дом «Фома», 2014.
План-конспект итогового мероприятия «Исследователи космоса»
Материал и наглядные пособия : презентация, конструктор, бумага, цветные фломастеры и карандаши, контурная карта Солнечной системы.
Форма работы: групповая, игровая в сочетании с практическими заданиями.
Описание и приемы проведения мероприятия: детям необходимо ответить на вопросы воспитателя, выполнить практические задания (раскрасить контурную карту Солнечной системы, построить из деталей конструктора модель ракеты-носителя, рассказать о своем проекте).
Ход мероприятия:
На далекие планеты
От Земли летят ракеты.
Их конструктор разработал.
День и ночь не спал, работал.
На Марс и прочие планеты
С Земли летят его ракеты.
Конструктор сделал чертежи,
Чтоб на ракете летел ты.
О ком это стихотворение? (дети отвечают)
Сто лет назад люди могли только мечтать о полетах в космос. Астрономы наблюдали за звездным небом в телескопы, находили новые небесные тела — звезды, планеты, метеориты, кометы, а затем наносили их на карту звездного неба. Я предлагаю вам на время переместиться в обсерваторию и заняться исследованием космоса. Давайте вместе посмотрим в огромный телескоп. Что вы видите? (дети отвечают)
Перед нами звездное небо.
Задание 1
Предлагаю вам рассмотреть карту звездного неба. Что вы видите на ней? (дети отвечают)
Сначала может показаться, что звезды в беспорядке рассыпаны по небу. Но это не так. Они образуют разнообразные фигуры, которые еще в древности называли созвездиями. Для удобства звезды в них соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на небе таких линий нет. Их нужно проводить мысленно от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру. Каждое созвездие имеет название. В старинных звездных атласах созвездия изображали в виде людей и животных. И мы с вами будем отыскивать на карте именно их.
Назовите созвездия, которые видите на карте (дети называют)
Задание 2
Предлагаю вам рассмотреть карту Солнечной системы и назвать небесные тела, которые вы увидите на ней (дети рассматривают и называют небесные тела).
Что такое планета? (дети отвечают)
Планета — это округлое небесное тело, которое вращается по орбите вокруг Солнца.
Солнце — это звезда или планета? (дети отвечают)
Солнце — единственная звезда, которая находится от нас так близко, что мы ощущаем ее тепло.
Что такое комета? (дети отвечают)
Комета — небесное тело, которое вращается вокруг Солнца. У кометы есть хвост из газа и пыли.
Задание 3
Астрономы составили подробные описания небесных тел, дали им названия. Я предлагаю вам по загадке-описанию определить небесное тело, найти его на контурной карте Солнечной системы и раскрасить (дети отвечают, рассматривают и раскрашивают контурную карту).
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо (Земля) |
С богатырскою планетой Познакомимся теперь: Ведь крупней планеты нету, Хочешь верь или не верь! Разноцветных, посмотрите, Сколько носит облаков! Будто говорит планета: «Полюбуйтесь, я каков!» (Юпитер) |
Эта желтая звезда Согревает нас всегда. Все планеты освещает, От других звезд защищает (Солнце) |
Сверкая огромным хвостом В темноте, Несется средь ярких звезд В пустоте. Она не звезда, не планета. Загадка Вселенной (Комета) |
Шар огромный, ледяной. Он от Солнышка седьмой. Как замерзший океан, Называется (Уран) |
|||
Эта красная планета По соседству с нами. Он зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори, Лед не сверху, а внутри (Марс) |
Все планеты с полюсами, Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой. В этих кольцах он один Очень важный господин (Сатурн) |
Бог морей и океанов, Он с трезубцем постоянно! Ледяной, большой валун, Догадайтесь-ка (Нептун) |
Осколок от планеты Сквозь звезд несется где-то. Он много лет летит-летит, Космический (Метеорит) |
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, Ей не до сна. Ночью светит нам (Луна) |
Всем планетам младший брат, По размеру маловат. К Солнышку всех ближе он, Потому и раскален (Меркурий) |
Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она. Горячей планеты этой В Солнечной системе нету (Венера) |
Земной шар можно объехать или облететь. А космос — это бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Что представляют собой эти звездные миры, как далеко они находятся от нас? На эти вопросы можно ответить, только побывав там.
А как это сделать? (дети отвечают) Что такое ракета? (дети отвечают)
Ракета — это летательный аппарат, который движется под действием реактивной силы. При сгорании топлива в ракетном двигателе, образуются газы. Их выброс и создает реактивную силу, движущую ракету, как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве — космосе. Сегодня самарские ракеты-носители «Союз» — единственное средство доставки людей на международную космическую станцию. Наш земляк, летчик-космонавт Корниенко Михаил Борисович, рассказал: «Когда я отправляюсь в космос на ракете-носителе, сделанной в Самаре, мне греет душу то, что ее готовили мои земляки. И я ни на секунду не сомневаюсь в ее надежности» .
Полеты в космос стали возможны благодаря людям, посвятившим свою жизнь ракетостроению.
Константин Эдуардович Циолковский — ученый-изобретатель, который впервые доказал возможность межпланетных перелетов и разработал для этого проект многоступенчатой ракеты с реактивным двигателем. Он работал учителем, а для своих опытов построил специальный тоннель, где изучал реактивное движение.
Сергей Павлович Королев — главный инженер-конструктор ракетно-космической техники, под его руководством были созданы: первый космический комплекс, ракета-носитель «Восток», искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей, на которых впервые в истории человечества совершен полет вокруг Земли Юрия Гагарина и выход в открытый космос Алексея Леонова. О разработке ракетной техники и полетах в космос Королев задумался после встречи с Циолковским, которого считал своим учителем.
Без инженеров-конструкторов-ракетостроителей не было бы полетов в космос. Они трудятся в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на производственных предприятиях, на космодромах. Конструкторское бюро есть и на ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре. Предлагаю вам посмотреть видеофильм о «РКЦ «Прогресс» (дети вместе с воспитателем смотрят видеофильм).
Чем занимаются инженеры-конструкторы? (дети отвечают)
Сейчас инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы.
А вы хотели бы стать конструкторами-ракетостроителями? (дети отвечают) Давайте представим, что наша группа — это конструкторское бюро ракетно-космического центра «Прогресс», вы инженеры-конструкторы, и ваша задача — сконструировать и создать новые ракеты-носители.
С чего начнем? (дети отвечают)
Задание 4
Предлагаю вам внимательно рассмотреть фотографию современной ракеты-носителя. Как устроена ракета-носитель? (дети отвечают)
Ракета называется — носителем, потому что основная ее задача доставить груз в космос. Но груз, помещенный в ракету очень тяжелый и самой ей его не поднять, поэтому к ней присоединяют еще несколько ракет, называемых — ступенями. Получается нечто вроде пирамиды, состоящей из этих ступеней и образующих одну большую ракету. Груз располагается в самой верхней части этой многоступенчатой ракеты. Каждая ступень — это самостоятельная ракета, внутри которой помещены баки с горючим, а в хвосте — двигатели.
Задание 5
Предлагаю каждому из вас из деталей конструктора создать модель ракеты-носителя, т. е. ее уменьшенную копию (дети из деталей конструктора строят модели).
Задание 6
Чтобы в ракетно-космическом центре «Прогресс» началась сборка новой ракеты-носителя, инженер-конструктор должен защитить свой проект, доказать, что его проект самый лучший и надежный. Предлагаю каждому из вас защитить созданный вами проект модели ракеты-носителя (дети по очереди демонстрируют собранную из конструктора модель, рассказывают о ней).
Наше мероприятие закончилось. Вы сегодня попробовали себя в роли инженеров-конструкторов по ракетостроению, создали собственные модели ракет-носителей, побывали в ракетно-космическом центре «Прогресс» в Самаре.
Что вам понравилось больше всего? Кто из вас хотел бы выбрать для себя профессию инженера-конструктора? Почему? (дети отвечают)
Ключевые слова
дошкольники, астрономия, космонавтика, ракетостроение, ракетно-космическая техника, инженер-конструкторПохожие статьи
Хабаровский край – территория развития промышленного туризма
В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...
Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возрас...
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников
В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)
Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей
Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...
Техническое творчество как средство развития инженерного мышления при разработке транспортных средств из конструкторов
В статье автор рассматривает основные тенденции инженерного образования для развития технического творчества учащихся. В процессе работы над созданием моделей транспортных средств из базовых конструкторских элементов совершенствуются начальные инжене...
Похожие статьи
Хабаровский край – территория развития промышленного туризма
В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...
Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возрас...
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...
Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников
В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)
Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей
Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...
Техническое творчество как средство развития инженерного мышления при разработке транспортных средств из конструкторов
В статье автор рассматривает основные тенденции инженерного образования для развития технического творчества учащихся. В процессе работы над созданием моделей транспортных средств из базовых конструкторских элементов совершенствуются начальные инжене...