Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»
Авторы: Файзулаева Резеда Равильевна, Еременко Светлана Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 19.02.2022
Статья просмотрена: 141 раз
Библиографическое описание:
Файзулаева, Р. Р. Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки» / Р. Р. Файзулаева, С. В. Еременко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7119/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.
С каждым годом взрослым и детям становится все труднее находить общий язык, они хуже понимают друг друга, исчезает красота и восприятие русского языка. Словарный запас большинства взрослых очень мал и примитивен. И фольклор, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.
Сказка является прекрасным материалом, на основе которого старший дошкольник формирует свое мировоззрение, обогащает свои чувства и речь, открывает для себя такие духовные ценности, как любовь и милосердие, мужество и благородство, а также закладывает основу познавательной деятельности, на какие дальше будут строиться понимания и секреты, природа и человеческие качества.
Приобщение к народному творчеству играет важную роль в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любви к своему народу, обычаи, традиции, богатство языка.
Театрализованная деятельность позволяет тренировать опыт навыков социального поведения в связи с тем, что каждая сказка для дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только разумом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: увидеть идею в содержании сказки, возможность применять полученный опыт в жизни.
Цель проекта: формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки, привлечение родителей детей в совместную театрализованную деятельность.
Задачи проекта для детей:
— развитие инициативы и самостоятельности, формирование уверенности в преодолении поставленной задачи.
— проявлять интерес к процессу чтения, рассказывание сказок, как жанру художественного слова;
— анализировать поступки сказочных персонажей, находить закономерности в поступках героев и жизненных ситуаций;
— помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость.
— воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, готовность к взаимопомощи;
— совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
— реализовать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
— способствовать формированию навыков художественного исполнения различных образов при инсценировке театральной постановки, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, средствами мимики, выразительности движений
— содействовать развитию коммуникативных навыков детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи
— при необходимости в реализации проекта оказать недиректированную помощь;
Для педагогов:
— дать представления о моральных нормах, анализируя поступки сказочных персонажей;
— формировать интерес к процессу слушания сказок как жанру художественного слова;
— систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле;
— закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев и жизненной ситуации, в которой они оказались;
— развивать эмоциональную сферу детей, творчество, фантазию;
— развивать умение работать в команде, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
— воспитывать бережное отношение к культурному наследию и традициям русского народа, природе.
Для родителей:
— привлечь родителей к развитию интереса детей к художественной литературе, прививать интерес к домашнему чтению.
— усовершенствовать навыки общения с детьми.
Для социальных партнеров:
— вызвать эмоциональный отклик у детей и зрителей музыкально- театрализованного представления по сказке «Морозко».
Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкально-театрализованное представление «Морозко».
Продукты проекта:
Для детей: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки
Для педагогов: презентация проекта.
Для родителей: участие в создании костюмов персонажей, изготовление конусного театра, изготовление театра Би-Ба-Бо, изготовление коллажей, рисунков.
Для социальных партнеров: выставка детских работ в ТЮЗе, просмотр музыкально- театрализованного представления.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей: развитие инициативы и самостоятельности, развитие когнитивных, регуляторных, коммуникативных способностей. Развитие выразительной речи, формирование диалогической и связанной речи, развитие эмоциональной отзывчивости,
Для педагогов: представление опыта работы на городском МО по теме: «В гостях у сказки», сообщение о результатах работы на педагогическом совете.
Для родителей: развитие навыков взаимодействия с ребенком, педагогами ДОУ
Для социальных партнеров: развитие навыков взаимодействия с ребенком.
Краткое содержание проекта «В гостях у сказки»
Этапы проекта |
Действия педагогов |
Действия детей |
Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: Для чего нужна сказка? |
Планирование – Создать условия для возникновения проблемной ситуации, которая заинтересует детей. Насыщать события образовательными возможностями, чтобы дети могли применять свои знания и умения Выяснить, какие сказки читают дома детям, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Ожидаемый результат Развитие творческой инициативы и самостоятельности, формирование коллективной работы, взаимодействия со взрослыми и детьми. Развивать способности применять полученные знания и умения. Вызвать устойчивый интерес к сказке, как к жанру художественного слова- кладези народной мудрости. Дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Составление консультации для родителей «Как поддержать у детей интерес к сказке?» |
Проявлять инициативу и самостоятельность Анализировать, работать с информацией. Учиться презентовать свой проект, рассказывая о нем окружающим, формируя уверенность в себе, чувство собственного достоинства и собственной значимости в проекте. Слушание сказок: «Гуси- Лебеди», «Лиса и журавль», «Крошечка- Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и др. Прослушивание музыкальных дисков в исполнении артистов театра и кино. |
Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, со сказками. Соц. партнерам: Заказ билетов на просмотр спектаклей по сказкам в ТЮЗе. Консультации для родителей по теме. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка». |
Деятельностный Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией. |
Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?» Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» Оформление выставки детских работ. |
Решение проблемной ситуации «Что было бы, если…» Фантазирование по теме «Добрые сказки». «Поучительные сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжений. Рассказывание по мнемотаблицам, коллажам, фотографиям, иллюстрациям. Игровая деятельность: игры-драматизации по сюжетам сказок, настольно- печатные игры, сюжетно- ролевая игра «Поход в Театр». Дидактические игры «Отгадай сказку», «Продолжи сказку», «Закончи предложение» и др. |
Посещение детьми ТЮЗа. Обмен впечатлениями между родителями «Какой спектакль посетить?» «Афиша выходного дня». |
Завершающий Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле. Показ музыкально- театрализованного представления «Морозко». |
Подготовка атрибутики, оборудования для показа представления, оформление музыкального зала. Репетиции с детьми. Изготовление костюмов к инсценировке сказки. |
Заучивание стихотворений, слов к представлению, разучивание песен и танцев, участия в репетициях, в изготовлении атрибутов и костюмов. |
Изготовление костюмов к инсценировке сказки. Помощь в оформлении зала. |
Литература:
- Званцова М. Е., Носова Т. Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно-методическое пособие. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. 126с.
- Сушкова, И. В. О процессе нравственного воспитания дошкольников / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. — 2006. — № 6. — С.21–25.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. — М.: Сфера, 2002. — 120 с.
- Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития). ISBN 5–89144–663–4
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка
Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.
Психологический проект «Родительская почта»
Проект направлен на развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Проект разработан в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который открывает новые возможнос...
Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво
Целью экологического воспитания школьников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Организация экскурсий эффективно влияет на повышение уровня эко...
Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...
Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»
В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка
Программа воспитательной работы по краеведению, которая предоставляет возможность познакомить детей в соответствии с их возрастными психологическими особенностями с культурой и историей своего района.
Психологический проект «Родительская почта»
Проект направлен на развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Проект разработан в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который открывает новые возможнос...
Разработка информационно-образовательных материалов для экскурсий учащихся в лесопарке Румлёво
Целью экологического воспитания школьников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Организация экскурсий эффективно влияет на повышение уровня эко...
Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема воспитания экологической культуры в дошкольном возрасте и формирование основ экологического мировоззрения. Представлен практический опыт формирования культурно-экологического воспитания через организацию мини-экспеди...
Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...
Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста
Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...
Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»
В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.