Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда
Автор: Мелкозёрова Екатерина Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 20.02.2022
Статья просмотрена: 834 раза
Библиографическое описание:
Мелкозёрова, Е. В. Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда / Е. В. Мелкозёрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7124/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время возросло число детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с расстройствами аутистического спектра, отклонениями в психическом, речевом развитии, часто сочетанными нарушениями. Такая тенденция явно отслеживается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе.
Специалисты констатируют факт, что традиционные общепринятые психолого-педагогические подходы и методы коррекции, во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. Специалистам необходимо применять в своей работе более эффективные знания и умения из смежных профессиональных областей, например, нейропсихологии.
Нейропсихология — научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека (1, 2).
Методологической основой нейропсихологического подхода являются фундаментальные теоретические положения Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о системном строении высших психических функций (5,3).
Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций, изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением (3,6,7,8).
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком (1).
На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция является актуальным направлением в коррекционно-развивающем и здоровьесберегающем обучении.
Опыт отечественных учёных показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния» (1, 7,8).
У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейрокоррекция же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения. Она является отличным дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Такой подход в работе учителя-логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекционной работы. При условии правильной организации технологии использование нейрокоррекционной системы оказывает положительное воздействие на формирование мозговых процессов детей, способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11–12 лет. Чем раньше начинать занятия, тем лучше (1,4,7).
Нейрокоррекционные упражнения стимулируют гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга (межполушарную работу), концентрации и устойчивости внимания; мелкой и общей моторики; координации движений, (умения чувствовать своё тело), умения ориентироваться в пространстве; активизируют речь, внимание, память (8).
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе, представлены в работах Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой, В. С. Колгановой, Е. В. Пивоваровой и др. (1,4,7).
Педагоги-практики отмечают, что к каждому ребёнку нужен свой подход и подходят те или иные упражнения. Некоторые логопеды выделяют наиболее полезные задания (9). Автор статьи также отмечает и использует в работе несколько очень эффективных упражнений.
Упражнение «Колечки», «Пальчики здороваются». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах, произнося закрепляемый звук на каждое движение пальчиком.
Упражнение «Нейроскакалка» — развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Такое упражнение можно использовать для развития фонематического восприятия, автоматизации или для дифференциации звуков.
Упражнение «Ладушки». Эта очень полезное и веселое упражнение: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих не перекрещены) далее хлопок в ладоши, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». На этой игре хорошо автоматизировать различные звуки, на каждый хлопок в ладоши — произносим изучаемый звук.
Упражнение «Попробуй, повтори или зеркало». В этом упражнении нужно воспроизвести позу, положение рук, возможно движение другого человека, или которую он видит на картинке. Такое упражнение улучшает реакцию, способствует развитию внимания, пространственных представлений.
Упражнение «Ухо — нос». Левой рукой нужно взять себя за кончик носа, а правой за левое ухо, затем руки одновременно меняются. Повторять несколько раз.
Упражнение для пальчиков «Весёлые классики». Такой тренажер развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге.
Упражнение «Зеркальное рисование» . На чистом листе бумаги одновременно обеими руками рисуем зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнение «Похлопай-погладь». В этом упражнении одновременно работают обе руки: одной рукой гладим животик, другой — похлопываем по голове, затем руки меняются.
Упражнение «Класс — заяц». Руки работают одновременно. Левая рука показывает «класс», правая — «зайчика». Затем положение рук одновременно меняется, постепенно наращиваем скорость.
Упражнение «Тук-Хлоп-Топ». Это упражнение развивает внимание, зрительную память, быстроту реакции, также работа над темпом, ритмом речи.
Упражнение «Лист бумаги». Необходимо взять два листа бумаги, каждый в свою руку, затем одновременно сминать их, чтобы весь лист оказался в кулаке. Далее нужно спокойно, медленно и главное одновременно эти листы распрямить. Каждая рука работает самостоятельно, не помогая другой. Такое упражнение активизирует разные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
Автор активно использует такие упражнения в работе, что повышает интерес и мотивацию детей к занятиям. Такой набор движений и упражнений, предлагаемых в игровой форме, несмотря на свою простоту и увлекательность, является эффективным инструментом в работе. Также у детей стабилизируется психическое состояние и когнитивные функции. В работе логопеда появляются новые грани, она приобретает возможность творческого подхода к занятиям, повышается продуктивность коррекционной работы.
Литература:
- Ахутина Т.В, Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2018.
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
- Колганова В.С, Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. М., 2015.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М., 2013.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
- Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.
- Нейропсихологические подходы в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ЗПР. Статья Артамоновой Л. Я.в интернет-источнике: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/11/08/neyropsihologicheskie-podhody-v-profilaktike-opticheskoy-disgrafii-u