Неделя здоровья — одна из форм здоровьесберегающих технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.

Дата публикации: 23.02.2022

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Скочкова, А. В. Неделя здоровья — одна из форм здоровьесберегающих технологий / А. В. Скочкова, Я. А. Соловьева, Т. В. Спицева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7132/ (дата обращения: 19.12.2024).



Здоровье — это драгоценность, и, при том, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов великих благ.

Мишель де Монтень

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов, специалистов всех элементов образовательной структуры дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Практика показывает, что после длительного реабилитационного лечения, дети приходят в детский сад вялые, капризные, малоподвижные. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы являются:

— Традиционные утренние гимнастики;

— Коррекционная гимнастика после сна;

— Закаливающие процедуры;

— Занятия по адоптивной физкультуре;

— Физкультурные занятия на воздухе.

Но самым масштабным мероприятием в году является — « Неделя здоровья», которая стала неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя.

Цель проведения «Недели здоровья»: формирование привычки здорового образа жизни ребенка.

Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт по физическому развитию и оздоровлению дошкольников, а также обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников с ОВЗ. Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для ДОУ актуальными и требующими особого внимания.

Уроки здоровья и безопасности проводятся педагогами в дополнении физкультурным занятиям.

На уроках здоровья и безопасности использована методика, которая строится на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком, делается акцент на самостоятельном экспериментировании и поисковую деятельность.

— Весь познавательный материал сочетается с практическими занятиями (оздоровительные минутки — упражнения для глаз, самомассаж тела, осанки, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, психологические этюды);

— Возможен интегрированный подход к проведению «Урока здоровья и безопасности» (познавательная деятельность детей может сочетаться с изобразительной, музыкальной деятельностью, речевым и физическим развитием);

— Само содержание занятия наполнено сказочными и игровыми персонажами, проблемными ситуациями, связанными с ними;

— Наглядный материал, используемый на «Уроках здоровья и безопасности», педагоги предлагают детям — яркий, привлекательный, интересный;

— Многогранно используется ИКТ, включая коррекционные игры для детей с нарушениями слуха и детей с кохлеарной имплантацией;

— А использование художественного слова вносит в «Урок здоровья и безопасности» дополнительный эмоциональный настрой;

— Учитывая психофизические особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями, педагоги с уважением относятся к любому ответу ребенка. В конце занятия всегда четко звучат основные правила, закрепляющие тему занятия.

Итог на «Уроке здоровья и безопасности» всегда приносит чувство удовлетворения и радости, желание прийти снова на занятие.

К методам, использованным в коррекционно-развивающей работе на занятиях по «Урокам здоровья и безопасности», относим проективные техники. Был реализован совместный проект «Вместе мы с мячом играем и друг другу помогаем». Где дети познакомились с историей мяча, разнообразием мячей, использование «Су-Джок», проведены подвижные игры с мячом. Создана картотека пальчиковых гимнастик с использованием «Су-Джок».

На занятиях по развитию речи проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика.

На развитии познавательной сферы, развитие слуховой и зрительной памяти проведены дидактические игры:

— «Витаминка «Аскорбинка»;

— «Пирамида «Здоровье»;

— «Наше тело»;

— «Отгадывание загадок»;

— «Сочини сказку» (с использованием мнемотехники).

Упражнения:

— «Самый внимательный»;

— «Покажи и скажи»;

— «Повтори движение»;

— «Угадай, что я делаю»;

— «Чем похожи, чем различаются?».

В рамках проведения недели здоровья дети с нарушением расстройства аутистического спектра пользуются альтернативной коммуникацией (использование карточек, жеста):

— Карточки PECS;

— У меня болит…

А дети с ДЦП на «Уроках здоровья и безопасности» развивали мелкую моторику рук с помощью нетрадиционного оборудования:

— «Игры с прищепками»;

— «Игра в «Золушку»;

— «Поймай рыбку»;

— «Камешки Марблс».

Хочется еще раз повторить, что движение — это жизнь! Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Практика работы нашего дошкольного учреждения убеждает, что для укрепления здоровья детей проводить «Неделю здоровья» необходимо. Активное участие всех педагогических работников по проведению «Уроков здоровья и безопасности» еще больше сблизила детей, подарила много разнообразных эмоций, позволила детям в естественной для них игровой ситуации проявлять ловкость, быстроту, развивать другие физические качества, приобщаясь тем самым к здоровому образу жизни.

Вывод: Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что тематическая «Неделя здоровья», является базовой частью совместной коррекционной деятельности со всеми участниками образовательных отношений (с детьми, с родителями, с педагогами).

Четкое планирование позволяет осуществлять системный охват детей с ОВЗ мероприятием физкультурно-оздоровительного характера. А эффективность во взаимодействии повышает эффективность проведения.

Литература:

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 144 с.
  2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  3. Батечко С.А, Бирюков В. С., Арийчук Е. К., Деревянко Н. А. Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас». Ростов н / Д: Феникс, 2003. — 480 с.
  4. Занозина А. Е., Гришанина С. Э. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6–7 лет. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2008.
  5. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. — М.: Просвещение, 2003. — 112 с.
  6. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 48 с.
  7. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практ. пособие / Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова; под общ.ред. Г. В. Каштановой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 104 с.
  8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 88 с.
  9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 128 с.
  10. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
Задать вопрос