Проблематика и условия введения инноваций в дошкольном образовании
Автор: Домнина Людмила Александровна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 26.02.2022
Статья просмотрена: 87 раз
Библиографическое описание:
Домнина, Л. А. Проблематика и условия введения инноваций в дошкольном образовании / Л. А. Домнина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7141/ (дата обращения: 19.12.2024).
С введением Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в педагогическом объединении приходит понимание того, что необходимо значительно изменить целевые ориентиры в работе дошкольного образования. Необходимо учитывать современные потребности общества [1].
Дошкольное образование — первая образовательная ступень в системе образования человека. У неё свои цели, она отличается по содержанию и форме от школьного образования. В дошкольном возрасте формируются основы игровой, исследовательской познавательной, трудовой и других видов деятельности. Ключевые задачи педагогической работы — формирование знаний, умений, навыков ребёнка, развитие его нравственных качеств, основ личности, усвоение социальных норм общества и т. д. Очень важно в процессе воспитания и образования дошкольников учесть закон индивидуализации и интегративности процессов.
Конечно, эти задачи можно заложить и в школе, но именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ребёнка.
По мнению Белой К. Ю., дошкольное образование нуждается в введении в современное воспитание и обучение инновационных методов, подходов; внесении информационно-коммуникационных технологий. Но инновационные методы и технологии не должны заменять традиционные, а расширять их ресурсы [2].
Таким образом, появилась потребность к существенному изменению и улучшению качества дошкольного образования: введению конкретного программно-методического обеспечения дошкольного образования, с целью развития творческих и познавательных способностей детей, социализации дошкольников [9].
Здесь возникает проблема соотношения, сочетания традиций и инноваций. Всё ли в практике дошкольного образования так устарело, что требуются радикальные инновации?
Современный ребёнок, конечно, изменился в чём-то, но в целом остался тем же ребёнком. Он стремится познать мир, он активен и творчески смотрит на всё новое. Именно благодаря этому педагоги ведут поиск инновационных методик. Но многие образовательные организации стремятся к введению инноваций, подражая педагогическим образцам, из-за неудовлетворенности педагогов до запросов родителей, конкуренции детских садов.
Педагогические инновации преобразуют, совершенствуют педагогический процесс, создаются новые типы дошкольных учреждений.
Можно выделить следующие инновационные технологии в дошкольном образовании:
- Личностно-ориентированные технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Игровые технологии;
- Технология интегративного обучения (STEАM-технологии);
- Информационно — коммуникационные технологии;
- Проектная деятельность [8].
Однако, применять только инновационные методы в организации образовательной деятельности было бы ошибкой.
В потребностях современного общества преобладает стремление к раннему развитию детей. Дети до 7 лет чуткие, увлечённые и открытые к новому опыту. У родителей, как и у педагогов, возникает желание ускорить процесс развития ребёнка до школы, сделать его более интенсивным. Родители стремятся научить детей считать, писать, читать как можно раньше, объясняя это тем, что благодаря этому дети будут лучше учиться в школе и, следовательно, будут иметь хорошую профессию в будущем.
По мнению Подласова И. П., такое «натаскивание» детей, не учитывая ни возраст, ни особенности нервной системы с неизбежностью приводит к исчезновению желания учиться и, как следствие, к возникновению школьной дезадаптации и неврозам [6].
Советский и российский педагог и психолог Давид Иосифович Фельдште́йн считает, что обилие информации, доступных детям раннего и дошкольного возраста электронных носителей, желание родителей раньше времени насильно увеличить объём знаний ребёнка, всё это приводит к появлению у детей высокого уровня тревожности и страхов. Дети стали более агрессивными, проявилось заметное снижение контроля за собственным поведением, действиями [9].
Так как родители, да и педагоги многих частных развивающих центров, перенесли все силы на интеллектуальное развитие, в ущербе становится социальное развитие детей (усвоение ценностей, культуры, традиций семьи и общества в целом). Страдает также личностное развитие ребёнка.
Зачастую в дошкольном образовании, воспитатели и педагоги, имеющие в основе специальность «учитель начальной школы» берут на вооружение методы и приёмы, а зачастую и содержание, взятые из школьной программы первого класса. В результате, детям приходится дважды проходить программу первого класса.
Таким образом, дошкольное образование стремится к искусственной акселерации. Далее, эта проблема продолжает иметь место и в условиях начальной школы. Дети приходят в школу, уже обладая навыками беглого чтения, курсивным письмом и т. д. По мнению Давида Иосифовича Фельдште́йна это не только не способствует формированию, но и тормозит развитие или приводит к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков.
Известно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Эта истина известна давно. Но на современном этапе, в современном образовании, игра рассматривается в другом свете.
Есть разные виды игр, но речь в данном вопросе пойдёт о игре, как форме обучения и свободной игре детей. Безусловно, важны игровые формы обучения, но свободная игра дошкольнику чрезвычайно важна (развивается воображение, творческие способности ребёнка, принятие им правил игры, коммуникативные навыки). Важно учитывать, что в детском саду педагог должен незаметно создать (организовать) её.
Следовательно, любая вариативная развивающая программа дошкольного образования, любая инновационная методика не может не учитывать необходимости в своей структуре свободной игры. [5].
Тем не менее, детская игра зачастую считается как нечто не особенно важное. Это самая существенная ошибка современных национальных систем дошкольного образования многих стран, так как если лишить ребёнка игры, это повредит развитию его личностных и интеллектуальных способностей [7].
В результате, цели, поставленные изначально при стремлении улучшить содержание и интенсивность раннего образования не только не достигаются, но и существенным образом усугубляются.
Надо признать, что такое отношение, узко направленное системой дошкольного образования, не решает главных вопросов не только в нашей стране, но и во многих других странах.
В частности, Д. Б. Эльконин еще в 80-х годах прошлого века заметил по этому поводу: «Переход на следующий, более высокий этап развития, подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путём такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, — искусственно форсирован, не принимая во внимание объективных факторов, то существенно пострадает формирование личности ребёнка, причём ущерб может быть невосполнимым» [10].
Но это не означает, что ребёнка дошкольного возраста ничему нельзя учить. Необходимо помнить о индивидуализации и развивающем эффекте получаемых ребёнком знаний. Именно этим сильно традиционное Российское образование. Оно опирается на исследования крупнейших учёных, важнейшие научные труды
Таким образом, постановка цели развития в современных образовательных системах предполагает особый акцент на индивидуализации образования, которая является одним из основных принципов развивающей дошкольной программы. С другой стороны, не менее важно создать широкий выбор методик, технологий дошкольного образования, которые не шли бы в разрез с психолого-педагогическим контекстом развития дошкольников и учитывали возрастные особенности детей, а также профессиональную осведомлённость педагогов [4].
Необходимо учитывать важность и ценность каждого этапа дошкольного возраста, а вместе с ними и специфику образования на всех этапах дошкольного детства.
Таким образом, в современном дошкольном образовании необходимо осуществить вариативность образования, дать возможность наиболее полно реализовать способности детей всех возрастов с учётом результатов предыдущего этапа развития.
Инновационная педагогическая деятельность исторически присутствовала всегда, поскольку в каждом этапе развития социума появлялась необходимость в улучшении педагогической системы.
По мнению педагога и академика Беспалько В. П., со временем происходит «старение» инновационной педагогической деятельности, т. е. её слияние с традиционной (массовой) практикой [3].
XX век имеет особенность поиска новых методов обучения, но на самом деле методы остаются прежними, традиционными. Они изменяются и дополняются за счёт реализации на их основе технологий. Другими словами, современные идеи тесно связаны с известными идеями прошлых лет предыдущих поколений педагогов.
Важно сочетать традиционную и инновационную модели обучения. Таким образом, образовательный процесс останется результативным и продуктивным.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 15.07.2020)
- Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие/ К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Астра, 2017. — 192 с.
- Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM — образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин — М.: 2017.
- Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. М.: Линка-Пресс, 2017. — 208 с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для вузов. — М.: Гриф УМО, 2014. — 574 с.
- Психология. Словарь/ под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат,1990.
- Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие/ С. Д. Сажина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. — 2010 — № 7 — С. 3–11.
- https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 Даниил Эльконин «Размышления над проектом» журнал «Дошкольное образование» 2006, № 7.