Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»
Авторы: Кучина Наталья Евгеньевна, Ломайкина Лилия Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 01.03.2022
Статья просмотрена: 274 раза
Библиографическое описание:
Кучина, Н. Е. Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…» / Н. Е. Кучина, Л. А. Ломайкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7146/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу — повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: интерактивная доска, Великая Отечественная война, остров Сахалин, Южно-Сахалинск.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5–7 лет.
Цель: формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников.
Программные образовательные задачи:
Обучающие:
— Вызвать интерес к истории острова Сахалин времен Великой Отечественной войны.
— Расширить и углубить знания дошкольников о подвигах земляков о памятных местах города Южно-Сахалинска.
Развивающие:
— Развивать познавательный интерес к истории острова Сахалин.
— Развивать познавательно-речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы.
Воспитательные:
— Воспитывать чувство патриотизма, уважение к защитникам города Южно-Сахалинска, к памяти павших бойцов.
Оборудование: Мультимедийная система, Презентация в программе PowerPoint «Мы память бережно храним…», планшеты по количеству детей.
Ход ОД
1. Вводная часть
Ребята! Я пришла к вам сегодня с замечательным настроением, потому что ждала встречи с вами. И мне хочется, чтобы и у вас тоже было хорошее настроение. А вы хотите? Тогда давайте возьмемся за руки и сделаем солнечные лучики. Почувствовали тепло ваших рук? С этим теплом и хорошим настроением мы продолжаем наше общение.
(На интерактивной доске появляется анимированное изображение — салют).
— Ребята, что это такое? (ответы детей) А как вы думаете, в честь каких событий запускают салют? (ответы детей). Правильно. Но самое значимое событие — это День Победы. Нам, сахалинцам, история дала право отмечать День Победы дважды — 9 мая и 2 сентября. Ежегодно сахалинцы, начиная с 1945 года, отмечают 2 сентября праздник — победу над японскими захватчиками. Послушаете замечательное стихотворение, написанное Татьяной Бронниковой, посвященное этому памятному событию.
(На интерактивной доске появляются фотографии времен Великой Отечественной войны)
— Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей) Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей).
Предлагаю вам отправиться на экскурсию по местам боевой славы нашего острова и на своих планшетах отметить памятные места, в которых мы с вами побываем.
2. Основная часть
(На интерактивной доске появляются фотографии тружеников тыла)
Вечером 22 июня 1941 г. на острове стало известно о нападении фашисткой Германии на нашу страну. И хотя Северный Сахалин почти всю войну оставался глубоким тылом, люди и здесь трудились на победу. Сахалин обеспечивал топливом Дальний Восток и Сибирь. Тяжел был труд нефтяников, шахтеров, рыбаков, лесорубов. Женщины заменяли мужчин на рабочих местах.
— А почему женщины стали работать вместо мужчин? (ответы детей)
Отшумевший 9 мая 1945 года салют Победы на Красной площади ознаменовал конец 9 мая 1945 г. — День Победы над фашисткой Германией. А юг Сахалина захвачен Японией тогда наш Южно-Сахалинск назывался Тоёхарой. Предстояла война с японскими захватчиками.
(На интерактивной доске появляются изображение карты о. Сахалин и фотография Южно-Сахалинской операции 1945 года)
Боевые действия начались 11 августа 1945 года. В них участвовали войска 2-го Дальневосточного фронта под командованием генерала армии М. А. Пуркаева. Имя М. А. Пуркаева сегодня носит одна из улиц Южно-Сахалинска в память о талантливом полководце.
(На интерактивной доске появляются фотографии М. А. Пуркаева, мемориальной доски М. А. Пуркаева на одноименной улице в Южно-Сахалинске)
Японцы отчаянно сопротивлялись. Однако перед храбростью, упорством и находчивостью русского солдата никакой враг не может устоять. Метр за метром наши войска продвигались вперёд, врезаясь в глубь обороны противника. Несмотря на отсутствие дорог и незнание местности, наши бойцы блестяще справились с поставленной задачей, но при этом понесли и потери. Доказательством тому является установленный в селе Леонидово мемориальный комплекс — Братские могилы советских солдат и сержантов, советских офицеров, павших при освобождении Южного Сахалина в 1945 г.
(На интерактивной доске появляется изображение мемориального комплекса в с. Леонидово)
Давайте на своих планшетах отметим село Леонидово и отправимся дальше.
Ребята солдаты перед боем всегда сидели у костра чинили одежду, пели песни. Давайте и мы с вами сядем у костра закроем глаза и представим, что рядом с нами сидят солдаты той войны, что бы вы им сказали (ответы детей).
(На интерактивной доске появляется фотография солдат у костра)
11 августа советские войска начали наступления на позиции японцев. Стрелковый полк, в котором служил сержант Антон Буюклы, был остановлен огнем из японского дзота. События происходили в районе нынешнего села Победино. Буюклы вызвался подавить боевую точку и у него это получилось ценой собственной жизни.
Прикрываясь щитом пулемета «Максим», он пытался гранатами уничтожить японский дзот, а в последний момент, когда закончились гранаты, закрыл его амбразуру своим телом.
В честь Антона Буюклы назван поселок в Сахалинской области, улица в Южно-Сахалинске, судно сахалинского морского пароходства, спущенное на воду в 1969 году. Есть одноименная станция железной дороги и речка Буюклы.
(На интерактивной доске появляется фотография А.Ф Буюклы, памятника герою Советского Союза А.Ф Буюклы, одноименного судна сахалинского морского пароходства)
Давайте на своих планшетах отметим поселок Буюклы и отправимся дальше.
Еще одним героем той страшной войны по праву можно назвать нашего земляка Смирных Леонида Владимировича.
(На интерактивной доске появляется фотография Л. В. Смирных памятника герою Советского Союза Л. В. Смирных)
Батальон капитана Смирных назначили передовым отрядом, он должен был овладеть опорным пунктом японцев — Котон (село Победено). Он умело организовал круговую оборону. Яростное контрнаступление было отражено. Но в этом бою отважный герой погиб — в момент начала японской атаки он приподнялся из окопа и пуля японского снайпера пробила ему грудь.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану Смирных Леониду Владимировичу 8 сентября 1945 г. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а также он был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
В честь Леонида Смирных назван посёлок городского типа Смирных и станция в нём, Смирныховский район Сахалинской области, судно Министерства морского флота.
Послушайте стихотворение, написанное поэтессой Юлией Друниной, которое называется «Посёлок Смирных».
Давайте на своих планшетах отметим поселок Смирных и отправимся дальше.
Говоря о подвигах наших земляков, не стоит забывать и о младшем сержанте — Евгении Анатольевиче Чапланове. Младший сержант Евгений Чапланов подавил огонь японских пулемётчиков, хотя тяжело был ранен в руку. Продолжая вести огонь по вражеским позициям, Чапланов был убит двумя пулями. Впоследствии на щите его орудия было обнаружено 72 пробоины. Похоронен Евгений Анатольевич Чапланов на Камышовом перевале (в настоящее время Холмский перевал) в Холмском районе Сахалинской области.
(На интерактивной доске появляется фотография Е. А. Чапланова, Холмского перевала — Братская могила советских воинов, погибших при освобождении Южного Сахалина от японских империалистов (памятный знак))
Давайте на своих планшетах отметим город Холмск и отправимся дальше.
25 августа 1945 года советские войска вошли в административный центр Южного Сахалина — город Тойохара (Южно-Сахалинск). В итоге Южно-Сахалинской наступательной операции Южный Сахалин был полностью освобожден от японских захватчиков.
(На интерактивной доске появляется фотографии, на которых запечатлены белые флаги капитуляции на здании центрального почтамта в, момент воздвижения красного знамени над южным Сахалином).
Вот и засветилось ночное небо праздничным салютом в честь Дня Победы: Победа досталась нашему народу дорогой ценной. Вечная память героям, защитившим нашу Родину.
(На интерактивной доске появляется фотография праздничного салюта в честь Дня Победы)
3. Заключительная часть
Проводится физкультминутка «День победы».
На этом наша экскурсия завершается. Пора возвращаться. Сверим маршруты.
Ребята, мы сегодня виртуально прошлись по боевым следам родного острова. Посмотрели на памятники героям Великой Отечественной войны. Как вы думаете, где эти знания вам могут нам пригодиться? (Ответы детей) Кому вы их сможете рассказать? (Ответы детей)
Вы доставили мне огромное удовольствие своей работой. В благодарность позвольте вручить вам памятные дипломы «Юный экскурсовод о. Сахалин».
Литература:
- Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. — С. 213–214.
- Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. — СПб: Детство-пресс, 2018. — 192 с.
Похожие статьи
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Посткроссинг между детскими садами России
В данной статье подробно описывается, что такое посткроссинг, а также реализация проекта «Посткроссинг между детскими садами России». Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культ...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»
Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Использование цифровых инструментов на уроках по предмету «Окружающий мир»
В статье рассматриваются возможности мобильных приложений, использование которых будет способствовать формированию информационной культуры младших школьников. В ходе проведенного исследования были получены результаты, которые позволили сделать выводы...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий
В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизац...
Похожие статьи
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Посткроссинг между детскими садами России
В данной статье подробно описывается, что такое посткроссинг, а также реализация проекта «Посткроссинг между детскими садами России». Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культ...
Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...
От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае»
Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск:...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Использование цифровых инструментов на уроках по предмету «Окружающий мир»
В статье рассматриваются возможности мобильных приложений, использование которых будет способствовать формированию информационной культуры младших школьников. В ходе проведенного исследования были получены результаты, которые позволили сделать выводы...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий
В статье автор рассматривает особенности использования виртуальных экскурсий, которые помогают повысить познавательный интерес детей дошкольного возраста. Доказывает, что данный подход является эффективным в работе с современными детьми. Информатизац...