Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности
Автор: Сокольникова Наталия Михайловна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 14.03.2022
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Сокольникова, Н. М. Формирование лексико-грамматического компонента речи детей с ОНР в процессе организации игровой деятельности / Н. М. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7158/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности. Согласно ФГОС ДОУ, процесс обучения дошкольников совместно с воспитанием рассматривается, как составная часть единого образовательного процесса. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Грамотная речь ребенка способствует успешной адаптации его в социуме и развитию коммуникативных компетенций. Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Статистика показывает, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в будущем возникают проблемы и при обучении в школе. Основные трудности дети испытывают при развернутых ответах на сложные вопросы, воспроизведении содержания текстов, при написании изложений, сочинений. Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена такими особенностями, как: нарушение процессов словоизменения; бедность активного словаря; нарушение построения предложения (нарушение связи слов в предложении, в употреблении предлогов), проблемы в объединении слов в словосочетания и фразу в использовании способов согласования и управления.
Наблюдения за детьми показали, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на их деятельности и поведении в целом. Такие дети отдаляются от коллектива, замыкаются в себе и перестают интересоваться окружающим. Они стараются отмолчаться или ответить односложно, не проявляют активности в речевых играх. Все это сказывается на их психофизиологическом развитии, усугубляя тем самым уже имеющуюся проблему.
Известно, что важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста — это игра. Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и новым федеральным государственным стандартам.
Игра способствует созданию благоприятных условий для развития речи. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи (М. И. Попова), для формирования форм и функций речи (А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, М. А. Степанова), для обогащения и активизации словарного запаса (Д. В. Менджерицкая).
Актуальным стало использование сюжетно-ролевых игр в коррекционной работе с детьми в этом направлении. Исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.
Таким образом, для детей, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность является необходимым условием не только для развития речи, но и всестороннего развития их личности, умственных процессов. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения.
Исследование Л. Г. Соловьевой показало, что систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом. Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики.
В процессе формирования лексико-грамматической стороны речи у детей, педагог выполняет ведущие роли в игре, выступая в качестве организатора совместных игр. Таким образом, одновременно демонстрируются образцы и речевого, и игрового поведения. Необходимым условием успешного развития лексико-грамматической стороны речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). Следовательно, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Кроме того, дети овладевают умением слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умением вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; принимать участие в коллективных делах; уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь и т. д.
Подводя итог, можно утверждать, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с ОНР. Перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность, развиваются социо-коммуникативные компетенции.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 2002.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. — 2009. — № 3. — С. 14–15.