Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.03.2022

Статья просмотрена: 910 раз

Библиографическое описание:

Тамаревская, Д. В. Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями / Д. В. Тамаревская, Г. Я. Потапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7185/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ.

В наше время стратегии инклюзивного образования детей с особыми потребностями, когда дошкольникам с ограниченными возможностями для развития формируются дополнительные специализированные условия и предоставляется для усвоения образовательных программ дополнительная поддержка, стала первостоящей для многих цивилизованных стран мира, в число которых входит Россия.

Приобретение этими детьми качественного профессионального и общего образования является одним из неотъемлемых и основных условий для их эффективной социализации, позволяющим полноценно участвовать в жизни общества, эффективно самореализовываться в разнообразных видах социальной и профессиональной деятельности.

Основным направлением в работе дошкольного образовательного учреждения становится ориентир на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья включались в коллектив с обычно- развивающимися сверстниками и взрослыми, на правах «равных партнёров». В данном случае педагогический поиск состоит в поиске таких видов творчества или коммуникации, которые в дальнейшем станут интересными и доступными всем участникам группы. Воспитателю необходимо создать такие условия, при которых дошкольник сможет развиваться как самостоятельно, так и взаимодействуя с другими детьми. На занятиях упражнения и игры отбираются, учитывая индивидуальные программы обучения. При этом можно пропорционально сочетать коррекционные и развивающие подходы в обучении. Практика показывает, что дети, которые посещают инклюзивный детский сад, готовы к последующему благополучному включению в общество.

Главной задачей дошкольного учреждения, в котором реализуется инклюзивная практика, является предоставление условий для совместного образования и воспитания детей с различными психофизическими особенностями развития.

Образовательное учреждение, принимающее решение о применении инклюзивной практики, должно учитывать ряд условий:

– семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые готовы на посещение их детей детского сада;

– психологическая готовность коллектива и руководителя ДОУ к инклюзивной практике, которая включает в себя знакомство с главными целями, ценностями и методиками осуществления инклюзивной практики и их одобрение;

– наличие нужных специалистов, а именно: психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов, либо психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции;

– наличие необходимых условий для воспитания и обучения детей с ОВЗ, свободной для них;

– возможность повышения квалификации педагогов.

В настоящее время инклюзивное дошкольное образование основываются на нижеописанных принципах:

Принцип индивидуального подхода подразумевает выбор методов, форм и средств воспитания и обучения, учитывая индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка в группе. Индивидуальные программы развития детей складываются на диагностике его многофункционального состояния и подразумевает выработку персональной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активной деятельности дошкольника. Значимым условием благополучного инклюзивного образования считается предоставление условий для самостоятельной деятельности ребенка. Осуществление данного принципа помогает решить задачу формирования социально- активной личности, которая будет являться субъектом своего развития и социально- значимой деятельности. Если активность проявляется исключительно взрослыми, думая о том, что особенности его ребенка не позволяют ему проявлять свои возможности, формируется «выученная беспомощность» — явление, при котором ребенок ждет наружной инициативы, при которой сам остается пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его соучастников подразумевает создание условий, при которых достигается принятие и понимание друг друга, целью которого является достижение продуктивного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это интенсивное включение дошкольников, специалистов в области образования и родителей в совместную деятельность: коллективное планирование, проведение общих семинаров, мероприятий, праздников, с целью создания инклюзивного сообщества как модификации современного социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Многообразие личных характеристик дошкольников требует междисциплинарного и комплексного подхода к разработке и определению средств и методов обучения и воспитания. Специалисты (воспитатель, социальный педагог, педагог психолог, старший воспитатель, дефектолог), которые работают в группе, постоянно выполняют диагностику дошкольников, и в ходе обсуждения ими составляется образовательный план действий, как для отдельно каждого ребенка, так и в целом для группы.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения. Включая детей с ОВЗ в инклюзивную группу, подразумевает присутствие вариативной развивающей среды, т. е. нужных средств обучения, дидактических и развивающих пособий, вариативной методической базы обучения и воспитания, безбарьерной среды, и способность педагога использовать различные средства и методы работы как общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Педагогическая работа будет эффективной, в случае если ее поддержали родителями, если они им понятны и соответствуют потребностям семьи. Установление доверительных партнерских отношений с близкими или родителями ребенка, отношение с должным вниманием к запросам родителей, к тому, что нужно и важно для ребенка для их поддержки в данный момент времени на их взгляд- то, что является основной задачей специалиста ДОУ.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. С включением новых структурных специалистов, подразделений, развивающих средств и методов, — может изменятся модель детского сада.

Новые структурные подразделения открываются в ДОУ в соответствии с Положениями об организации деятельности службы ранней помощи, групп кратковременного пребывания, консультативного пункта, в том числе и сборников методических рекомендаций, рекомендательных писем. Принимая ребенка с особыми возможностями, каждое структурное подразделение проводит первичную консультацию, в процессе которой специалисты подразделений (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог и т. д.) проводят диагностику и составляют первоначальные рекомендации по конкретизации индивидуального образовательного маршрута и условий для адаптации ребенка. Детям с особыми возможностями здоровья, предоставляются образовательные услуги в каждом из подразделений, соответствуя их образовательным, индивидуальным маршрутом. Включение семьи является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Методами включения родителей могут стать мастер-классы, индивидуальные консультации (по желанию родителя), или семинары. В структурных подразделениях детского сада дети с ОВЗ могут находиться до школы или перейти в группу кратковременного пребывания по мере готовности, инклюзивную группу и т. д.

В заключении, можно сделать вывод, что инклюзивное образовательное пространство базируется на предоставлении детям с ОВЗ новых форм дошкольного образования. Детям, которые по той или иной причине не могут посещать полный день по режиму ДОУ, создаются дополнительные структурные подразделения. Детский сад выступает не только в роли организации, выполняющей образовательные функции, но и является основной областью жизнедеятельности детей. Наличие структурных подразделений дает возможность ДОУ менять образовательные формы, предоставлять выбор образовательных услуг, которые в свою очередь соответствуют запросам родителей и рекомендациям психолого- медико-педагогической комиссии.

Литература:

1 Боряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Боряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д Соколова. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

2 Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2-е изд., испр. и доп. — М., «Просвещение», 1973. — 175с.

3 Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта: Межвузовский сборник науч. трудов. [Те– М., 1986. — 108 с.

4 Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. дефект. фак-тов высш. пед. учеб. заведений. Рек. ученым советом / А. Р. Малер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с.

5 Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Малер, — М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 80 с.

Похожие статьи

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Похожие статьи

Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного дошкольного образования в Санкт-Петербурге на примере Калининского района. Актуальность статьи обусловлена наличием проблем в изучении и реализации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Возможности дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье произведен анализ современной системы образования детей с особыми образовательными потребностями в рамках дистанционной формы обучения.

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Задать вопрос