Развитие познавательных интересов у детей средствами авторской методики «Дары Фрёбеля» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Галкина, Е. М. Развитие познавательных интересов у детей средствами авторской методики «Дары Фрёбеля» / Е. М. Галкина, В. Н. Синицына, Л. А. Кирпичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7204/ (дата обращения: 05.12.2024).



Жизнь ребенка связана с игрой. Игра — это ведущая деятельность воспитанника в период дошкольного возраста. Достоинство данного вида деятельности для воспитанника детского сада, отмечали еще и педагоги наставники. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении детей, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.

Фридрих Фрёбель придумал свой персональный комплект учебных материалов, приспособленный к особенностям восприятия воспитанников. Комплект Фридрих назвал «дарами». В дары Фрёбеля входили разные предметы (форма, цвет, величина): шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Огромное значение в своей системе преподавателя выделял активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель говорил, что дошкольники лучше всего усваивают материал в практической деятельности, представленной в игровой форме. Во всех видах образовательной деятельности с детьми действие сопровождалось словами, которое позволяло ребенку осознать и закрепить материал. Так, например, педагог, демонстрируя предмет, обязательно называл сам предмет, его особенности, показывал возможные способы действия с ним. Весь процесс сопровождался песенкой, потешкой, прибауткой или стихотворением. В детском саду появился «Набор Фрёбеля», который дает возможность решать педагогические задачи средствами игровой деятельности, то есть делать с воспитанниками то, что они умеют и любят больше всего.

1 дар состоит из 7 тканевых мячиков на ниточке всех цветов радуги, а также мячей чёрного и белого цвета. Мячик держат за веревочку и показывают воспитаннику разные виды движений с ним: направо и налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Данный комплект помогает воспитанникам различать цвета и осваивать пространственные представления. Ребенок понимает, что мячик мягкий, безопасный, его можно сжать, разжать, и он опять примет первоначальную форму. На примере мячиков можно закрепить, цвета светофора или радуги.

2 дар состоит из деревянного шара, куба и цилиндра, одинаковых по размеру, с помощью которых воспитанник знакомится с формой и свойствами предмета. Используя данный набор, воспитанники могут проводить исследования: например, шар, как бы мы его не положили, всегда будет катиться; цилиндр может и скользить, и катиться, в зависимости от стороны, на которую его положили; куб всегда только скользит — у него равные квадратные стороны.

3 дар является продолжением 2 . С его помощью воспитанники знакомятся с понятиями целого и части: куб, с одной стороны, целый, а с другой стороны — состоит из многочисленных частей, разделённых на ещё более мелкие кубики.

4 дар — это куб, состоящий из маленьких параллелепипедов. Данный комплект можно применять для показа целостности и множественности мира, сравнения объема, формирования навыков конструирования.

5 дар — это большой куб, разделённый на 27 маленьких кубиков, 9 из них делятся на более мелкие части — 2 треугольные призмы. По мнению Фрёбеля, треугольник — самая простая фигура для воспитанника, но куб более понятен ребёнку, ведь именно из кубиков он создает свои первые постройки. Освоив куб, воспитанник переходит к знакомству с треугольником 5 дара ученого.

6 дар позволяет дошкольникам реализовать все свои конструкторские идеи и фантазии. Набор включает в себя 18 кирпичиков, 6 узких столбцов и 12 полукирпичиков.

7 дар является продолжением идей Фрёбеля — в наборе реализуется изображение о переходе от объемных к плоским фигурам. Здесь представлены 8 и 9 дары выполняют переход от плоских фигур к контурам. В 8 даре показаны палочки, а в 9 кольца и полукольца разного цвета и размера. Это позволяет разнообразить творчество воспитанника и умение придумывать различные забавные композиции.

9 дар — переход от контура к точке. Точку Фридрих рассматривает как основу конструирования, через которую можно познавать мир, создавать красивые образы. Возможно, это будут картины, которые дошкольники нарисуют кончиками пальцев.

Образующие навыки и умения конструирования, открывая перед воспитанниками мир геометрических тел и фигур. «Дары Фрёбеля» позволяют педагогу сформировать у детей координацию движения, познакомить с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева , выяснить понятие длины, ширины.

Комплект «Дары Фрёбеля» также включает в себя описание каждого модуля и методические рекомендации по всем пяти образовательным областям, рекомендованные игры с описанием цели, задач и хода проведения игровой деятельности. Таким образом, для начинающих воспитателей существенно облегчается подготовка к проведению игр и образовательной деятельности. Применение педагогом карточек с описанием игр также предполагает творческую модификацию игровых упражнений с учетом индивидуальных образовательных потребностей воспитанников.

Таким, образом, это методика полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Данный комплект легко применим, эстетичен, многофункционален, вариативен, сделан из экологически чистого продукта, те есть безопасен для реализации и применения воспитанником, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной, игровой, продуктивной, экспериментальной и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Игровой комплект «Дары Фрёбеля», появился в нашем детском саду сравнительно недавно, но уже можно сказать о положительной динамике формирования познавательных интересов дошкольников. Игры с «дарами» способствуют развитию детской любознательности, креативности и умению решать познавательные задачи.

Литература:

  1. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»: методические рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова. — М., 2014.
  2. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей. — Екатеринбург, 2005. — 248 с.
  3. Фрёбель Ф. Детский сад. — М., 1993.
  4. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения: пер. с нем. Я. Соколов. В 2 т. — М., 1993.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»

Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Использование игрового кейса «Лесной туесок» для познавательной активности детей раннего возраста

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»

Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики

Рефлексия развития познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна

Методическая разработка ООД для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в зимнем лесу» (познавательное развитие)

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Использование игрового кейса «Лесной туесок» для познавательной активности детей раннего возраста

Задать вопрос