Консультационный центр в детском саду как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет, не посещающими ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Головина, М. В. Консультационный центр в детском саду как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет, не посещающими ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) / М. В. Головина, Е. Ю. Марковникова, А. М. Гизатуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7227/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одной из важнейших целей государства последних десятилетий является повышение доступности дошкольного образования. Однако есть дети, не посещающие детский сад по ряду причин. Особенно это касается детей раннего возраста от 2 месяцев до 8 лет.

В связи с этим у родителей, в частности у молодых матерей и отцов, возникают вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием малыша. Сложности родителей в воспитании детей раннего возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью.

Конечно, мы не умаляем значение СМИ, Интернет-ресурсов, методических пособий и литературы в решении проблем недостатка знаний по вопросам воспитания и развития. Однако более качественную, полную, структурированную информацию на доступном языке родители могут получить у специалистов, непосредственно взаимодействующих с детьми. Этим и обусловлена необходимость Консультационного Центра на базе нашего детского сада.

Консультационный центр (в дальнейшем по тексту КЦ) на базе дошкольного образовательного учреждения является одной из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 2 месяцев до 8 лет, не посещающими детский сад.

Наш консультационный центр работает в соответствии с одним из главных принципов коррекционной педагогики — принципом ранней педагогической помощи, согласно которому раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии.

Основной целями нашего КЦ являются:

– обеспечение преемственности семейного и дошкольного (обеспечивающегося государством) обучения и воспитания;

– оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, в том числе ранняя диагностика отклонений в развитии.

Для достижения поставленных целей специалистами консультационного центра на базе МБДОУ 251 решаются следующие задачи:

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, в том числе по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

– помощь в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;

– содействие в преодолении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада;

– информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые оказывают квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями;

Консультационный центр на базе МБДОУ № 251 включает в себя следующих специалистов:

  1. Заведующий МБДОУ № 251. Обеспечивает организацию работы консультационного центра.
  2. Старший воспитатель:

– проконсультирует по вопросам развития, обучения детей дошкольного возраста;

– даст рекомендации по организации игровой деятельности.

  1. Учитель-логопед:

– проконсультирует по вопросам развития речи детей раннего возраста;

– проконсультирует родителей о путях и формах преодоления речевого несовершенства их ребенка;

– проведет с родителями просветительскую и разъяснительную работу о значении раннего коррекционного воздействия на речевой дефект у ребенка

  1. Инструктор по физической культуре:

– проконсультирует по вопросам физического воспитания детей;

– даст рекомендации по созданию условий для закаливания и оздоровления детей и профилактике различных отклонений в физическом развитии;

– проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания.

  1. Музыкальный руководитель:

– проконсультирует по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

– проконсультируют по вопросам формирования творческих способностей детей раннего возраста.

  1. Воспитатель:

– проконсультируют по вопросам развития, обучения и воспитания детей раннего возраста;

– даст рекомендации по организации различных видов детской деятельности, даст рекомендации по подготовке детей к посещению детского сада.

  1. Педагог-психолог:

– окажет психологическую поддержку семье и ребенку;

– проведет первичную диагностику психологического состояния ребенка;

– познакомит с эффективными методами и способами снятия эмоционального напряжения, а также с условиями организации гармоничной деятельности с детьми.

Для оказания помощи семье специалисты Консультационного центра могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведении диагностического исследования, организации наблюдения за детьми и др.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Отношение родителей (законных представителей) и специалистов Консультационного центра ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребёнка.

Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Развитие спортивной одарённости у детей старшего дошкольного возраста в рамках сетевого взаимодействия ДОО (из опыта работы инструкторов по физической культуре со спортивно одарёнными детьми)

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Развитие спортивной одарённости у детей старшего дошкольного возраста в рамках сетевого взаимодействия ДОО (из опыта работы инструкторов по физической культуре со спортивно одарёнными детьми)

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация виртуальных фотоконкурсов как демонстрация результатов деятельности по формированию основ здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Задать вопрос