Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной комбинированной группе на тему «Весенняя прогулка» (с элементами сенсорной интеграции)
Авторы: Симакова Светлана Владимировна, Кириенко Ольга Антоновна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 04.04.2022
Статья просмотрена: 178 раз
Библиографическое описание:
Симакова, С. В. Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной комбинированной группе на тему «Весенняя прогулка» (с элементами сенсорной интеграции) / С. В. Симакова, О. А. Кириенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7246/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель занятия: стимулирование сенсорного развития детей и компенсация сенсорных впечатлений.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
– формирование пространственных представлений через развитие схемы собственного тела;
– активизация экспрессивной речи.
Коррекционно-развивающая:
– развитие зрительного, тактильного, слухового анализаторов;
– межполушарное развитие головного мозга;
– развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитывающая:
– стимулирование функций программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (поведения);
– воспитание интереса, любознательности
Предварительная работа:
– чтение стихотворений о весне: А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», И. Токмакова «К нам весна шагает…», А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»;
– чтение рассказов о весне: Л. Толстой «Весна», К. Паустовский «Весна», К. Ушинский «Четыре желания»;
– прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Подснежник», рассматривание картины «Ранняя весна» И. Левитан;
– наблюдение примет весны с воспитателем во время прогулки.
Оборудование и материалы: планкарта, пустая большая сумка — коробка, массажный коврик, разноцветные следы, разноцветные прищепки, массажные мячики «Су-Джок», зеркало, игрушка зайчика, ёжик, веточки берёзы, тополя, ясеня, ковролин, геометрические фигуры, аппарат для изготовления сладкой ваты, музыкальный центр.
Методы и приёмы: словесный (вопрос, ответ, беседа, пояснение), практический (работа с инструкциями, алгоритмом), эвристический, мотивационный (создание проблемных ситуаций).
Ход занятия:
1 часть (организационный момент 5 минут)
Задача: установление контакта, повышение тонуса и активизация энергетического потенциала воспитанников на занятии.
Дети входят в группу, встают в круг, педагог предлагает детям выполнить упражнение «Приветственные хлопки». Правая ручка ребенка — хлопает по правой руке взрослого, левая — по левой, затем обеими руками. Звук должен быть звонким.
(Звучит аудиозапись П. Чайковского «Подснежник»)
Педагог: Ребята, что вы представляли себе, когда слушали музыку? ( Ответы детей ). Я тоже представила себе весну. А какое время года у вас за окошком? Вчера ещё была зима, а сегодня за окном весна: тает снег, с крыш свисают сосульки и падают. Давайте назовём с вами приметы весны, социо — игра «Волшебная веточка».
Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А на чём можно путешествовать? (ответы детей). Я приглашаю вас в весеннее путешествие и предлагаю прогуляться пешком, посмотрите, как ярко светит солнышко, давайте подарим друг другу хорошее настроение для путешествия (Упражнение «Солнышко». Делимся хорошим настроением друг с другом, рисуем на каждой ладошке по солнышку). А ещё весной воздух чистый, свежий, по утрам морозный , подышим чистым воздухом?
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик». «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух — ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Педагог: Посмотрите, кто — то нам оставил необычную карту и сумку — коробку, как вы думаете для чего (собирать в неё всё, что увидим интересного, полезного и принесём в детский сад). А начинаем мы своё путешествие используя необычную карту (ориентир- следы — идём по следам и по волшебной дорожке (массажные коврики). ( Кладём следы и коврик в сумку).
Педагог: Не будем терять время даром и смотрим опять в карту, осмотрите налево, направо видите подсказку? (Ответы детей).
2 часть (основная 15 минут).
Задача: через работу зрительного, слухового и тактильного анализатора развивать ориентацию в пространстве и произвольное внимание
Игра: «Бросай-лови»
Цель игры: развитие координации движений, внимания и скорости реакции, умение работать в команде.
Материал: стаканчики бумажные, мыльные пузыри.
Подготовка к игре: дети держат стаканчики в руках, разошлись по всей группе
Правила безопасности: по ходу движения ребенка не должно быть препятствий.
Содержание:
Вариант 1. По сигналу педагога «начинай» ребенок пускает мыльные пузыри. При этом дети считают, сколько раз сумеют поймать пузырей (инструкция поймать 1, потом 2, 3 мыльных пузыря)
Вариант 2. По сигналу педагога «начинай» ребенок пускает мыльные пузыри, и ловит указательным пальцем.
Игра — эксперимент: «Изготовление сладкой ваты»
Педагог: Весной просыпается не только природа, но и животные, вот и маленький колючий ёжик с нашей карты оставил для нас свои колючие подарочки, предлагаю с ними поиграть.
Пальчиковая игра «Ежик » (с Су-Джоком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
«Ежик, Ежик, хитрый еж,
на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су-Джок между ладонями)».
Педагог: А что ребята, берём с собой маленьких ёжиков? Мы с вами пришли на полянку, предлагаю присесть и немного отдохнуть (дети садятся на стулья)
Упражнение «Расположение предметов» (работа на ковролине)
Ребенку предлагается расположить предметы определенного цвета по инструкции (справа- красная фигура, внизу — зеленая фигура, влево внизу, между, сбоку от, над и т. д.).
Упражнение «Разноцветные прищепки»
На одежду ребенка прицепляют разноцветные прищепки. Затем как можно быстрее, ребенок должен их снять. По инструкции нужно снять сначала прищепки одного цвета, потом другого; пластмассовые прищепки, а потом деревянные.
3 этап (заключительный 5 минут)
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, проснулся не только ёжик, но и зайчиха с зайчонком вышли из леса на солнышке погреться, как вы думаете почему на нашей карте зайчик и солнышко вместе, может это нам подсказка? (ответы детей). Давайте и мы немного отдохнём и поиграем с солнечным зайчиком, вот и полянка (дети легли на ковёр)
Релаксация «Солнечный зайчик».
«Пусть каждый представит себе, что на макушке у него сидит хорошенький, пушистенький солнечный зайчик. Мягкими солнечными лапками он гладит тебя по волосам. Улыбнись солнечному зайчику! А зайчик посидел немного на макушке и побежал на своих солнечных мягоньких лапках дальше. Посидел на лбу, пощекотал носик, дотронулся до щёчек и прыгнул на подбородочек! Погладь зайчика, который удобно устроился у тебя на подбородке! Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть! Подружись с солнечным зайчиком! Вот и замечательно! Солнечный зайчик тоже рад дружбе с тобой! А теперь солнечный зайчик прыгнул на правую ручку — пробежался от пальчиков до плеча и обратно. Перепрыгнул на левую — пробежался от пальчиков до плеча и обратно. Перепрыгнул на живот. А с живота на ноги.
Пробежался по правой ноге, пробежался по левой, перепрыгнул на пяточки и пощекотал их. Затем солнечный зайчик отправляется в обратный путь — прыгнул на животик, на подбородочек и устроился удобно на макушке. Мягкими солнечными лапками он гладит тебя по волосам. Это он так прощается с тобой. Попрощался и прыгнул к себе домой — на солнышко! Солнечный зайчик — твой друг, он всегда придёт к тебе, когда ты его позовёшь!» Теперь откройте глаза, медленно потянитесь и улыбнитесь друг другу.
Педагог: Ребята, в какое путешествие мы сегодня с вами совершили? (Ответы детей). Что первое мы с вами сегодня увидели? Что мы набрали в свою сумку-коробку? (всё что набрали в сумку- коробку используем для развивающей предметно — пространственной среды по сенсорной интеграции, размещаем в разные развивающие уголки группы для дальнейшего использования).
Ритуал прощания «Мыльный пузырь». Взявшись за руки, «надуваем» пузырь, затем громко лопаем (хлопаем в ладоши).
«Надуваем мы пузырь, чтоб большой он был,
Раз, два, три, четыре, пять –
громко хлопнул он у нас!».
Литература:
- Айрес Э. Д. «Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем»- М.: Теревинф, 2009г.
- Лынская М. И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно — интегративной логотерапии» — М.:ЛОГОМАГ, 2015г
- Интернет- ресурсы: https://www.prodlenka. «Пальчиковые игры с Су-Джок массажёрами»