Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Тихомирова Надежда Алексеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 02.04.2022
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Тихомирова, Н. А. Волшебная сила искусства как средство коррекции развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7252/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова : ребенок, ранний возраст, окружающий мир, игра, сказка.
Дети домов ребенка первых лет жизни в отличие от детей, проживающих в семье, испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности, которая доминирует вплоть до конца дошкольного возраста. Для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству с взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании. Поведение семейных детей более свободно и эмоционально насыщенно. И. А. Залысина и Е. О. Смирнова утверждают [4], что семейные дети получают больше внимания со стороны взрослого, которое индивидуально адресовано (личностная обращенность), в то время как дети из закрытых учреждений испытывают на себе частую смену ухаживающего за ними персонала (множественность привязанностей); контакты с взрослыми в семье эмоционально более разнообразны; мягкое, терпеливое отношение к ребенку в семье сильно отличается от жестко регламентированного детского поведения в учреждении. Основным отличием детей, воспитывающихся вне семьи, А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых считают недостаточность развития внутреннего плана личности. Воспитанники детских домов реже смеются, их движения скованны и маловыразительны, беднее словарный запас, проще и однообразнее грамматический состав речи, гораздо меньше оценочных суждений. У таких детей не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими, но и развиваются принципиально иные механизмы, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям. Это происходит как вследствие утраты ранних эмоциональных связей с родным человеком, так и вследствие того, что жизнь в детском закрытом учреждении не требует от ребенка выполнения тех функций, которыми наделены дети в обычной жизни.
В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее возникновение общения между детьми — уже на первом году жизни. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных малышей имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети неспособны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны и поспешны.
У детей, отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении с взрослым и сверстником.
При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, дети избегают эмоционального контакта.
Личностный, деловой, познавательный аспекты при общении слабо развиты, средства коммуникации обеднены и сужены. Низкий уровень развития общения со взрослым, примитивные по содержанию личностные контакты, ограниченное овладение бытовыми навыками, привязанное к конкретной ситуации деловое сотрудничество, отсутствие старшего партнера по познавательной деятельности — все это не требует от детей из дома ребенка точных и сложных коммуникативных средств, таких, как вербальные. В этих условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми. Но жизнь детей в закрытом детском учреждении, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого, требует от них понимания речи. Оно возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Это приводит к значительному временному разрыву между возникновением понимания речи и моментом активного овладения ею.
Проект «Волшебная сила искусства» включает коррекционную работу с детьми 3-го года жизни в условиях дома ребёнка.
Главной направленностью проекта стала: компенсация различных отклонений в развитии детей раннего возраста c использованием средств художественно-эстетического воздействия.
Именно элементы театрализованной деятельности, художественное слово и музыка, способны вызывать яркий эмоциональный отклик у детей раннего возраста, создавать эмоциональный фон, помогающий детям реализовать свои потребности в общении с окружающим миром. А в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, это становится непременным условием организации коррекционной деятельности.
Актуальность проблемы:
– преодоление негативного воздействия условий закрытого учреждения на развитие детей раннего возраста;
– коррекционная помощь детям, имеющим нарушения в развитии;
– социальная адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка;
– создание условий для формирования позитивного отношения к окружающему.
Такие проблемы вызваны большей частью недостатком опыта взаимодействия детей раннего возраста в условиях дома ребёнка с окружающим миром. Именно поэтому проект Волшебная сила искусства направлен на обогащение впечатлений о событиях и явлениях окружающей жизни. А, самое главное, в играх и совместной деятельности даёт возможность каждому ребёнку не только познакомиться, но и реализовать свои интересы и возможности в различных бытовых и игровых ситуациях.
Условия организации
– взаимодействие специалистов: педагоги группы и музыкальный руководитель;
– комплексное планирование с учётом возрастных и физиологических особенностей детей 3-го года жизни;
– использование элементов коррекционных технологий;
– создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка в процессе игровых действий.
Планирование работы обозначило 4 направления :
- «В гостях у сказки»;
- «Творческая мастерская»;
- «Прекрасный образ» — ряжение;
- «Мир контрастов».
Каждое из направлений курирует один из педагогов группы.
Комплексное планирование включает тематику, содержание, организацию работы с детьми.
Организация в основном представляет собой совместную деятельность, в которой участвуют воспитатель, музыкальный руководитель и воспитанники группы. Причём совместное участие педагогов даёт широкие возможности. Как для демонстрации различных вариантов, что помогает привлекать внимание и удерживать интерес детей. Так и организации помощи в сотрудничестве с детьми, что даёт возможность индивидуального подхода с учётом возможностей каждого ребёнка.
Особое внимание было отведено использованию игрового оборудования, демонстрационного материала, что помогало создавать естественные условия совместной деятельности, обогащать сенсорный опыт детей, расширять их представления об окружающем.
Уже с первых встреч стало понятно, что такая работа вызывает у детей большой интерес, необычные яркие эмоции. Самостоятельное участие требовало от детей не только применения уже имеющихся навыков, но и проявления целеустремлённости, настойчивости, инициативности.
Важным было то, что дети преображали полученные знания, используя их в повседневной жизни, в отношениях со сверстниками, в свободных играх.
Такие попытки содержали в основном копирование действий, но это были личные проявления, а, значит, помогали ребёнку осознать свои желания, создавать свои отношения с окружающим миром.
1 направление: «В гостях у сказки».
Направленность: приобщение детей к познанию окружающего мира посредством использования сказки.
Использование сказки способствует:
– снятию эмоционально-мышечного напряжения;
– снижению импульсивности и тревоги;
– развитие коммуникативных качеств.
Дети, воспитывающиеся в условиях закрытых учреждений, реже смеются, движения их скованны и маловыразительны, ограничен словарный запас, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, вызывают разнообразные эмоции. Проект ««В гостях у сказки» состоит из разделов. Проводится в форме развлечения, как дополнение к основным занятиям.
В разделе «Театр игрушки» подбор потешек и стихов происходит по названию игрушки. При общении с игрушками делается акцент не на знакомство с их строением и функцией, как на занятиях, а на эмоционально — чувственное переживание. Такие действия с игрушкой, как укачивание поглаживание напевание при этом песенки дети переносят в игру, делая это с мамой, наши дети этого лишены, поэтому на этих развлечениях мы пытаемся это показать на игрушках. Подбираются стихи и потешки разной эмоциональной окраски. Используем игрушки с одним названием, но разные по фактуре, внешнему виду, это способствует тому что, дети долго не утомляются, особенно легче удерживается внимание гиперактивных детей.
В разделе «Кукольный театр» используем русские народные сказки.
Сказка — самое эффективное средство общения с детьми, в ней собраны всевозможные жизненные ситуации и способы их решения. Именно через сказку малыш начинает познавать мир. Это очень важно для наших детей, окружающий мир которых ограничен. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре, зле, дружбе, и в доступной форме объясняет малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Дети, живущие в семье, видят взаимоотношения взрослых людей, детей со взрослым, и с животными, просто, гуляя с родителями на улице, посещая гостей.
Сказка способствует развитию эмоциональной сферы детей. У наших детей существует недостаточность развития высших эмоций — радости, горя, сопереживания. Эмоциональный фон, который создается при чтении, смена голосов, персонажей, отражение в лице ведущего эмоциональных состояний способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые испытывает при прослушивании. Сказка с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний, а с другой стороны сохраняет способность видеть происходящее «извне». Используем схему «вижу — слышу — действую», т. е. проведение театрализованного представления с вовлечением маленького зрителя в процесс действия. Через игрушку ребенок проявляет те эмоции, которые по каким-либо причинам не может себе позволить. По ходу действия задаем малышу вопросы, просим помощи, предлагаем в конце игрушки, которые использовались в представлении. Тем самым подкрепляем полученный опыт. Благодаря этому, у детей идет эмоциональный отклик на происходящее событие.
Еще один момент в работе — это использование «ритуала вхождения» На стол ставим «волшебную лампу», которая горит на протяжении всего действия. В домашних условиях мама вечером рассказывает сказку, включая настольную лампу. И ребенок уже привыкает к этому ритуалу. В нашем случае дети тоже начинают ассоциировать лампу со сказками.
2 направление: «Творческая мастерская».
Направленность: расширение возможности социальной адаптации детей раннего возрастапосредством использования бытовых ситуаций в игровой форме.
«Творческая мастерская» реализуется с помощью:
– знакомство с бытовыми ситуациями;
– использование нетрадиционных форм;
– воздействия на личностные качества и навыки взаимодействия в коллективе.
На протяжении 4-х недель каждого месяца мы использовали различные игры-упражнения:
– Макияж,
– Цветные лоскуты,
– Игры с водой,
– Бытовой и природный материал.
Макияж — это своего рода игровая терапия, с помощью которой можно помочь ребенку. Замкнутого ребенка раскрепостить, нарисовав на его лице улыбку, гиперактивного малыша наоборот успокоить, предав ему грустный образ. Можно нарисовать на лице мордочку кошечки, собачки и попросить ребенка помяукать или зарычать как собачка.
С помощью цветных лоскутков развиваем творческие способности ребенка. В первой игре знакомим с «Волшебным сундучком», в котором находятся лоскутки различного размера, цвета и фактуры. С лоскутками можно поиграть, собрав из них какой-либо предмет: солнышко, кораблик, паровозик.
Игры с водой развивают координацию движения рук, развивают зрительно-двигательную реакцию, знакомят с качеством и свойством.
Природный материал — расширяет представление об окружающем мире; упаковка — различного цвета бумага, в которую можно завернуть предмет и подарить другу, а развернув, увидеть, что там; игра с бумагой — самолетики, лодочки, шапочки; игры с бусинками разных цветов и геометрических форм, бусами.
Дети овладевают социально — бытовыми навыками наблюдая за поведением взрослых и других детей дома, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. У детей в Детском доме таких возможностей мало. Отстаивая свою самостоятельность, стремясь поскорее добиться желаемого результата или похвалы близких, он осваивает навыки самообслуживания, стараясь сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Наша задача: показать, дать ребенку самостоятельно попробовать свои силы, самоутвердиться и получить похвалу со стороны взрослого. Этот проект помогает нам уделить больше внимания в этой сфере.
В своих игровых упражнениях мы знакомим детей с шитьем, показывая то, что фартучек можно сшить и надеть, как и многие другие вещи; как ухаживать и играть с куклой (гигиенические навыки);
Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. Дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.
3 направление: «Прекрасный образ» — ряжение.
Направленность: создание условий для формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка через элементы театрализованной игры.
Особенности направления:
– возможность самостоятельного выбора;
– создание «ситуации успеха»;
– формирование навыка творческого сотрудничества.
« Прекрасный образ » — само название, предполагает, что это игры с переодеванием, изменением внешности и в некоторых случаях и поведения. И это действительно так — это игры по созданию образов с элементами ряженья и грима. Фантазия, придумывания новых образов, подражание очень важно для интеллектуального развития ребенка. Творчество очень полезно для гармоничного развития ребенка, оно помогает ему проявлять эмоции, а также заниматься самовыражением.
Цель этих игр — развитие творческой активности детей. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия с взрослым.
В играх с элементами ряженья и переодевания ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, имитируя образы животных, людей, импровизируя и разыгрывая сюжет без предварительной подготовки.
Во всех играх дидактических, сюжетно-ролевых присутствуют какие — либо правила, в этих играх взрослые стараются не навязывать никаких правил, а просто увлеченно совместно с детьми творить и выдумывать. Это своего рода открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым.
Дети в играх с перевоплощением учатся самостоятельно делать выбор, что особенно важно для детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. В самом начале цикла занятий у малышей в выборе образа и атрибутов прослеживался некий стереотип: выступал ребенок на празднике в костюме зайчика, то этот же костюм и выбирал, а затем дети стали более раскрепощенными, старались подражать разным животным, порой даже в костюмах присутствовали элементы нескольких животных. Подражание имеет большое значение в развитии личности ребёнка. Через подражание и взаимодействие малыш открывает для себя окружающий мир. Ребенок не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире.
Малыш, играя, подражает и тем самым общается и взаимодействует со взрослыми и детьми. При проведении игры взрослые включали свои актёрские способности, старались выразительно проговаривать стихи и проигрывать сценки с соответствующими интонациями и мимикой. У детей была возможность увидеть контрастных героев (кошка и мышка, солнышко и тучка).
В результате, в процессе ряжения и обыгрывания, малыши стали более общительны, эмоционально отзывчивы, более охотно принимали участие в играх с имитацией движения животных и птиц, звукоподражанием их голосам, дети стали соотносить слова с движениями. Все эти игры ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
4 направление: «Мир контрастов».
Направленность: формирование навыков взаимодействия с окружающим миром детей раннего возраста на основе эмоционально-личностных проявлений с использованием сенсорных эталонов.
Использование «Мира контрастов» способствует: развитию восприятия и формированию представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
«Мир контрастов» очень велик и многообразен. Приобщение детей осуществляется в процессе игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой, дети познают их свойства, осваивают обследовательские действия, находят сходство и различие предметов по свойствам. Играя с мозаикой и конструктором, дети овладевают умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер.
С помощью музыки учатся плавности движений, расслаблению, ощущению своего тела в пространстве.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. и др. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 256с.
- Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. — СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 256с.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 80с.
- Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64с.
- Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учеб.для студентов вузов, обусающихся по специальности 050714 — олигофренопедагогика/ Е. А. Стребелева. — М.: ПАРАДИГМА, 2012. — 256 с.: ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).
Похожие статьи
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.
Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет
В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...
Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи
В статье авторы делятся практическим опытом, наработкой. Рассказывают о важности театрализации в коррекции речевого развития у детей с нарушением речи.
Похожие статьи
Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание духовно-нравственных качеств у ребенка-дошкольника средствами искусства
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами искусства.
Театрализованная игра как средство развития художественно-творческих способностей детей 6–7 лет
В данной статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие ребенка 6–7 лет. Государство и современное общество нуждается в творческих личностях, поэтому педагоги ставят перед собой задачу- определение и развитие тв...
Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи
В статье авторы делятся практическим опытом, наработкой. Рассказывают о важности театрализации в коррекции речевого развития у детей с нарушением речи.