Формирование звуковой культуры речи у дошкольников
Авторы: Галкина Ирина Александровна, Тепер Евгения Моншановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 28.04.2022
Статья просмотрена: 650 раз
Библиографическое описание:
Галкина, И. А. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников / И. А. Галкина, Е. М. Тепер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7222/ (дата обращения: 16.11.2024).
Звуковая культура речи — понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
Работу по формированию звуковой культуры речи нужно вести в следующих направлениях:
– развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
– развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
Формирование звуковой культуры речи — это главная задача начального развития речи детей дошкольного возраста [1]. Правильное произношение звуков, слов, предложений формирует культуру речепроизношения ребёнка, фонетическую, орфоэпическую структуру речи. Формирует выразительную, чёткую дикцию, умение подчёркивать эмоции мимикой и жестами. Так же формирует культуру речевых навыков при разговоре.
Задачи и содержание работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников
Воспитывая у ребёнка культуру речевого общения, педагог ДОО ставит задачу: развития у детей правильности звукопроизношения, правильности произношения слов по языковым нормам; умение контролировать воспроизведение слов и фраз по тембру (громко, тихо); умение выдерживать темп произношения слов и фраз, правильность дыхания при произношении, правильность интонации; развитие слухового и речевого внимания.
Основными направлениями реализации поставленных задач является: умение ребёнком воспринимать речь (фонетический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи); формирование речедвигательного аппарата (артикуляция, голос, дыхание); умение произносить звуки, слова, предложения четко, формировать правильную дикцию ребёнка.
На этапах решения задач формирования звуковой культуры речи необходимо учитывать возрастные особенности детей. У младших дошкольников необходимо развивать правильное произношение звуков, развивать речевой слух. У старших дошкольников уделять внимание чёткости дикции, интонации, выразительности и фонетики [2].
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится постоянно: специальные коррекционные занятия: музыкальные занятия (пение, ритмика, слух, дыхание, темп); речевая гимнастика во время прогулки; в процессе прихода детей в детский сад и ухода домой (педагог проговаривает с детьми все действия); во время приёма пищи и подготовки детей ко сну так же проговариваются все действия; в процессе других режимных моментов.
Занятия по формированию звуковой культуры речи проводятся как в общем порядке со всеми детьми, так и с отдельными группами детей или индивидуально с каждым ребёнком [3]. Педагог обязан воспитать у всех детей умение воспринимать и произносить все стороны речи.
Педагог сам должен обладать культурой речи в постоянном контакте с ребёнком, организовывать и проводить речевые игры, рекомендовать эти действия родителям. Все эти мероприятия работают на успешное развитие правильной устной речи у дошкольников [4].
Большое подспорье в развитие правильной устной речи дошкольника оказывают: подвижные, сюжетно-ролевые игры, комментируемые словами, разучивания детьми потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, пересказ сказок, рассказов. Все эти мероприятия сопровождаются демонстративно — наглядным материалом [5].
На подготовительном этапе формирования звуковой культуры речи необходимо у детей раннего дошкольного возраста и детей с проблемами в произношении звуков большое внимание уделять развитию артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика — это набор совокупность специальных упражнений направленных на укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе, с целью выработки полноценных движений этих органов [6].
О. И. Соловьева в определении основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи отмечает, что «Перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания выразительности детской речи [7]».
Формируя звуковую культуру речи, не стоит зацикливаться исключительно на произношении звуков. Одновременно с вырабатыванием правильности произношения детьми всех звуков родного языка воспитатель учит детей правильному речевому дыханию, четкому произнесению слов, а также интонационно-выразительному произнесению целых фраз. Педагог, работая над формированием звуковой культуры речи у дошкольников, использует логопедические приёмы, так же, как логопед кроме исправления речи занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
При формировании звуковой культуры речи ребёнка необходима тесная работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на важность правильного произношения звуков и оборотов речи ребёнка и научить родителей в домашних условиях на постоянной основе разговаривать с ребёнком, проговаривая все бытовые действия, таким образом, воспитание звуковой культуры речи будет охватывать все детской деятельности, как в детском саду, так и в домашней обстановке.
Только при тесной и постоянной работе ДОО и родителей будут комплексно решены задачи формирования звуковой культуры речи у дошкольника: развитие восприятия речи; развития артикуляционного и голосового аппарата; формирование произносительной стороны речи. Все эти навыки пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни.
Групповой уголок по звуковой культуре речи.
- Игры для развития плавного контролируемого выдоха: «ветрячки», трубочки, комочки ваты, мыльные пузыри, свистульки и т. д., т.п.
- Игры для развития мелкой моторики: мозаика, трафареты (листы бумаги, карандаши), резиновые мячики-«ёжики», шнуровки, мягкие пазлы, прищепки, «тактильные кубики», и т. д., т.п.
- Игры для развития фонематического слуха и восприятия: непрозрачные баночки с различным наполнением, варианты ритмических рисунков (- — ***/ — ** -), различные речевые игры, типа «Подбери рифму», «Назови первый звук» (начинать с ударных гласных) и т. д., т.п.
- Логопедическое лото по возрасту, дидактические игры.
- Комплекс артикуляционной гимнастики, например «Артстадион».
- Серии картинок для автоматизации и дифференциации звуков:
втор.мл.- а,у,и,о,э, п-б-т-д-к-г, ф-в, с, з, ц;
сред.- с, с-сь, з, з-зь, ц, с-ц, ц-т;
стар.- ш, ж, ш-ж, с-ш, з-ж, щ, ч, ч-т-ть,;
подг.- ц-ч-щ, л, ль, р, рь, р-л, рь-ль.
Свистящие звуки |
|
органы арт-ции |
Базовые положения и движения |
язык |
«горочкой», кончик языка упирается в нижние зубы |
зубы |
«заборчиком» |
губы |
в улыбке |
вдох носом |
выдох — сильная холодная струя воздуха проходит по желобку языка |
Шипящие звуки |
|
органы арт-ции |
Базовые положения и движения |
язык |
«чашечкой» |
зубы |
«заборчиком», небольшой щелью |
губы |
«бубликом» |
вдох носом |
выдох — сильная теплая струя воздуха проходит между зубами (щёки не надувать) |
Звук [Л] |
|
органы арт-ции |
Базовые положения и движения |
язык |
Отталкивается от бугорочков за верхними зубами (при постановке кончик языка можно прикусывать) |
рот |
приоткрыт |
губы |
в улыбке |
Звук [Р] |
|
органы арт-ции |
Базовые положения и движения |
язык |
Широкий язык становится на бугорки за верхними зубами |
рот |
открыт |
вдох носом |
выдох — с силой дуем на язык, вызывая вибрацию |
Памятка педагогам.
Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
- Подготовительный этап (уточнение движений органов артикуляционного аппарата)
- Этап появления звука (уточнение звука или его вызывания по подражанию, фиксируя внимания ребенка на звучание и артикуляцию)
- Этап усвоения звука и правильного произношения в речи (звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах)
Литература:
1. Афанасьева, Л. И. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] // Развитие речи и речевого общения дошкольников [Текст] / Л. И. Афанасьева. // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 2. — 78с.
2. Антонова, Е. С. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. — 2015. — № 3. — 35с.
3. Алексеевская, А. Т. Формирование читательского интереса у дошкольников [Текст] / А. Т. Алексеевская. — М.: «Академия», 2018.-18 с.
4. Астафьева, О. В. Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля дошкольника [Текст] / О. В. Афанасьева // Всероссийская интернет конференция. — 2019. — № 5. –26 С.
5. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: «Академия», 2012. — 300 с.
6. Айзерман, А. С. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А. С. Азйзерман // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 7. — 27с.
7. Годовикова, Д. С. Как изменить детскую любознательность [Текст] / Д. С. Годовникова // Начальная школа плюс до и после. — 2015. — № 10. — 66с.