Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет посредством аппликации марийского орнамента с использованием нетрадиционных форм работы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Толстоухова, Т. А. Развитие мелкой моторики рук детей 5–6 лет посредством аппликации марийского орнамента с использованием нетрадиционных форм работы / Т. А. Толстоухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7264/ (дата обращения: 20.12.2024).



Истоки способностей и дарований детей — в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее .

В. В. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: в связи с развитием познавательных способностей; речи; движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Данным вопросом занимались такие известные ученые, как М. М. Кольцова. Проведенные ею исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. П. Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия.

Аппликация тесно взаимосвязана с развитием мелкой моторики рук и весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

В условиях культурного многообразия, которое для России представляет несомненную ценность, наиболее оптимальным подходом в области воспитания подрастающего поколения является ознакомление детей с народной культурой. Знакомство с культурным наследием своего народа, освоение народной культуры «…начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране- к ее истории, ее прошлому и настоящему, так затем ко всему человечеству, ко всей человеческой культуре.

Знакомство с традициями, обычаями и культурой народа мари лучше начинать с дошкольного возраста. Марийцы, как и все народы России, издавна занимались художественной обработкой дерева, металла, камня, кости, а также вышивкой, кружевоплетением, пуховязанием, узорным ткачеством, кожевенным, ваяльным производством. Мастера вручную, с применением простейших приспособлений изготавливали из различных материалов посуду и утварь, орудия труда и одежду, украшения, обувь, детские игрушки, предметы конской упряжи и музыкальные инструменты.

Вышивка являлась самым распространенным и развитым видом народного творчества мари. Она ярко и многогранно отражает художественную культуру марийского народа, поражает разнообразием техник исполнения, изобретательностью, фантазией вышивальщиц. По обычаю в марийских семьях этому трудоемкому, но увлекательному виду творчества девочку начинали обучать с самых сложных элементов орнамента. Орнамент — это устойчивое явление и он обычно отражает различные исторические эпохи. Народный орнамент является историческим источником и относительно устойчивым компонентом художественной культуры.

Первоначально каждый орнаментальный мотив отражал символ. Со временем значение того или иного мотива забывалось, хотя часть их сохранила свои названия.

Орнамент марийской вышивки неоднороден. Он состоит из геометрических и растительных элементов, мотивов зооморфного происхождения. Все три вида образованы обычно прямыми ломаными линиями в вертикальной и горизонтальной симметрии. Из всех видов преобладающим и наиболее разработанным является геометрический орнамент, который могут повторить дети старшего дошкольного возраста.

Геометрический орнамент марийской вышивки отличается большим разнообразием рисунков и складывается обычно из определенной системы орнаментальных форм. Это в основном комбинации геометрических фигур прямоугольных начертаний (ромбы, квадраты, углы, полосы, кресты) и ломаных линий, реже кругов, овалов и сложных фигур. Они повторяются довольно часто в различных вариациях. Все эти геометрические фигуры знакомы детям старшего дошкольного возраста, они умеют их, и рисовать и вырезать

Задавшись вопросом, о том, как же можно продолжать работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста без отрыва от знакомства с марийской культурой я остановила свой выбор на аппликации марийского орнамента, а для большей заинтересованности детей использовала нетрадиционные формы работы.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном возрасте — один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников старшего возраста. Материалы для выполнения нетрадиционных форм аппликации могут быть самыми различными: изолента, фасоль, манная крупа, пластилин, бумага, конфетти, приемы «обратной аппликации», мозаика, шарики из фольги и многое другое.

На занятиях можно использовать различные способы учебной деятельности. Это и индивидуальная работа над творческими заданиями, работа в группах над коллективными композиционными работами. Обучающиеся на занятиях овладевают различными видами нетрадиционных форм аппликации, а также знакомятся с марийским орнаментом. По окончанию учебной деятельности обучающиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки: передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета; делать по наблюдению и с образца выполнять заготовку отдельных предметов; изготавливать сувениры, открытки, поделки, панно, передавая характерные особенности декоративного направления; работать в технике аппликации, пользуясь необходимыми инструментами; участвовать в групповой работе при создании коллективного панно; анализировать свою работу, работу товарищей; знание названий основных марийских орнаментов, их значение; умение составлять узор из геометрических фигур.

Детям любого возраста нравится возиться с песком, крупами, пластилином. Им нравиться мять, рвать, лепить, вырезать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу? А если к тому же они делают это все вместе с вами, им это доставляет несказанное удовольствие!

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2–7 лет при реализации парцианальной программы «Цветные ладошки»

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами объемной аппликации

Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Художественное воспитание, обучение и развитие детей 2–7 лет при реализации парцианальной программы «Цветные ладошки»

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

Задать вопрос