Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Авторы: Кожина Нина Николаевна, Демина Екатерина Юрьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 13.04.2022
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Кожина, Н. Н. Групповые мини-праздники в системе коррекционно-образовательного процесса компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста / Н. Н. Кожина, Е. Ю. Демина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7277/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы рассматривают проведение групповых мини-праздников в компенсирующих группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, как новую форму бинарной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, способствующую формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, деятельность, обучение, праздник, тяжелые нарушения речи.
Изменения современной жизни общества требуют формирования личности, которая будет адекватно на них реагировать, возлагать на себя ответственность за принимаемые решения, использовать ранее приобретенные знания и опыт в новых жизненных ситуациях. То есть личности, владеющей социально-коммуникативной компетентностью [1,5]. Формирование такой личности происходит в системе непрерывного образования, первой ступенью которого является дошкольное обучение и воспитание.
Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В комбинированных и специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально компенсировать их особые возможности здоровья (ОВЗ), преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.
Именно успешная социализация лиц с ОВЗ, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи, является одной из приоритетных задач обучения. Данная задача в рамках ФГОС дошкольного образования осуществляется путем реализации деятельностного подхода, что и обеспечивает придание результатам образования личностного, социально значимого характера [4].
Современные условия требуют новых форм взаимодействия между педагогами и воспитанниками; педагогами и родителями; логопедом и воспитателями в группе. В школьных образовательных организациях становится популярным проведение бинарных занятий, как реализации межпредметных связей и интеграции школьных предметов [2]. В дошкольных учреждениях бинарность осуществляется путем интеграции образовательных областей в различных видах и формах образовательной деятельности. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР такие бинарные виды деятельности могут реализовывать совместно два воспитателя, и воспитатель с учителем-логопедом. В первом случае это будет интеграция общеобразовательных областей. Во втором интеграция коррекционной и образовательной деятельности.
Одной из бинарных форм деятельности в нашей группе стало традиционное проведение мини-праздников. В отличии от праздничных мероприятий для родителей (утренников) – это развлечения для детей, которые не подменяют собой утренники, познавательные шоу, мероприятия с аниматорами или комплексные занятия, а являются самостоятельным видом совместной деятельности с детьми всех педагогов группы. Отличительные особенности данных видов деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение групповых мини-праздников с похожими видами деятельности в дошкольном учреждении
Вид деятельности |
Групповой мини праздник |
Традиционный праздник «утренник» |
Познавательное шоу |
Развлечение с аниматором |
Комплексное занятие |
Участники |
Дети и педагоги |
Муз.руководитель, дети, педагоги |
Организаторы шоу |
Аниматор и дети |
Дети, воспитатель, логопед |
Зрители |
нет |
родители |
Дети, родители, педагоги |
Родители, педагоги |
Нет м.б. родители |
Подготовка со стороны педагогов |
Организационная, содержательная, методическая, материально-техническая [3]. |
Организационная, содержательная, материально-техническая |
Только организационная |
Только организационная |
Организационная, содержательная, методическая, материально-техническая |
Реализация цели и задач в процентном соотношении к общему времени деятельности |
|||||
Когнитивное развитие |
30 % |
10 % |
95 % |
Не |
50 % |
Речевое развитие |
40 % |
30 % |
Не >5 % |
Не |
50 % |
Творчество |
15–40 % |
40–50 % |
0 |
0 |
0–30 % |
Двигательное развитие |
30- 50 % |
40 % |
5 % |
95 % |
5–30 % |
Музыкальное сопровождение |
30–50 % |
50–80 % |
0 — … |
50 % |
0–10 % |
Как видно из таблицы, мини праздники по подготовке педагогов к мероприятию соответствуют комплексным занятиям; по реализации целей и задач находятся между традиционными праздниками и комплексной непосредственной образовательной деятельностью (НОД). В отличии от первых они более познавательны и коммуникативны, по сравнению с НОД дают простор для творчества и двигательной активности.
Во время учебного года в группе проходит три таких праздника по одному в каждом периоде обучения: «Праздник мыльных пузырей» на второй неделе сентября; «Карнавал» — последняя неделя декабря; «День смеха — 1апреля» — в дни весенних школьных каникул.
Работа логопедической группы насыщенна обучающими моментами, совершенствующими произвольные качества личности, а мини праздники, являясь разгрузочными мероприятиями, формируют у детей навыки активного отдыха и навыки социально-коммуникативного развития на непроизвольной основе.
Мероприятия разрабатываются и осуществляются совместно логопедом и воспитателем:
– определяются цели мероприятия;
– отбирается лексический материал с учетом цели, этапа коррекционного обучения и возраста детей;
– привлекаются дети сильной подгруппы для участия в подготовке праздника (разучивание стихов, сценок; сообщения, доклады, проекты);
– подбирается музыкальный репертуар для прослушивания, исполнения или сопровождения упражнений и игр;
– готовятся костюмы для переодевания, атрибуты для игр;
– подбирается оборудование для экспериментов и проведения игр.
В процессе праздничных мероприятий реализуются следующие задачи:
– создается благоприятная психологическая атмосфера в детском коллективе снижающая напряжение и позволяющая использовать время более эффективно;
– обогащается эмоционально-чувственная сфера детей посредством общения со сверстниками в совместной деятельности;
– развивается монологическая и диалогическая речь;
– повышается мотивация детской речи, ее художественно-эстетическая направленность;
– дети приобщаются к красоте художественного слова, народному фольклору, к социокультурным истокам, формированию традиций;
– развивается сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя с детьми, и детей друг с другом на основе личностно ориентированной модели взаимодействия;
– сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье детей благодаря использованию здоровье сберегающих технологий: зрительной гимнастики, смены статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики.
Таким образом, групповые мини-праздники помогают детям с ТНР овладеть социальным опытом, получить важные навыки вербального и не вербального общения с окружающими, навыки работы в коллективе, посредством ведущего вида деятельности дошкольников — игры, что в свою очередь, согласно ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ является формированием социально-коммуникативной компетентности и совместно с программой обучения и воспитания решает задачу подготовки детей к успешному обучению в школе.
Литература:
- Компетентностный подход в обучении / авт.-сост. О. В. Еремкина, Н. Б. Федорова, Д. В. Морин, М. А. Борисова // Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина — Рязань.— 2010. — 48 с.
- Матвиенко С. В. Бинарные занятия в системе современного образования/ Вестник науки и образования № 4(82) часть 1— Москва —2020 —с 64–68
- Сластенин В. А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия”, 2013–576 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) // Гарант https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
- Ярулина Л. П. Формирование ключевых компетенций дошкольников/ Л. П. Ярулина // Молодой ученый. — 2009. — № 10. — с. 385–387. https://moluch.ru/archive/10/777/
Похожие статьи
Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...
Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства
В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...
Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»
Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...
Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ
Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...
Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования
В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития
В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учрежден...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...
Похожие статьи
Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых деф...
Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства
В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...
Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»
Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...
Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ
Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...
Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования
В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.
Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития
В статье представлена практика организации коррекционно-развивающей деятельности шестилетних детей с нарушениями речевого и психического развития в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учрежден...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...