Проектная деятельность в работе с родителями воспитанников детского сада
Авторы: Чепчигашева Елена Валерьевна, Шахрай Татьяна Ивановна, Полибина Елена Анатольевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 15.04.2022
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Чепчигашева, Е. В. Проектная деятельность в работе с родителями воспитанников детского сада / Е. В. Чепчигашева, Т. И. Шахрай, Е. А. Полибина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7280/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопросы воспитания детей раннего возраста — это проблема молодой семьи. Практика констатирует о том, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о закономерностях психического развития в области детской психологии, не владеют элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.
Эта проблема потребовала от коллектива педагогов ДОУ, разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания.
Цель: создание условий для повышения педагогической культуры молодых родителей.
В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников.
Одной из эффективных форм сотрудничества педагогов с родителями воспитанников является проектная деятельность. Педагогами ДОУ были разработаны совместные проекты по работе с семьями: «Давайте познакомимся!», «Вместе весело шагать» и «Молодая семья — это здорово!»
Для установления диалога с семьями воспитанников педагогами был активно использован язык доверия и соучастия, где дается понятие родителям, что их внимательно слушают и слышат, с целью создания положительного эмоционального настроения для совместного решения проблем. В ходе диалога изучались особенности воспитания ребенка в семье, индивидуальные особенности развития воспитанника, его предпочтения, для создания более благоприятных условий в ДОУ и прохождения благоприятной адаптации малыша.
Контакт с родителями будущих воспитанников, т. е. с детьми раннего возраста начинался с момента оформления и приноса медицинской карты в ДОУ. Организованное первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводилась беседа и анкетирование, было направленно на изучение специфики семьи: условия жизни, состав семьи, возраст родителей, уровень подготовленности в вопросах воспитания и подготовленности вхождения в группу сверстников. На основе полученных данных и анализа развития малышей подбирался необходимый консультационный материал для каждого ребенка.
Беседы проводились только индивидуально с каждым родителем, именно в процессе данных бесед давались рекомендации по улучшению адаптации малыша к условиям детского сада.
В период пандемии все предварительные мероприятия (анкетирование, беседы, консультации) имели только индивидуальный характер. Затем родителей познакомили с первой младшей группой. Провелась экскурсия по групповому помещению, где подробно ознакомили родителей с условиями и режимом группы. Были продемонстрированы зоны для игры в групповой комнате, спальня и кроватки для сна, туалетная комната для привития культурных гигиенических навыков.
Воспитатели организовали выставку дидактических игрушек, учебных пособий, детских книг, методических пособий и консультаций в период адаптации малыша. Родителей заинтересовала идея игрушек — бизибордов, и позже папы, из подручных средств, сделали такие замечательные игрушки в группы.
Мероприятие «День открытых дверей» временно был заменен на фото и видеосъемку, размещен в группе родителей «Дельфинчик», где отражались режимные моменты и игровые, музыкальные, прогулки.
Творческие конкурсы: «Осенние фантазии», «Новогодние чудеса», «Сувениры для мамочки», фотовыставки «Любимый город Саяногорск», «Мамочка- солнышко лучистое!», «Новогодние узоры», «Зимушка-зима», «Мой папа-самый сильный», «Моя мама — краше всех», «Весна стучится в двери» — позволили родительскому сообществу стать активными помощниками в жизни группы.
Начиная с первой младшей группы педагоги ДОУ ежегодно придумывают и воплощают в жизнь детского сада всевозможные конкурсы и семейные фестивали. Так, на протяжении 6 лет в конце зимы в «Жемчужинке» проходит фестиваль семейного творчества «Счастливы вместе». В этом фестивале принимают участие семьи всех групп детского сада. Им предоставляется возможность раскрыть себя в двух номинациях: «Декоративно-прикладное творчество» и «Исполнительское мастерство». Семьи-участники разрабатывают эмблему, герб семьи, делают презентацию, в которой рассказывают свою историю и удивляют зрителей и членов жюри прекрасными работами и номерами. Благодаря этому фестивалю мы узнаем какие удивительные, творческие семьи посещают наш детский сад, а родители и дети в процессе подготовки к конкурсу больше узнают педагогов, учатся сотрудничать, договариваться и помогать друг другу.
Помимо этого, внутри ДОУ регулярно проходят всевозможные смотры-конкурсы чтецов, в этом деле идет работа педагог-ребенок-родитель, пройдя через которую ребенок учится держаться на сцене, развивает речь и тренирует память. В таких конкурсах может участвовать любой ребенок детского сада с 2 до 7 лет. Все конкурсы проходят с элементами театрализации и обязательно в тематических костюмах.
На протяжении последних лет традиционным конкурсом чтецов является смотр «Мы помним, мы гордимся», посвященный Дню Великой Победы. В этом году в ближайшее время прошли конкурсы: «Хакасия моя!», посвященный Году хакасского эпоса; конкурс чтецов «Мы — дети Галактики», посвященный дню космонавтики и, пройдет традиционный смотр-конкурс «День Победы!».
Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями. Разработанная модель позволила:
— Создать единую воспитательную среду для каждого воспитанника и его родителей;
— Родители являются активными участниками воспитательного, образовательного процесса;
— Родители принимают рекомендации специалистов ДОУ и применяют на практике.
Очень важно, что у родителей появился интерес к жизни группы. Очень часто задают вопросы по воспитанию детей, по сохранению здоровья, по проблемам преодоления кризиса 3 лет, по проблемам взаимоотношений между сверстниками, братьями, сестрами, родителями. У родителей повышается ответственность за воспитание детей в семье, развивается педагогическая активность, что способствует созданию благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами и помогает социализироваться малышам к условиям ДОУ.
Литература:
- Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» № 1, изд. ЗАО «МЦФЭР», июль 2007г.
- Журнал «Дошкольная Педагогика» № 2, Изд. «Детство-Пресс», февраль 2008г.