Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста
Авторы: Алиева Елена Анатольевна, Батяйкина Ирина Олеговна, Иванова Анастасия Николаевна, Соколова Юлия Андреевна, Заикина Лидия Леонидовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 17.04.2022
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Внедрение техник нетрадиционного рисования в дошкольном образовательном учреждении с целью формирования разносторонней личности детей дошкольного возраста / Е. А. Алиева, И. О. Батяйкина, А. Н. Иванова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7289/ (дата обращения: 16.11.2024).
Применение нетрадиционных техник рисования в дошкольном учреждении играет большую роль в развитие личности ребенка. Любой ребенок — это небольшой исследователь, который с удовольствием и удивлением открывает для себя окружающий его мир, который еще полностью не изучен им, следовательно, в дошкольном учреждении должны создаваться условия для разнообразной творческой и исследовательской деятельности детей. Чем она будет разнообразнее, тем успешнее и благоприятнее будет развитие детей. Они более полно раскроются и смогут реализоваться потенциальные возможности.
Самой благоприятной сферой деятельности детей любого возраста является изобразительная деятельность, но наибольшее удовольствие и радость дети испытывают от рисования, так как потребность в изобразительном искусстве заложена у детей в генетике. Исследуя окружающий мир, они учатся чему-то новому и интересному. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.
Сегодняшний ребёнок — это личность, которая активно познает мир с самого раннего возраста. Современных дошкольников трудно чем-то обычным удивить в наш век информатизации. Поэтому стандартного набора изобразительных средств и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Следовательно, выстраивая систему занятия с детьми по рисованию, необходимо уделять внимание на использования нетрадиционных способов рисования. Как показывает практика, чаще всего детям для рисования предлагают использовать карандаши, восковые мелки, краски и фломастеры, однако такое ограничение не оправдано. Для развития воображения и творческого мышления можно и нужно применять нестандартные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание и многообразие материалов и инструментов. В зависимости от выбранного материала (акварели, гуаши, угля, туши) или инструмента (кисти, карандаша, пера и т. д.) меняется характер изображения. А применение подручных средств и материалов, таких как бумажных салфеток, фотобумаги, ниток, лоскутов ткани, целлофановых пакетов, стружек от карандашей, пластмассовых колпачков, пульверизатора, воска и много другого, придает рисунку дополнительные выразительные оттенки и возможности.
Применение обыденных для нашей жизни и используемых часто в быту инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое — становятся для ребёнка элементом экспериментирования. Нетрадиционное рисование развивает творчество, воображение, проявления самостоятельности, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционными способами-это удивительная деятельность, которая вдохновляет детей. Значение этих техник рисования для формирования личности дошкольника невосполнимо для становления и гармоничного развития личности ребенка.
Применение на занятиях данных техник рисования способствует: развитию пространственного мышления и чувства цвета, формы и фактурности; преодолению страхов и комплекса неуверенности; знакомству детей со свойствами разнообразных материалов; совершенствовать мелкую моторику; испытывать чувство радости и удовлетворения эмоционального созданию условий для свободного выражения своей индивидуальности развитию условий для развития самостоятельности, инициативности раскрытию индивидуальности каждого ребенка развитию внимания и усидчивости, развитию глазомера и зрительного восприятия. Применяя и сочетая различные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно решать, какую технику им использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительнее.
Каждая техника — это интереснейшая игра, доставляющая радость и положительные эмоции. Необычные материалы и различные техники завлекают детишек тем, что здесь нет слова «Нельзя». Можно рисовать такими способами как (оттиск бумаги, с помощью листьев китайской капусты, ватных палочек, ладошек, и т. д.). Проиллюстрируем это на рис.1.
Рис.1. Нетрадиционные техники рисования
Даже можно самому придумать необычную технику. Все зависит от вашего воображения. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям, можно судить о настроении ребёнка. Нетрадиционные техники рисования не утомляют ребят, у них остаётся высокая концентрация внимания на протяжении всего занятия рисованием. Нетрадиционные техники рисования, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, что развивает усидчивость, помогает сосредоточить внимание. Процесс рисования в нетрадиционной форме влияет на психологическое здоровье дошкольников, развивается рефлексия и анализ собственного поведения, чувств, мыслей и навыки контроля и самоконтроля.
Применения нетрадиционных техник позволяет детям приобретать ценный опыт позитивных умений, гармонизировать личность, углублять самопознание, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми. Через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей, ребёнок очищается, становится терпимее, мудрее по отношению к другим. Нетрадиционные техники рисования лежат в основе расслабления и релаксации, что даёт ребёнку возможность, переживать и осознавать конфликтную ситуацию, наиболее удобным для его психики способом. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционное рисование позволяет преодолеть чувство страха, вялость, помогает приобрести уверенность в себя, своих силах. Приобретая тем самым опыт рисования в данной технике, ребенок преодолевает чувство страха. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками. Занятия в нетрадиционной технике рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.
Благодаря рисуночной деятельности, дети учатся удерживать определённое положение корпуса, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время. Сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском образовательном учреждение поможет ребенку овладеть методами творческого самовыражения, откроет новый радостный мир необычных художественных техник, прививает вкус к исследовательской деятельности, пополняет словарный запас и развивает речь.
Нетрадиционное рисование — это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами. Именно поэтому, нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей так, как они открывают множество возможностей и фантазий. В детском дошкольном учреждении должны быть созданы условия в группах для нетрадиционного рисования, которые будут способствовать развитию ребенка и становлению его как личности, что жизненно важно и необходимо в наше время. Методические рекомендации по использованию основных техник нетрадиционного рисования в дошкольном учреждении представлены ниже. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами.
Поэтому для максимального развития творческого и личностного потенциала ребёнка средствами изобразительной деятельности необходимо создавать соответствующую среду, которая послужит базой для высвобождения его творческого потенциала. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, необходимо обогатить содержание соответствующих уголков. Изготовить дидактические игры, пособия, которые используются в предварительной работе. Подготовить серию репродукций картин художников, слайды, книги для детей об искусстве и непосредственно сами материалы для нетрадиционного рисования в зависимости от вида техник, используемых в дошкольном учреждении и возраста детей — штампы, трафареты, чеканки, нитки, ватные палочки, поролон, кисти разной жёсткости, бросовый материал, крупы и т.
В дошкольном учреждении нетрадиционное рисование используется как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности дошкольников. Говоря о специально организованной деятельности (игра, занятие), следует отметить, что структура классического занятия по нетрадиционному рисованию схожа со структурой традиционного занятия.
1 этап — начало занятия. Заинтересовать детей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. Результат работы дошкольника зависит от его увлечения, на занятии важно привлечь ребёнка к рисованию при помощи индивидуальных подходов. Такими подходами являются: игра; сюрпризный момент; просьба о помощи; музыкальное сопровождение и т. д.
2 этап — реализация идей. Каждый ребёнок выступает в роли маленького художника. Он сам пробует представить, понять собственное отношение к заданной теме и изобразить задуманное и осмысленное в реализуемой работе интересным и приемлемым для себя способом. Новизна обстановки, красивые и необычные вещи, интересные для детей, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что не позволяет допустить в детскую деятельность однообразия, а обеспечивает непосредственность детского творчества. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, а с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
3 этап — анализ работ. Здесь важно умение выразительно описать образ, передать настроение и собственное отношение к изображаемому. Прямую оценку необходимо заменить похвалой, поддержкой, обсуждением. Анализируя друг друга, важно не забывать об уважительном отношении.
Однако несколько иная должна быть роль педагога. Участие педагога состоит в том, чтобы создать условия и помочь ребенку отбросить привычные стереотипы решения найти свой вариант и позволить ребёнку экспериментировать, выражая свой замысел на бумаге не просто используя для этого краски и кисть, а разные, порой самые необычные материалы. Во вторую половину дня нетрадиционное рисование можно использовать для реализации проектной деятельности. Это касается выполнения более сложных работ, выполнение которых происходит в несколько этапов (использование сочетания техник, предварительная подготовительная работа). И в заключении своей статьи, хотелось бы отметить: художественно-эстетическая деятельность призвана доставлять детям радость, море положительных эмоций. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможности и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.
Литература:
- Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. — М.: Цветной мир, 2018
- Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. ФГОС» И. А. Шаляпина. — М.: Сфера, 2019