Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Обобщение и закрепление знаний детей по обучению грамоте «По следам гусей-лебедей» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, И. А. Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Обобщение и закрепление знаний детей по обучению грамоте «По следам гусей-лебедей» / И. А. Абрамова, В. Н. Макарова, О. Л. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7291/ (дата обращения: 17.10.2024).



Образовательная область : речевое развитие.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Обобщать и закреплять представления детей о звуках и буквах русского языка.

Задачи:

Коррекционные:

Автоматизировать в связной речи звуки Р, РЬ, Ш, Ж.

Обучающие:

Учить искать к слову подходящую звуковую схему.

Закреплять умение собирать буквы из частей.

Закреплять знание характеристик разных звуков.

Закреплять и практически применять правило деления слов на слоги.

Закреплять умение детей читать слоги и слова со знакомыми буквами.

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

Развивать умение называть в словах все звуки по порядку.

Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Развивать фонематический слух.

Совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность.

Развивать умение контролировать собственную речь.

Развивать внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению.

Воспитывать у детей умение терпеливо выслушивать вопросы педагогов и ответы товарищей, уважать их мнение.

Воспитывать любовь к родному языку.

Воспитывать звуковую культуру речи.

Оборудование: книга «По следам гусей, лебедей»,предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки с буквами, карточки со слогами, разрезные буквы, шнуровка «Яблонька», фломастеры, мольберты.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», знакомство с профессиями, пекарь, садовник, рыбак, лесник.

Ход занятия:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Дети встают в полукруг перед педагогом. Педагог: «Дети, послушайте отрывок из сказки. Подумайте и скажите, из какой это сказки».

Педагог зачитывает отрывок из сказки: «Добежала девочка до печки.

— Печка, матушка спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь села».

Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок?

— Гуси-лебеди.

Может ли такая история случится в наше время? — Ответы детей.

  1. Поисковый

Я сочинила современную сказку «По следам гусей-лебедей». Хотите послушать? — Да.

Я буду рассказывать. А вы будете слушать, но не просто. Вам нужно будет помогать девочке из моей сказки выполнять задания. Вы согласны? — Да.

Ну, тогда начинаем. Садитесь поудобнее.

  1. Практический

Дети садятся на стульчики полукругом. Логопед показывает книгу, в которой написана современная сказка «По следам гусей-лебедей».

Открывает первую страницу и начинает рассказ.

— В одной деревне в небольшом доме жила семья. Папа плотник, мама учительница и двое детей, дочка и сынок. Летом, в выходной день, собрались родители на рынок и попросили дочку следить за братом и ни куда из дома не уходить.

Следующая страница книги.

У девочки в это время был новый телефон, она села у окошка, чтобы за братом смотреть, да в телефоне заигралась. А брат тем временем вышел во двор на самокате покататься, увидел в небе птиц большекрылых и решил проследить, куда они так все вместе летят. Встал на самокат и поехал за ворота, на соседнюю улицу, до пекарни, за деревню к речке, а дальше скрылся из виду.

Следующая страница книги.

Спохватилась девочка, глядь, а братика нет во дворе, нет и за воротами.

Побежала она по улице, свернула на соседнюю, а там пекарня стоит. Смотрит, пекарь вышел на крыльцо, она у него и спрашивает «Не видели ли вы братца моего». А пекарь ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда братец твой на самокате уехал, подскажу. Ты скоро в школу пойдешь, должна все знать и уметь». А девочка так растерялась, что ни одно задание выполнить не смогла.

Педагог достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.

Задания пекаря

  1. Назовите по порядку все звуки в слове. Ребенок берет картинку, называет ее и произносит все звуки по порядку.
  2. Подберите к картинке звуковую схему слова. Ребенок берет картинку и ищет подходящую звуковую схему.

Все задания пекаря выполнены. Пекарь показал девочке направление, куда брат уехал, и девочка побежала дальше.

Логопед предлагает детям подойти к следующей странице книги.

Девочка добежала до конца деревни, видит сад растет. Яблоки спеют, и садовник за ними ухаживает.

Спрашивает она садовника «Не видели ли вы брата моего».

А садовник ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. Девочке задания еще сложнее показались, опять она не смогла их выполнить.

Педагог достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.

Задания от садовника

  1. Составьте букву из частей и придумайте слово на этот звук. Каждый ребенок берет свой конверт, высыпает части буквы, складывает, называет слово.
  2. Составьте слово. На шнуровке «Яблонька» нужно составить любое слово из букв и соединить шнурком.

Выполнены все задания садовника. Садовник показал девочке направление, куда брат уехал, и девочка побежала дальше.

Педагог предлагает детям встать и подойти к следующей странице книги.

Видит, раскинулось широкое поле, растут на нем разные овощи и злаки. Работает на поле фермер, она у него и спрашивает «Не видели ли вы братика моего».

А фермер ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда братик твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.

Педагог предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.

Задания фермера

  1. Разделите слова на слоги. Дети слушают слово, делят его хлопками на слоги и говорят, сколько слогов.
  2. Прочитайте слоги и составьте слово из слогов. Дети берут конвертик, высыпают карточки, читают на них слоги и составляют слово.

Задания фермера выполнены. Фермер показал девочке направление, куда братик уехал.

Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.

Добежала девочка до речки, смотрит, рыбак на берегу в лодке сидит, она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А рыбак ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.

Логопед предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.

Задания рыбака

  1. Составить слово по первым звукам. Ребенок берет карточку, называет про себя картинку и записывает первый звук буквой, и так все картинки на карточке, затем читает слово.
  2. Записать буквы по порядку и прочитать слово. Ребенок берет карточку, смотрит на цифры и буквы сверху, записывает буквы по порядку в соответствии с цифрами и читает слово.

Задания рыбака выполнены. Рыбак переправил девочку на другой берег реки и показал ей направление, куда брат уехал.

Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.

Бежит девочка дальше, по сторонам осматривается, уже деревня позади осталась, лес впереди, нет никого, куда бежать, не знает.

Вот на встречу ей лесник выходит, она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А лесник отвечает «Видел я мальчика на самокате, по лесной тропинке он поехал. Ты не побоишься по тропинке пойти и брата своего в лесу найти?» Страшно стало девочке, давайте вместе с ней пойдем…

Физкультурная минутка

Мы заходим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес. Ходьба.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы.

Продолжаем мы гулять. Ходьба.

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. Ходьба.

Впереди ручеек,

Перейти — вот мосток. На носочках.

Пробирайся осторожно,

Промочить здесь можно ноги. Высоко поднимают ноги.

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. Прыжки.

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. Приседают.

Будем медленно идти —

Дождь настигнет нас в пути. Легкий бег.

Так давай быстрей беги. Быстрый бег

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.

Привела девочку лесная тропинка к лесному озеру, а на озере птиц разных видимо-невидимо — дикие гуси, утки, лебеди и другие птицы, которых девочка и название не знает. Смотрит, а под березой брат ее сидит и плачет. Доехал он на самокате за птицами, а как домой вернуться, не знает. Взяла девочка братика за руку, и стали они возвращаться домой. Но до дома путь не близкий, далеко брат уехал. Скоро родители домой вернуться, а детей дома нет. Что же желать?

— Давайте, и в этот раз им поможем. Есть у меня волшебная дорожка со слогами и словами. Мы будем слоги и слова на дорожке читать, а девочка с братом по ней идти. Чем быстрее мы, прочитаем тем быстрее они вернутся домой.

Педагог предлагает детям подойти к волшебной дорожке.

Дети по очереди читают слоги и слова на волшебной дорожке.

Педагог — Вот, молодцы, все слова правильно прочитали, а девочка с братом дошли до деревни.

Прибежали домой, а там отец с матерью приехали.

Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Педагог беседует с детьми

— Дети, вам понравилась моя сказка? — Да.

— А участвовать в сказке и выполнять задания понравилось? — Да.

— Тогда скажите, какое задание вам понравилось больше всего?..

— Какое задание вам показалось самым трудным? ...

— Вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы. Мне понравилось, как читал Данил. Правильно делил на слоги слова Тимур. Интересное слово сложила Мира на шнуровке «Яблонька».

— А теперь подойдите и выберите себе звездочку, которая вам понравилась больше всего.

  1. Последующая работа

На следующем занятии мы еще раз выполним те задания, которые вам понравились или вызвали сложности.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по волшебной стране к Деду Морозу»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Заглавная буква в написании кличек животных» (УМК «Школа России»)

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по волшебной стране к Деду Морозу»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «В поисках сокровищ» (образовательная область «Речевое развитие»)

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Заглавная буква в написании кличек животных» (УМК «Школа России»)

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Среда обитания»

Задать вопрос