Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, Т. Е. Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности / Т. Е. Хаустова, И. В. Китик, И. В. Рыболова, С. А. Грищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7315/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольный период детства. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

С точки зрения В. П. Глухова, связная речь в широком смысле слова обозначает единицу речевой системы, составляющие части которой, представленные служебными и знаменательными слова, словосочетаниями, являются целостным образованием, характеризующимся организованностью, логичностью. В виде разновидности связной речи можно представить каждое обособленное предложение [1].

Как отмечает Ф. А. Сохин: «Связная речь — это последовательно связанные друг с другом мысли, достижения ребенка в овладении родным языком — его звуковой, лексико-грамматической стороны. Умение строить связные высказывания указывает на уровень развития речи ребенка» [2, с. 69].

Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит задача поиска и выбора таких педагогических средств, которые отвечали бы современным требованиям и соответствовали возрастным и индивидуальным особенностями детей дошкольного возраста.

Полисенсорный подход может рассматриваться как эффективный вариант работы по формированию связных высказываний у детей. В ряде исследований рассматривается принцип опоры на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем, программируемости и контроля (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. П. Григорьева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова). Всесторонне изучено формирование перцептивных действий в генезисе осязательного (Т. О. Гиневская, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская), кинестетического (Я. З. Неверович), визуального (Р. Арнхейм, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. П. Григорьева, М. И. Лисина и др.) и аудиального (Т. В. Едновицкая, Ф. Ф. Pay, Т. А. Репина) восприятий.

Педагогу необходимо определить у каждого ребенка ведущий вид модальности — визуальный, кинестетический, аудиальный. И затем, опираясь на полученные результаты, проектировать работу таким образом, чтобы материал, предлагаемый ребенку, учитывал его ведущую модальность.

Ниже предлагаем пример работы по формированию связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности при изучении лексической темы «Обувь».

Для детей-визуалов

Развитие умения составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам

Инструкция: Я буду показывать картинки, а ты расскажи, что на них изображено.

Картинки предъявляются ребенку поочередно.

Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Инструкция: Перед тобой несколько картинок, они связаны одной темой — обувь, твоя задача внимательно рассмотреть каждую картинку, затем выяснить их последовательность, разложить правильно. А потом рассказать историю, которая на них изображена.

Развитие навыка пересказа

Инструкция: Предлагаю сейчас посмотреть небольшой видеоролик, будь внимателен, твоя задача — смотреть внимательно, а затем пересказать, что ты видел в видеоролике. Тема, не забывай, об обуви.

https://ok.ru/video/956339327385

Развитие умения составлять рассказ из личного опыта

Инструкция: Посмотри на картинки, выбери из них одну, которая схожа с твоей историей из жизни, может это случалось с тобой, близкими или знакомыми. Расскажи.

Описание: https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1134404/main_image.jpeg

Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке

Инструкция: Перед тобой картинка, расскажи, что на ней нарисовано.

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0188/0007b62f-af7c2f6c/hello_html_3d7fce45.jpg

Для детей-кинестетиков

Развитие умения составлять описание предмета на ощупь

Инструкция: Я сейчас завяжу тебе глаза, у меня в руках будет разная обувь, я буду давать тебе ощупывать ее, ты характеризуешь и называешь, что это.

Обувь: сапоги, шлепки, ботинки, туфли, галоши, мокасины, босоножки, кроссовки.

Развитие умения составлять рассказ на заданную тему на основе рисования на манной крупе

Инструкция: Перед тобой поверхность с крупой, сейчас я предлагаю нарисовать магазин обуви. Когда будешь рисовать, называй то, что рисуешь.

Развитие умения составлять рассказ из личного опыта на основе песочной терапии

Инструкция: Давай нарисуем историю на песке, связанную с тобой, обувью, которую ты носишь, которая у тебя есть или любимую. Когда будешь рисовать, рассказывай.

Для детей-аудиалов

Развитие умения составлять предложения по отдельно воспроизведенным словам

Инструкция: Я буду называть слова, послушай их внимательно. Затем из них составь предложение. Слова называются беспорядочно, поэтому хорошо подумай.

Слова:

1) лето, босоножки, обувать, девочка.

2) бегать, кроссовки, мальчик, обувать.

3) пляж, шляпки, обувать.

Развитие навыка пересказа на основе прослушивания образца педагога

Инструкция: Я прочитаю (включу запись) текст про обувь, будь внимательным, запоминай его. Потом перескажешь.

Сказка «Антошкины ботинки»

Левый ботинок Антошки был самый вредный. Он постоянно куда-то исчезал. То его находили на кухне, то в ванной, а то и совсем под диваном. Правый ботинок тоже не сидел на месте, но был как-то все время на виду.

Однажды вечером Антошку это так разозлило, что он сказал:

— Все! Ты мне надоел! Ты самый непослушный ботинок в мире! Я с тобой больше не играю!

И засунул ботинок под кровать. Теперь у Антошки остался один ботинок — правый. Ходить в нем было ой как неудобно, но Антошка назло левому ботинку все-же ходил в нем туда-сюда. Ходил, бегал, пока не споткнулся и упал.

— Ах, так! — сказал Антошка, обращаясь к правому ботинку. — Это ты мне назло сделал! И я знаю почему. Потому что левый ботинок — это твой друг. Вы сговорились. Ну ничего, сейчас ты от меня получишь, — сказал Антошка и закинул ботинок под шкаф.

Мама собралась идти в магазин и говорит Антошке:

— Надень куртку, ботинки и пойдем в магазин.

— Я с ними поссорился навсегда! — ответил Антошка и грустно сел в кресло.

Папа, конечно, все это слышал и видел. Он подумал и сказал:

— Ботинки тоже надо воспитывать и знать их привычки, тем более что они — родные братья. Они любят стоять всегда рядом у двери, когда ты идешь гулять, в детский сад, приходишь с улицы, и быть вместе на коврике. Вот и все.

Когда мальчик Антошка стал делать так, как ему посоветовал папа, ботинки стали послушными, и мальчик Антошка больше никогда на них не сердился.

Развитие умения составлять окончание рассказа на основе прослушанной его части

Инструкция: Я расскажу начало рассказа, а твоя задача послушать его внимательно и придумать окончание.

«Сказка про Катюшу и башмачки»

Катюше бабушка подарила башмачки. Ничего себе так. Темненькие. Удобные. Одно только — не новые. Но не рваные, а лишь потертые. Чуть-чуть

Катюшка губки надула, отвернулась:

—Не буду носить! Они старые!

—Они еще хорошие, — уговаривала бабушка, — а попозже мы тебе новые туфельки купим. Сейчас денег пока нет на новые.

Ну, делать нечего. Одела Катюша башмачки и пошла с бабушкой в садик. Идет, камешки башмачками подбивает, ногой в лужу топает.

—Шворк, шворк, Што ж, Што ж ты так? Чух-чух, не хочу. «Что это? Кто это?

Стала Катюша прислушиваться. А это ее башмачки сами с собой разговаривают.

И с каждым камешком рот у башмачков открывается все шире, а звук все громче. Вот уже и слова стала Катюша разбирать.

«Злая эта Катюша, совсем наши носики не жалеет. Все камешками побила». А каблучки на башмачках вторят: «Вот ведь какая. Все гвоздики сбила, так и до садика не дойдет».

—Ой, — вскрикнула, Катюшка и на одной ножке запрыгала.

—Что с тобой, внученька? — спросила бабушка и посмотрела Катюше на ножки. А у Катюши башмачок развалился, и камешек палец на ноге ударил. А второй-то камешек закатился под пяточку, и ступить ножкой больно.

—Ой, ёй, ёй! — запричитала бабушка, всплескивая руками.

— Да, как же это так? Ведь крепенькие такие были.

А Катюша стоит головку опустила: стыдно ей признаться, что сама она нарочно башмачки-то сбила.

Взяла бабушка внучку на руки и до садика донесла, а потом побежала домой к дедушке, чтобы он починил башмачки. Сказано — сделано. Дедушка, гвоздики подбил, носики подклеил, а бабушка еще краской новенькой подкрасила и стали башмачки, как новые и даже лучше.

Пришла бабушка за Катюшкой вечером и принесла башмачки, а Катюшка их едва узнала: какие они красивые стали. Одела она их и … Что дальше произошло?

Литература:

  1. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. 241 с.
  2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2006. 297 с.
  3. https://mirdoshkolyat.ru/novosti/skazka-pro-katjushu-i-bashmachki

Похожие статьи

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос