Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников
Авторы: Асеева Елена Ивановна, Богданова Екатерина Владимировна, Кувшинова Светлана Владимировна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 18.05.2022
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Асеева, Е. И. Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников / Е. И. Асеева, Е. В. Богданова, С. В. Кувшинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7362/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ социальной адаптации доказал целесообразность реализации модели.
Ключевые слова: дошкольники, педагоги, родители, модель, социальная адаптация.
Введение. Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и профессиональным стандартом педагога дошкольного образования. В части 1.7. пункт 6 сказано, что ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и проведение корригирующих занятий по необходимости [5].
В проекте профессионального стандарта педагога дошкольного образования в пункте 3.1.4. «Трудовая функция» среди прочих выделен пункт: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по вопросам их развития и образования, а также педагогическое обеспечение участия родителей (законных представителей) в жизни детского сада» [6].
Проблеме социальной адаптации детей в дошкольной образовательной организации посвящены труды многих ученых.
Так Ивановой Н. В., Якуповой Е. Ю., Кривовицыной О. Б разработано практическое пособие, позволяющее проводить психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в период адаптации и по завершении этого процесса [3].
Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко рассматривают вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогами дошкольной образовательной организации, где основной эффективной формой названа клубная деятельность, способствующая, в том числе, успешной социальной адаптации [1].
Огороднова О. В. выделила и описала уровни взаимосвязанности педагогов ДОО и родителей в образовательном взаимодействии: «параллельных действий», «встречного движения», «сотрудничества» [4].
Авторы Е. М. Беспаленко и В. В. Беспаленко поднимают вопросы позитивного имиджа образовательной организации, и предлагают пути повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, одним из пунктов которого является проведение маркетинговых исследований с целью установления потребностей детей и их родителей, возможностей совместной педагогической деятельности ДОО [2].
Изучение научной литературы, практик известных ученых позволили сформулировать цель исследования — разработка и реализация модели взаимодействия родителей и педагогов ДОО для успешной социальной адаптации дошкольников.
Объект исследования — взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовании детей и социальной адаптации.
Предмет исследования — формы взаимодействия педагогов ДОО и родителей, способствующие успешной социальной адаптации детей.
Задачи : разработать модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников; реализовать модель; провести сравнительный анализ эффективности модели; разработать диагностический инструментарий для мониторинга социальной адаптации.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Время исследования — 2020–2022 год.
Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования, анкетирование родителей, наблюдение, игры. Для мониторинга успешности реализации модели применялись игры «День рождения», «Секрет», «Путешествие». Спортивный праздник «Эстафета здоровья».
Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников представляет собой сферу деятельности педагогов и родителей воспитанников, основанную на принципах: непрерывности и прогрессивности, перспективности, развития, гуманизма, общения.
В модели описаны принципы выстраивания взаимоотношений с семьей: взаимодействие; доверие; взаимная ответственность; сотрудничество; эмпатия; сотворчество.
Интерактивными формами взаимодействия являются: психологические упражнения (тренинги); дискуссии; игры; кейс-стади.
Формы работы с семьей: семинары, создание семейного портрета выставки; семейные проекты; «Школа адаптации»; консультационная помощь педагога-психолога; совместные праздники; клуб родительского этикета «Дружная семья»; родительские собрания в нетрадиционной форме.
Полезными являются нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей: информационно аналитические; досуговые; познавательные; наглядно-информационные; конструктивно деятельностные.
Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские совещания; вечера для родителей; тематические выставки; попечительский совет; школа для родителей; родительский комитет и др.
Рис. 1. Модель взаимодействия педагогов и родителей для успешной социальной адаптации дошкольников
Результаты и их обсуждение
Мониторинговые срезы, которые проводились каждые три месяца, показали, что приспособление детей к социальным условиям, взаимодействию с другими детьми изменялись в сторону изменения социальных ролей, улучшения взаимоотношений, преобладанием стенических эмоций, что влияло на общее соматическое здоровье.
Таким образом, социальная адаптация дошкольников предполагает освоение ребенком новых для него социальных ценностей и социального опыта, новых социальных ролей. По оценке родителей воспитанников, критериями успешной социальной адаптации являются эмоциональное благополучие, дружелюбие, активность в игровой деятельности и др. Эффективность модели доказывалась сравнением результатов экспериментальной группы, где реализовывалась модель и с группой, не участвующей в эксперименте. Разность в критериях составляла ≆ 1,5–1,8 в пользу участников эксперимента.
Литература:
- Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. — Москва: Высшая школа, 2016. — 128 c.
- Беспаленко Е. М., Беспаленко В. В. Управление конкурентоспособностью образовательной организации. Вестник ВИРО. Выпуск 3. 2019, — 165–178 с.
- Иванова Н. В., Якупова Е. Ю., Кривовицына О. Б. Социальная адаптация малышей в ДОУ. Сфера, 2011, — 128 с.
- Огороднова О. В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников. Дисс… к.пед.наук. Тюмень, 2002, — 205 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
- Проект профессионального стандарта педагога дошкольного образования https://docs.cntd.ru/document/499053710
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Психологический анализ особенностей эффективности взаимодействия педагога с детьми в процессе совместной деятельности в ДОУ
В статье автор пытается определить критерии эффективности взаимодействия педагога с воспитанниками в процессе совместной деятельности.
Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы
В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации млад...
Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.
В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...
Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада
Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Профилактика нарушений адаптации в 5 классе
В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Психологический анализ особенностей эффективности взаимодействия педагога с детьми в процессе совместной деятельности в ДОУ
В статье автор пытается определить критерии эффективности взаимодействия педагога с воспитанниками в процессе совместной деятельности.
Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.
Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе
В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.
Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы
В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации млад...
Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.
В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...
Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада
Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...
Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников
В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Профилактика нарушений адаптации в 5 классе
В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...