Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 04.06.2022
Статья просмотрена: 126 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7410/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основная идея и актуальность:
Чем больше времени проходит после Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, тем сложнее рассказать подрастающему поколению о ней. А дошкольников знакомить с этой темой еще сложнее. К сожалению, с каждым днём, утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны, работников тыла, тех, кто помнит и может рассказать детям, о войне, о героях — защитниках Родины, о вооружении тех лет, о том, как протекала жизнь в тылу и много другое, что бережно хранилось раньше в семьях и передавалось от дедушек и бабушек — внукам и правнукам. Поэтому мы решили разными методами «погружать» детей в атмосферу тех лет. Для этого мы задумали с детьми большой проект «Мы наследники Победы». Название выбрано не случайно, ведь именно для наших детей, для их счастливого детства сражались их прадеды на фронтах войны и именно им придется хранить память о них. Наш проект мы разделили на несколько направлений.
- Мы сделали выставку книг о войне и регулярно читали их детям.
- Вместе с детьми склеили модели военной техники, участвующей в Великой Отечественной войне, а потом «открыли» мини-музей макетов военной техники.
- Подобрали песни военных лет и прослушивали их с детьми.
- Одним из интересных элементов проекта стал альбом фотографий и документов военных лет. Эти фотографии прадедов, хранившиеся в семьях и фотографии военных корреспондентов.
- Еще осенью, мы решили высадили луковицы тюльпанов, для того чтобы она расцвели к празднику, Дню победы и дети смогли возложить их к памятнику погибшем воинам. Каждый ребенок высадил свой тюльпан. Сорт подобрали с символическим названием «Слава». Дети самостоятельно высаживали, ухаживали за тюльпанами, поливали, пропалывали. В День победы тюльпаны срезали, чтобы возложить их к мемориалу в парке «Грачевка» Защитникам Москвы.
Цель:
Создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне.
Расширять знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день. Приобщить детей к семейным ценностям, к историям их семей.
Задачи :
Образовательные:
- Познакомить детям с причинами начала войны.
- Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
- Познакомить детей с тем, как жила страна в эти годы
- Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, основных сражениях.
- Приобщать детей к семейным ценностям, истории своей семьи.
Развивающие:
- Развивать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Развивать у детей интерес к героической истории своей страны
- Развивать память, мышление, любознательность.
- Развивать у детей умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (Моделирование, изобразительная деятельность и т. д.).
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, ее истории
- Воспитывать эмоциональную заинтересованность;
- Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
- Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
- Воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
- Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством совместного поиска информации.
Ресурсное обеспечение:
— Ноутбук,
— Магнитофон,
— CD-диски с записью песен военных лет, в исполнении известных певцов, записью писем с фронта, в исполнении известных актеров.
— Фотоаппарат.
— Материалы для изготовления альбома «Мы наследники Победы» (Бумага разных видов, картон, краски «Гуашь», кисти синтетика и колонок, ножницы, клей, фотографии военных лет, письма, документы из семейных архивов, фотографии медалей, фотографии детей при посещении памятных мест города Москвы.
— Сборные модели военной техники 1941–1945 годов, клей для моделей, подставки для моделей.
— Набор репродукций картин «Битвы Великой Отечественной войны». Наборы открыток, посвященных Дню победы.
— Книги о войне Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?», В. Козлов «Пашкин Самолет», Е Воробьев Незабудка, Т Белозеров «Вечный огонь», Ю Яковлев «Как Сережка на войну ходил», Ю Стрехнин «Город отважных», А Жариков «Юнибат Иванов», Н. Тороповский «Огненная баллада», А Алексеев «Сто рассказов о войне», «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Рассказы о полководцах», «Рассказы о маршале Жукове», «Московская битва», «Подвиг Ленинграда», «Брестская крепость», «Взятие Берлина», «Оборона Севастополя. Сражение за Кавказ», «Победа под Курском. Изгнание фашистов», «Салют победителям»
— Серия книг «Пионеры-герои», Серия книг «Лучшие стихи о войне», Сборник Стихи и песни о войне. Аркадий Гайдар» Сказка о Мальчише-Кибальчише. А.Митяев «Почему армия родная» Ю Яковлев «Девочки с Васильевского острова», А Митяев «Землянка»
— Тюльпаны сорта «Слава», совочки для посадки, грабельки для рыхления, лейки.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся, бережно относится к героической истории своей страны, чтить память погибших и уважать старшее поколение, подарившее всем народам мир. Получат новые знания о Великой Отечественной войне, о том, как сражались на фронте их прадеды и как в это время жили, работали для фронта, люди в тылу.
Дети расширят и обогатят свой словарный запас, познакомятся с художественной литературой и музыкальными произведениями, песнями военных лет.
Научатся выращивать тюльпаны, сажать, ухаживать за ними.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразится на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект поможет сплотить детей, сформировать детскую общность.
Мы считаем, что активное участие в проекте должны принять родители, посетить с детьми памятные места города Москвы. Разыскать семейные реликвии, письма, фотографии военных лет, бабушек и дедушек в эти годы и приобщить внуков к семейным ценностям.
Методы и средства реализации
Образовательные области |
Совместная деятельность детей и воспитателей |
Совместная деятельность детей и родителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа с детьми: «Как и почему началась Вторая мировая война». Беседа с детьми: «Объявление войны и начало войны в нашей стране, как это было». Прослушивание «Обращения Ю. Б. Левитана к гражданам страны с информацией о начале войны 22 июня 1941 года» Беседа с детьми «Почему война — это страшно?» |
Консультации для родителей: «Как рассказать нашим детям об этой Великой войне» «Семейные реликвии, ордена и медали, письма и фото прадедов, семейные рассказы о героях, с этим наследим необходимо познакомить детей». |
Рассматривание в книжном уголке книг о войне, картин, иллюстраций, сборников стихотворений разных авторов о войне. Совместные игры с наборами солдатиков «Солдаты в бою» «Военная техника 1941–1945 годов» |
Познавательное развитие |
НОД «Что мы Родиной зовем» «Государственные символы России сейчас и во время войны» Георгиевская ленточка — символ победы» «Кто такие защитники Отечества» «Разные рода войск» «Военная техника» «Защита Брестской крепости» «Битва под Москвой» «Блокада Ленинграда» «Сталинградская битва» «Курская дуга» «Взятие Берлина» Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами. (Сборка моделей техники для мини — музея) «Тюльпаны — луковичные растения» «Как и когда сажать тюльпаны» «Как ухаживать за тюльпанами» |
Посещение родителями вместе с детьми музея «Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе» «Центрального музея Вооруженных сил в Москве» «Государственного музея обороны Москвы» Музейно-мемориального комплекса «История танка Т–34» Посещение памятников в Москве «Могила неизвестного солдата» «Мемориального комплекса «Площадь мужества в Измайловском парке» «Ежи в Химках» «Памятник на братской могиле защитникам Москвы в парке Грачевка» |
Дидактические игры: Настольно-печатная игра «Морской бой» «Военная форма — рода войск» |
Речевое развитие |
Чтение книг: Книги о войне Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?», В. Козлов «Пашкин Самолет», Е Воробьев Незабудка, Т Белозеров «Вечный огонь», Ю Яковлев «Как Сережка на войну ходил», Ю Стрехнин «Город отважных», А Жариков «Юнибат Иванов», Н. Тороповский «Огненная баллада», А Алексеев «Сто рассказов о войне», «Рассказы о Великой Отечественной войне», «Рассказы о полководцах», «Салют победителям» Прослушивание песен военных лет и заучивание их. |
Домашнее задание: «Герои в моей семье». (подготовить с ребенком рассказ о прадедушках и прабабушках, участниках войны и тружениках тыла) |
В книжном уголке рассматривание наборов открыток и фотографий о войне, военной технике, памятниках, посвященных воинам в Москве. |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Морской бой» «Летят самолёты» «Салют Победы на Красной площади» «Парад Победы» «Открытки ветеранам» Лепка: «Танки идут в бой» «Пограничник с собакой» Аппликация: «Война» «Вечный огонь у Кремлевской стены» «Цветы победы» |
Домашнее задание: Сделать странички к альбому «Мы наследники Победы» «Мой герой». |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Самолеты летят на аэродром» «Саперы (собрать шарики разного цвета» «Снайперы (попади в цель)» Эстафета «Доставь пакет с секретным донесением» Эстафета «Моряки» Эстафета «Пограничники на границе» |
Спортивные игры для родителей с детьми: «Мама папа я –спортивная семья» |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей по тематике проекта. |
Этапы реализации |
Сроки |
Виды деятельности |
Цель |
Исполнители |
подготовительный |
Сентябрь-ноябрь |
Чтение с детьми рассказов, стихотворений о войне. Беседы с детьми о войне, героях войны, о том, как бы дети хотели почтить память погибших воинов, защитивших страну, Москву. Рассматривание репродукций картин о битвах Великой Отечественной войны. Предложить сделать в группе выставку книг о войне. Мини — музей военной техники. Альбом «Мы наследники Победы» Посадить тюльпаны, для возложения их в День победы к памятнику погибшим воинам. Каждый ребенок высаживал свой тюльпан, и около него ставилась бирка с именем ребенка. |
Познакомить детей с тем, как сражались на фронте солдаты, как работали люди в тылу. Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при выполнении проекта, активно участвовать в нем. |
Воспитатели, дети, родители. |
основной |
Декабрь- апрель |
Подбор книг для выставки. Склеивание моделей для Мини — музея военной техники Оформление мини — музея. Изготовление альбома: Мы наследники Победы Подбор фотографий из интернета. Подбор семейных фотографий, писем и других документов. Уход за высаженными тюльпанами. |
Сделать героев для создания мультфильма |
Воспитатели, дети, родители. |
заключительный |
Май |
Возложение выращенных тюльпанов к мемориалу советским воинам — защитникам Москвы в парке Грачевка. Досуг «День Победы» Защита проекта «Мы наследники Победы» в дошкольном учреждении |
Познакомить детей других групп, с проектом «Мы наследники Победы» |
дети |
Рефлексия
Мы считаем, что в результате нашей работы, дети научились, бережно относится к героической истории своей страны, чтить память погибших и уважать старшее поколение, подарившее всем народам мир. Получили новые знания о Великой Отечественной войне, о том, как сражались на фронте их прадеды и как в это время жили, работали для фронта, люди в тылу.
Дети расширили и обогатили свой словарный запас, познакомились с художественной литературой и музыкальными произведениями, песнями военных лет.
Научились выращивать тюльпаны, сажать, ухаживать за ними.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Активное участие в проекте приняли родители, посетили с детьми памятные места города Москвы. Разыскивали семейные реликвии, письма, фотографии военных лет, бабушек и дедушек в эти годы и приобщали внуков к семейным ценностям.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М,:ЦГЛ, 2005.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
- Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. Программа взаимодействия семьи и детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., Мозаика — Синтез 2011.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию». — М., Сфера 2005
- Казакова Л. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе». — М., Сфера 2014
- Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. — М., Сфера 2020
- Великая Отечественная Война. Беседы с ребенком — М., Карапуз, ТЦ Сфера 2012
- Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов –
- Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. — М., Детство — Пресс 2020.
- Шорыгина Т. А. Беседы о детях — героях Великой Отечественной войны.- М, Сфера 2019.